UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чужой против хищника

Въезжая в Украину на "евробляхе", надо внести залог, равный стоимости растаможивания авто.

Автор: Василий Худицкий

Много шума подняло недавнее блокирование так называемыми евробляхерами западных пунктов пропуска через государственную границу.

А все из-за законопроектов №8487 и №8488, которыми введено изменение правил ввоза транспортных средств с иностранной регистрацией. От акции "евробляхеров" больше всего пострадали владельцы грузовых транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов субъектов внешнеэкономической деятельности. Как следствие, поступления в государственный бюджет Украины существенно уменьшились.

По данным Львовской таможни ГФС, в среднем из-за этого блокирования пунктов пропуска в Волынской, Львовской и Закарпатской областях таможен ГФС государственный бюджет ежесуточно терял около 45 млн грн.

По мнению представителей бизнеса, понесших урон от действий "евробляхеров", бастуют люди, которые нарушили таможенное законодательство, завезли в Украину автомобили с иностранной регистрацией, не уплатив за них ни копейки налога. Эти машины стали переполнять рынок. На самом деле это черный бизнес, такие автомобили работают как такси, а их "владельцы" не отвечают за безопасность на дорогах. Случалось, что после ДТП они вообще оставляли автомобили и исчезали. Соответственно, законодатели подготовили законы, которые упорядочивают ситуацию с автомобилями иностранной регистрации.

Теперь владельцы автомобилей иностранной регистрации получили 90 дней на растаможивание автомобилей в льготном режиме, еще 90 дней они смогут растаможивать авто за полную стоимость. После этого срока полиция получит право привлечь водителей-нарушителей к административной ответственности. Вплоть до наложения штрафа на сумму 170 тыс. грн. Либо же, по решению суда, конфисковать автомобиль.

Но это не то, за что боролись "евробляхеры". Поэтому после безрезультатного блокирования киевских улиц в конце ноября они перенесли акции протеста на западную границу. На протяжении выходных, 24 и 25 ноября, участники акции блокировали подъездные пути около десяти пунктов пропуска на государственной границе Украины. Из-за чего там образовались многокилометровые очереди. В понедельник, 26 ноября, на некоторых пунктах пропуска движение восстановилось, хотя снимать блокаду протестующие не собирались. Тем не менее в тот же понедельник, после двух дней блокировки, они внезапно свернули свои акции. Почему?

Одну из возможных причин сворачивания акций протеста можно найти в Интернете. А именно: подготовленные под давлением "евробляхеров" законопроекты №8487 и №8488 неожиданно больно ударили по мелким украинским контрабандистам, которые пользовались автомобилями с еврорегистрацией. Теперь их также вынуждают легализовать эти автомобили.

Бизнес у контрабандистов практически остановился. По новому законодательству, въезжая в Украину, они должны внести залог, равный стоимости растаможивания авто.

Например, житель Львова Сергей, попросивший не называть его фамилию, рассказал, что в прошлом году приобрел в Польше автомобиль 2004 г. выпуска за 3,5 тыс. евро. И все это время пересекал границу в режиме транзита. Теперь его лишили такой возможности. Растаможивание будет стоить не менее
2 тыс. евро. Таких денег у него нет. Так вот, по его словам, придется продавать автомобиль и искать другие варианты заработка.

"Пацаны из Западной Украины, которые себе поделали "карты поляка" или "удостоверение участника малого пограничного движения" и никогда на постоянно не ввозили "бляхи" в Украину, а лишь катались на них каждые пять дней - в Польшу "контрабасом" возили сигареты, назад в Украину - хавчик. Так они делали годами. И тут "Авто Евро Сила" добивается принятия Закона 8488. И наши бравые таможенники говорят: теперь каждый должен забашлять на въезде растаможивание, а когда будете ехать назад (ну, вы же якобы поляки?), мы вам его вернем. И вся банда, которая возила сигареты, оказывается в Польше и неожиданно выясняет, что теперь не может, как раньше, въехать в Украину, а все должно быть за две-три штуки евро и по новому закону. Который, напоминаю, продавила "Авто Евро Сила" (никоим образом не связанная с теми, кто возит сигареты). Теперь западноукраинские пацаны предупредили, что любое авто со значком АЕС, если появится, целым не будет", - говорит Сергей.

По мнению некоторых блогеров, "евробляхеры" перехитрили сами себя. Только они создали проблему - реальный конфликт между собой и людьми, которые реально, не нарушая законов Украины, использовали "евробляхи" для мелкой контрабанды.

Чем бы ни закончилось это противостояние, с принятием нового законодательства у "евробляхеров" нет другого выхода, как легализоваться. Вольница закончилась. Законодатели дали три льготных месяца, чтобы они могли легализоваться, уплатив акциз с 50-процентной скидкой. Впрочем, очереди на легализацию на львовской таможне пока что нет.

По мнению экспертов, это можно объяснить таким образом. К процедуре растаможивания допускают лишь снятые с учета в Европе транспортные средства. Их ввозят в режиме импорта, а не по серым схемам, как большинство "евроблях". Чтобы их владельцы приехали на растаможивание, они должны сначала официально купить этот автомобиль у предыдущих собственников.

По словам экспертов, дешево это не будет. Ведь львиная доля приобретенных подобным образом автомобилей зарегистрирована в собственности европейских фирм. Чтобы поставить на них украинские номера, надо выехать за границу, снять машину с регистрации, оформить договор купли-продажи с оплатой всех налогов в ЕС, пройти техосмотр. Дополнительные затраты могут потянуть еще на две-три тысячи евро.

Так что, как поется в известном советском кинофильме: "Думайте сами, решайте сами, иметь иль не иметь".

Комментарий

Начальник Львовской таможни ГФС Левко Прокопчук: "Такие явления, как очереди и "пересечка", наблюдавшиеся на границе ранее, исчезли"

- Что происходит сейчас на границе? Почему, по вашему мнению, прекратили акции протеста "евробляхеры"?

Левко Прокопчук
vgolos.com.ua

- После нескольких дней блокирования пунктов пропуска ситуация нормализовалась, пункты работают в обычном режиме. Мы сравнили ситуацию за четыре дня, с 29 ноября по 2 декабря (после окончания блокирования) в 2017 и 2018 годах. И увидели, что в пунктах пропуска на Львовщине на сегодняшний день количество легковых транспортных средств уменьшилось: на въезд в Украину - на 52%, а на выезд из Украины - на 32%. Более того, такие явления, как очереди и "пересечка", наблюдавшиеся на границе ранее, исчезли.

- Что говорит статистика о контрабанде на границе? До и после принятия законов №2611 и №2612? На какую сумму изъяли товаров за ноябрь этого года на Львовской таможне?

- Если анализ статистических данных о количестве транспортных средств уже свидетельствует о некоторых положительных сдвигах, то о выявлении и противодействии таможенным правонарушениям говорить пока что рано. Этот период слишком мал, чтобы сказать, уменьшилось или увеличилось количество правонарушений. Во всяком случае, я озвучу вам статистику, а выводы делайте сами. Так, с 25 ноября по 4 декабря 2018 года было составлено 170 протоколов о нарушении таможенных правил на общую сумму 686 тысяч гривен. При этом по 14 протоколам о нарушении таможенных правил стоимость предметов правонарушения устанавливается, поскольку непосредственно на момент составления протокола не было документов, подтверждающих стоимость этих предметов. Если говорить о ноябре, то вообще работники Львовской таможни составили 631 протокол. Стоимость изъятых предметов - почти 38 миллионов гривен. Из них 125 протоколов с реально изъятыми товарами на сумму 37,7 миллионов гривен. По 57 протоколам оценка товаров еще проводится.

-Порядок растаможивания "евроблях". Сколько вообще растаможено этих автомобилей за последние дни?

- Если говорить о документах, необходимых для таможенного оформления транспортных средств до 25 ноября 18 года и после, то практически ничего не изменилось. Как и раньше, надо иметь технический паспорт, транспортное средство должно быть снято с учета. Должен быть также документ, подтверждающий переход права собственности.

Что касается нововведений, предусмотренных Законом Украины №2611, то гражданам дали возможность на протяжении 90 дней оформить эти транспортные средства с уплатой акциза в размере 50%. То есть снижен акциз, и, таким образом, есть стимул узаконить эти транспортные средства.

Вторая особенность - человек, который, например, нарушил сроки или условия режима транзита или временного ввоза, оформляя соответствующий автомобиль в свободное обращение, может добровольно уплатить 8500 гривен и на основании уплаты этой суммы освобождается от административной ответственности.

Еще одна особенность заключается в том, что раньше фактически нельзя было оформить транспортные средства старше 2010 года, поскольку они не отвечали требованиям стандарта Евро-5. Теперь законодательством установлена минимальная граница - Евро-2, соответственно появилась возможность узаконить транспортные средства, имевшие иностранные номера и выпущенные до 2010 года. Именно такие автомобили больше всего покупали пользователи "евроблях", поскольку за границей они стоили значительно дешевле. Если говорить о Львовщине, то у нас на прошлой неделе оформили три транспортных средства, выпущенных до 2010 года. Вчера (по состоянию на 3 декабря. - В.Х.) уже - 34 транспортных средства, ранее использовавшиеся в режиме транзита.

И, опять же, вчера мы оформили одну машину, которая была заявлена в режиме транзита, без выезда за границу.

-Сколько таких "евроблях"?

- Есть разные цифры. Официально ГФС давала информацию, что на территории Украины с нарушением сроков пребывания есть примерно 250 тысяч транспортных средств. Общественные организации, отстаивающие интересы таких пользователей транспорта, называют другие цифры.

-Что касается проблемных автомобилей. Ведь среди этого большого количества наверное есть транспортные средства, которые не могут быть растаможены? Что с ними вообще может происходить?

- Ситуация такая: либо их вывозят за границу и ищут покупателей на эти транспортные средства за пределами Украины, либо граждане и в дальнейшем будут использовать их в Украине. Но тогда законом установлена усиленная ответственность, которая вступит в силу через 180 дней. Предусмотрены довольно жесткие санкции, вплоть до конфискации таких транспортных средств. То есть в дальнейшем, когда полиция обнаружит и остановит такие автомобили, их будут изымать, и решение по ним будет принимать суд.

-Но ведь новое законодательство касается и участников малого пограничного движения?

- Участники малого пограничного движения, которые пользовались машинами на иностранной регистрации, раньше пересекали границу каждых пять или десять дней. Теперь же, чтобы воспользоваться этим режимом, им надо при пересечении границы уплатить денежный залог.

-Сколько приблизительно?

- Фактически это зависит от машины. На самом деле это сумма, которую надо было уплатить, чтобы транспортное средство оформить в свободное обращение.

Если говорить о Львовщине, то у нас уже есть два случая уплаты залога: "Форд Фокус" 2004 года выпуска и "Шкода Октавия" 2005 года. В первом случае уплатили примерно 77 тысяч гривен, во втором - 55 тысяч. Кстати, на эту тему было много спекуляций, вроде того, что нет механизма такой процедуры, таможенники не знают, как их оформлять и тому подобное. Это не так. Как видите, механизм есть, автомобили уже оформляют.

-Кто этим людям помогает? Какие вопросы чаще всего возникают?

- Мы организовали горячую телефонную линию, кроме того, для граждан работает консультационный пункт, много информации предоставляем через страницу Фейсбук ГУ ГФС во Львовской области. Большей частью граждан интересуют вопросы об узаконивании автомобилей, процедуре оформления транспортных средств без выезда за границу, о возможности оформить транспортное средство без использования услуг брокера. У каждого свои, индивидуальные вопросы. На те, которые чаще всего случаются, есть ответы на сайте ГФС. В ответах мы руководствуемся Законами Украины №2611 и №2612.