На проходившем в Польше экономическом форуме заместитель министра по экономике, желая угодить своему партнеру из Южной Кореи, спросил, что Польша может еще сделать, чтобы в нее пришло больше южнокорейских инвесторов. Тот ответил: польскому правительству нужно только заботиться об инвесторах, которые уже есть. Потому что владельцы компаний общаются друг с другом. Если они будут довольны, то расскажут об этом другим инвесторам.
На ХII Международном экономическом форуме, недавно проходившем во Львове, никто никому таких вопросов не задавал. А следовало бы. Потому что когда на пресс-конференции после этого молодая журналистка наивно спросила главу Львовской ОГА М.Костюка, каким инвесторам - с Востока или Запада - он отдал бы предпочтение, городскому руководителю ничего не осталось, как развести руками:
«Да пусть хоть кто-нибудь придет!».
Ни одного крупного предприятия…
Как информирует Главное управление статистики в Львовской области, в первом полугодии иностранные инвесторы вложили в предприятия Львова 264,5 млн. долл. По сравнению с прошлым годом объем зарубежных инвестиций увеличился в 11,3 раза. Однако львиная доля зарубежных инвестиций - 94% - поступила из Кипра. Вообще из Кипра пришло 32,1% прямых иностранных инвестиций. Треть от общего объема иностранных инвестиций приходится на Польшу. Третье место - за австрийскими инвесторами, их доля во вкладах составляет 14,9%. Однако вопреки оптимистичным цифрам на Львовщине нет ни одного крупного предприятия, построенного за средства иностранных инвесторов. С рабочими местами, современными технологиями… Красноречивый факт: в 2011 году Украина занимала 19-е место среди поставщиков товаров в Польшу. И это называется сосед.
Единственный удачный пример, который постоянно приводит местная власть, касается десятилетней давности прихода в г. Стрый немецкой компании «Леони» по изготовлению жгутов для автомобилей. Заслуга в этом бывшего губернатора М.Гладия. На предприятии заняты около пяти тысяч работников. Работа сложная, заработная плата невысокая, но она все же есть.
На самом же деле удачных примеров на Львовщине больше. Созданы и успешно работают десятки разных компаний. Среди них польская «Факро», украинская Торгово-промышленная компания, другие. Но не хватает серьезных фирм с мировым именем. Они успешно работают в Польше, Венгрии, России и т.д. Конечно, могли прийти и в Украину, в том числе во Львов, еще в 1990-1992 годы. В частности, компании «Филипс», «Самсунг» стучали в двери львовских предприятий. Были и другие предложения. Но украинское руководство предъявляло к зарубежным инвесторам нереальные требования. Теперь от когда-то мощных гигантов во Львове ничего не осталось. Оборудование стоимостью в сотни миллиардов долларов растянули на металлолом, а специалисты высокой квалификации пошли продавцами на базары. Хотелось бы верить, что не все еще потеряно.
«Иностранного инвестора прежде всего интересует качество рабочей силы, - рассказывает председатель правления «Кредобанка» Дмитрий Крепак. - Производственным компаниям нужны инженерные кадры, профессионально-технические учреждения, университеты, которые готовят инженеров. У Украины есть конкурентное преимущество. Несмотря на определенные трудности, здесь все еще остается большой процент людей с высшим образованием. С 1999 по 2001 год я учился в США, потому знаю, что говорю. На Западе ценят умение людей из постсоветских республик. Наша средняя школа дает хорошую базу, необходимую для инженерного образования. Технические специалисты в Украине - высокой квалификации, что бы ни говорили. Европейский подход считаю лучшим с точки зрения технического образования, математики, чем в Соединенных Штатах».
Каждой отрасли нужны специфические условия для работы. Фармацевтической индустрии - источники воды. Производству запчастей для автомобилей - подъездные пути, железнодорожные ветки, автодороги высокого качества, обеспечение электроэнергией, газом, водой и т.д. Власти нужно вести диалог в обществе о том, какую индустрию следует привлечь в регион. Однако, если говорить, что нужно для вложения инвестиций, то налоговый режим для инвесторов - самое главное.
«І чужому научайтесь…»
Как нужно работать с иностранными инвесторами, демонстрирует небольшая Латвия. Вот что по этому поводу сказал участник форума экс-президент Латвийской Республики Гунтис Ульманис.
«Для нас важен любой инвестор, который хочет прийти в нашу страну, - отметил он. - Важно, чтобы он создал как можно больше продуктов для страны в натуральном или денежном эквиваленте. Чтобы пришел с честными намерениями и в бизнесе соблюдал конкурентные законы и другие действующие в стране законы. Если инвестор приходит с определенной суммой средств, он имеет право на получение постоянного гражданства. Для нас важна не столько национальность инвестора, сколько то, как чувствуют себя жители нашей страны.
Желательно, чтобы приходили фундаментальные инвесторы, компании с большими объемами средств. Отвечаем отказом только в случае наличия проверенных данных о нарушении потенциальными инвесторами общечеловеческих норм и законов страны».
Серьезных инвесторов нужно не просто приглашать, им нужно создавать все условия для работы. В США, на уровне как федерального правительства, так и штата, есть свои механизмы привлечения инвестиций. Каждый штат создает специальные пакеты для инвесторов. Прежде всего - льготы по уплате местных налогов. В свою очередь энергетическая компания предоставляет скидку на тарифы на первые пять лет на 20%. Университет, местное техническое училище за средства штата обучают рабочую силу. Когда приходит инвестор, в штате уже есть специально для него обученные работники.
Что касается федерального правительства США, то в первые два года для инвестора значительно снижают ставки налога на прибыль. Инвестору это интересно. Но, разумеется, такое возможно в развитой экономике, где есть деньги - у штата, у города, у инвестора.
Люди в Соединенных Штатах считают деньги. Они знают: каждое созданное в промышленности рабочее место запускает эффект мультипликатора. Подсчитано, что одно рабочее место в промышленности кормит десять человек. Тот, кто заработал зарплату на предприятии, потратит деньги в ресторане. Тот, кто заработал деньги в ресторане, потратит их в спортзале… В результате более богатым становится все общество.
Не менее интересен китайский опыт привлечения инвестиций. По словам директора польской фирмы «Факро» Евстахия Корончевского, когда группа работников компании «Факро» во главе с президентом приехала обсуждать возможность создания в Китае собственного производства, они очень удивились. Китайцы сразу предложили им готовое предприятие! Это означало, что уже через один-два месяца компания могла начать производство. Местные чиновники даже пошли на то, чтобы ввести определенное ограничение на обязательные проверки. Ныне предприятие там успешно работает.
Умом не понять
Не секрет, что украинское законодательство нуждается в усовершенствовании. Но даже нормы, закрепленные в законе, часто нарушаются. И большинство участников экономического форума хотели донести присутствующим именно эту мысль.
«Мы не понимаем, почему инвесторы должны авансом платить НДС, а потом добиваться правды в украинских судах», - спрашивал присутствующих на форуме президент Американско-Украинского делового совета Морган Вильямс.
По его словам, среди членов совета есть инвестор, вложивший в Украину большие средства, но государство почему-то не возвращает ему НДС. Правительство использует эти деньги для бюджетных нужд. Теперь дело находится в суде. В целом, по его мнению, сегодня вопрос номер один для Украины - ее экономическое развитие. Именно это больше всего будет способствовать внешним инвестициям.
По его убеждению, одной из самых привлекательных и вместе с тем проблемных сфер в Украине является туризм. Но инвесторы не могут приобрести землю под строительство отеля или склада. «Они не имеют возможности купить кусок земли, чтобы поставить отель, склад. В Украине слишком сложно купить землю. Люди не будут вкладывать 250 млн. долл., арендуя землю, если через пять лет ее могут забрать. Так, в Украине долго не было пятизвездочных отелей, потому что компании отказывались инвестировать в арендованный земельный участок».
Американцев поддержал и представитель немецкой экономики в Украине Александер Маркус. Но критика и предложения повисли в воздухе. В очередной раз глава Львовской ОДА Михаил Костюк отметил, что власть должна перейти от разговоров о содействии бизнесу к реальным действиям. Принцип краевой инициативы области - трансграничное сотрудничество, выгодное транспортное расположение, поскольку мы являемся удобной транзитной территорией, и содействие региональному бизнесу. Руководитель области пообещал: «После завершения избирательной кампании мы поставим жесткий заслон домогательству и коррупции в разрешительной сфере. Я думаю, многие наши чиновники, занятые сегодня в вертикально интегрированных системах выдачи разрешений, регистрации предпринимателей, просто останутся без работы, и многие системы будут изменены».
Однако самого понимания на местах проблем для инвесторов сегодня уже недостаточно. Они хотят, чтобы потенциальные возможности для инвестирования в Украину становились реальностью.
«Плечи были хорошие»
Еще один пример того, как нужно отстаивать интересы инвесторов не только внутри страны, но и за ее пределами, демонстрирует Польша. Президенты, послы и консулы постоянно отслеживают состояние дел польских фирм и всячески защищают их интересы.
Когда автор статьи спросил у генерального директора польской «Факро» Евстахия Корончевского, как, несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат в Украине, ему удалось достичь таких успехов, тот лишь улыбнулся: «Плечи были хорошие».
Потом рассказал, как в 1998 году правление компании решило основать дочернее предприятие во Львове. Начали с того, что купили имущество бывшей базы по продаже пиломатериалов на улице Городоцкой, 355. Все фактически нужно было начинать с нуля. Трудность заключалась и в том, что, выкупив имущество, инвестор не имел права что-либо строить.
Навстречу фирме «Факро» пошли депутаты Львовского городского совета. Поддержали, потому что, очевидно, понимали, что будут новые рабочие места, налоги. Предприятию выделили земельный участок площадью 7,2 га в аренду сроком на 50 лет. Это давало возможность спокойно работать, не боясь, что когда-то возникнут проблемы с продлением аренды. До конца года на нем уже работало 23 человека. Другим предприятиям тогда землю давали на пять лет, вспоминает директор.
А в 2001 году польский инвестор решил вложить значительные средства в это предприятие. Сначала было проинвестировано 2 млн. евро для запуска производства деревянных элементов, которые являются основой кровельных окон.
- Конечно, трудностей хватало, - говорит Евстахий Корончевский. - Были нюансы с таможенным оформлением, мешали работе частые проверки налоговой и т.п. Но президент компании четко мне сказал: «Если узнаю, что ты из своих денег дал взятки, - очень пожалеешь». Из-за этого тяжело шло оформление разрешений. Если бы не поддержка материнской компании, мы бы не выдержали конкуренции с другими производителями кровельных окон, работающими на мировом рынке.
Украинские инвесторы такой поддержки не имеют. И не только за границей, но и внутри страны.
Комментарии
Андрей ИОНОВ, бизнесмен:
- В Украине создаются разные картели, монополизирующие рынок. Их не контролирует Антимонопольный комитет. Соответственно, из бизнеса вытесняется средний класс. На Львовщине ситуация немного лучше, чем в других регионах. Сложнее всего молодежи, которая хочет заняться бизнесом.
Если раньше было множество разных фирм, то теперь, если монополист приобрел какое-то предприятие, он не дает работать другим предпринимателям. Он создает строительный трест и строит. И этим трестом накрывает всю Украину. Так происходит в разных отраслях. То же самое с приобретением электроэнергии у определенного облэнерго. Почему предприниматель должен покупать электроэнергию только у одного поставщика по навязываемым ему тарифам? Прежде всего от ограниченности доступа к ресурсу страдает малый и средний бизнес. Ресурс - это аренда помещений, заказ от предприятий, получение кредита под нормальные проценты, а не такие, которые предприниматель никогда не сможет выплатить. Это же каким должен быть бизнес, чтобы он давал возможность выплатить долгосрочный кредит на пять или девять лет под 24-25% годовых?
Я просто не представляю себе, как это можно сделать. Чрезвычайно дорогие ресурсы. И негибкая экономика. В стране вообще нет инновационной политики. Можно говорить, что многого у нас нет. А не появляется все это только потому, что Украина пошла олигархическим путем развития. Будь у нас развит средний класс, ситуация сложилась бы совсем иначе. В Донецке уже теперь практически нет среднего класса. Есть очень богатые и очень бедные. Если ничего не изменится, Львов тоже придет к такой модели развития. Нужна перезагрузка всей политической системы. Не знаю, что можно сделать, но без этого ничего не изменить.
Западные инвесторы не идут в Украину по очень простой причине. Да, говорят они, в Украине очень много перспектив. Но одна вещь перечеркивает все - высокие политические риски. Вторая причина - коррумпированность системы. И защитить бизнес себя не может, потому что суд начинает выполнять указания действующей власти. Поэтому в Украине не работают инвесторы, их единицы.
Проблемы в основном должны решить в Киеве, а не на местах, потому что они системные. Сейчас нужно думать, как строить инновационную модель. Должны быть какие-то фонды, которые бы могли кредитовать выгодные государству современные проекты. Должны быть законодательные акты, которые бы защищали эти проекты. Потому форум нужен. Но он ничего не решит.