UA / RU
Поддержать ZN.ua

CУДОСТРОЕНИЕ: ХОТЬ И МАЛ ЗОЛОТНИК...

На флагмане украинского судостроения — государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» накануне майских праздников был спущен на воду морской портовый буксир «Марс»...

Автор: Надежда Гоцуенко

На флагмане украинского судостроения — государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» накануне майских праздников был спущен на воду морской портовый буксир «Марс». Он пройдет ходовые испытания, а затем проследует к месту своей постоянной работы в Таллиннский порт. Конечно, спуск на воду небольшого судна, общей стоимостью порядка четырех миллионов долларов, для Черноморского судостроительного, корабелы которого не так давно выдавали «на-гора» огромные океанские сухогрузы и военные суда, — событие, казалось бы, заурядное. Однако в корабельной столице оно не осталось незамеченным, и тому есть все основания.

После долгого застоя нынешней весной на стапелях ЧСЗ заметно оживление. Месяц назад, до спуска на воду «Марса», коллектив передал заказчику — российским рыбакам с Дальнего Востока — большой морозильный траулер «Бухта Преображения». Российским рыбакам судно подошло как нельзя лучше. «Бухта Преображения» способна замораживать за сутки 80 тонн рыбной продукции, а вместимость ее трюмов составляет 1250 тонн.

Спору нет, это был, конечно же, солидный заказ, который вполне может стать началом активного сотрудничества ЧСЗ и дальневосточных рыбаков, чей флот, кстати говоря, более чем наполовину скомплектован из судов николаевской постройки. И все же именно «Марс» является тем судном, которое знаменует собой явный намек на преодоление кризиса в отечественном судостроении. Потому что «Бухта Преображения» — это бывший долгострой: недостроенное судно стояло с готовностью 80 процентов. К слову, есть и несколько других недостроев, у которых появился шанс все-таки выйти на просторы Мирового океана. А более скромный по размерам и водоизмещению «Марс», в отличие от траулеров, построен «с нуля», в четко оговоренные сроки, по новой схеме снабжения и финансирования. Это новая страница в трудовой биографии государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод».

«Марс» — это, по существу, первое судно, изготовленное и проданное по законам рынка — самим заводом, на свой страх и риск. В октябре минувшего года Таллиннская частная компания PKL рискнула без государственных гарантий заказать у черноморцев портовый буксир новейшего класса. Риск для эстонцев оправдывался тем, что отсутствие подобных судов в прибалтийских портах отрицательно сказывалось на их пропускной способности. Впрочем, не меньше рисковали и черноморцы, которые вследствие отсутствия крупных заказов уверенно приближались к финансовой мели. И чтобы в этих условиях выполнить небольшой, но перспективный заказ, надо было вложить немалые средства в оснащение новых производств.

К спуску на воду «Марса» приложили свои силы специалисты новосозданного проектно- конструкторского бюро, спроектировавшие современный буксир. При сооружении судна были использованы различные технологические новинки. В частности, заказчики очень довольны тем, что новый буксир способен практически на месте совершать разворот на 360 градусов, перемещать в порту суда любой тоннажности. К тому же, «Марс» может ломать лед толщиной до 600 миллиметров, что важно в условиях работы на Балтике… Как сказал директор эстонской фирмы-заказчика Григорий Онищенко, буксиров подобного класса не имеет ни одно из балтийских государств.

Словом, риск заказчиков оказался оправданным. В свою очередь, николаевские корабелы убедились в том, что схема финансирования заказа, которое осуществлялось банком «Аваль», оказалась удачной и привела к оживлению производственного процесса в ряде цехов завода-гиганта. Поэтому корабелы намерены и дальше развивать сотрудничество, перспективы для которого имеются. Кстати, эстонская сторона уже подсчитала, что «Марс» способен быстро окупить себя, и уже сделала заявку на новое судно.