UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чтобы антимонопольный не дремал

В прошлом году Антимонопольный комитет пресек 3971 нарушение конкурентного законодательства, что на 22% больше, чем в 2008 году...

Автор: Татьяна Перепаденко

В прошлом году Антимонопольный комитет пресек 3971 нарушение конкурентного законодательства, что на 22% больше, чем в 2008 году. Специалисты ведомства положили конец 1502 монопольным злоупотреблениям, 608 антиконкурентным заговорам, 734 антиконкурентным действиям органов власти, выявили 180 случаев недобросовестной конкуренции. Но, как говорится, у совершенства нет границ...

Прямой экономический эффект от пресечения комитетом этих нарушений увеличился в 2009 году на 77% и составляет 149 млн. грн. Потребителям компенсировали ущерб, причиненный субъектами хозяйствования, на сумму 11 млн. грн. Эту статистику обнародовал исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Александр Мельниченко, отчитываясь о работе ведомства на его расширенном заседании.

Существенный рост нарушений высокое должностное лицо связало с тем, что немало предпринимателей решили воспользоваться сложной экономической ситуацией. Но их надежды на то, что в условиях кризиса и политической нестабильности комитет не справиться с поставленной перед ним задачей, не оправдались. Специалисты ведомства получили и обработали свыше 6 тыс. обращений, что на 48% больше, чем в прошлом году. Подавляющее большинство нарушений они прекратили, защитив отечественных потребителей и добросовестных предпринимателей даже в таких сложных условиях.

Больше всего злоупотреблений контролеры зафиксировали на рынках нефтепродуктов, агропромышленного комплекса, фармацевтики, транспортных перевозок и в сфере государственных закупок, где было рассмотрено 56 дел, что почти вдвое больше, чем в 2008 году. Нарушителей тендерных процедур оштрафовали на более чем 2 млн. грн. Общая же сумма штрафов, примененных комитетом, составляет 289,6 млн. грн., в то время как в 2008 году она достигла только 13,3 млн. грн. Соответственно, и сумма уплаченных в государственный бюджет штрафов превысила позапрошлогодние показатели.

То есть за все время существования комитета наибольшие санкции применялись им лишь в 2009 году. В частности, к реализаторам авиатоплива за монопольные злоупотребления в аэропорту «Борисполь». Решение подтвердили суды различных инстанций, включительно с Высшим хозяйственным судом Украины, вынесшим свой вердикт относительно некоторых из оштрафованных предприятий. В общем, по словам А.Мельниченко, на рынках нефтепродуктов комитет пресек нарушения со стороны 62 предприятий, на рынках природного газа — 25 субъектов хозяйствования.

А еще благодаря вмешательству Антимонопольного комитета снижены: стоимость проезда в городском транспорте Киева, тариф за пользование проводным радио, цены на сжиженный газ, «противогриппозные» лекарственные средства, медицинские препараты и продукты питания. Только на рынке фармацевтики во время эпидемии гриппа было проведено 259 проверок, вследствие чего к ответственности привлекли руководство 95 аптекарских сетей, оштрафовав на свыше 500 тыс. грн. Поплатились и спекулянты, нагревшие руки на продаже лимонов и чеснока. По девяти делам наложены штрафы на общую сумму 170,4 тыс. грн.

В нынешнем году приоритетными направлениями деятельности Антимонопольного комитета будут оставаться стратегические рынки горючего и природного газа, продуктов питания, связи, телекоммуникаций, транспорта, государственных закупок, образования, здравоохранения, лекарственных средств, рекламы.

Оценивая работу Антимонопольного комитета, начальник Управления стратегии реформирования отношений собственности и регуляторной политики Кабинета министров Василий Струк сказал, что не было такого случая, чтобы какие-то нарушения на рынках не вызывали адекватной реакции со стороны этого ведомства. Но подчеркнул: на отдельных рынках некоторые нарушения повторяются ежегодно. Это свидетельствует о том, что там есть определенные системные недостатки. Поэтому, работая с субъектами этих рынков, надо устранять не только последствия их деятельности, но и причины, приводящие к злоупотреблениям. Такие рынки надо системно анализировать, иначе деформаций на них не устранить.

Председатель Третейской палаты Виктор Самохвалов акцентировал внимание на профессионализме специалистов Антимонопольного комитета, которые не только наказали, но и дали значительное количество рекомендаций, сделавших невозможными нарушения, что, с точки зрения права, свидетельствует о формировании института общественной юрисдикции.

А президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко сделал ударение на важности привлечения комитетом к решению задач, касающихся различных сфер бизнеса и общества, профессиональных объединений и общественных организаций.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) также положительно оценили деятельность комитета и состояние конкурентного законодательства и конкурентной политики Украины в целом.

А вот в информации, распространенной пресс-службой Счетной палаты, речь идет о том, что «Антимонопольный комитет не выполняет в полном объеме основные задачи, определенные Законом «Об Антимонопольном комитете Украины», что является следствием неэффективной системы управления его деятельностью. Анализ данных, характеризующих эффективность контроля за недобросовестной конкуренцией, отсутствует. Социально-экономический эффект от принятых мер к нарушителям конкурентных требований комитетом не оценивается. Выводы о причинах нарушений не формулируются. Не проводится и исследование состояния конкуренции на социально важных рынках». Поэтому коллегия Счетной палаты сделала вывод, «что в 2008—2009 годах Комитет не обеспечил эффективное использование средств по бюджетной программе «Руководство и управление в сфере конкурентной политики, контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции».

С такой оценкой не согласились не только в Антимонопольном комитете, где считают заявление Счетной палаты «политически заангажированным». Присутствующий на расширенном заседании президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко заявил, что «проверка осуществлялась сквозь призму политических интересов». И это в то время, когда «есть насущная необходимость содействовать укреплению экономики государства с использованием политически незаангажированных органов — таких, как Антимонопольный комитет».

Поддержал коллегу и председатель Третейской палаты Виктор Самохвалов, считающий, что «различные мотивации политических сил, как правило, не являются преградой для Антимонопольного комитета в реализации его стратегических и тактических задач». Юрист убежден, что для выяснения вопроса необходимо провести общее заседание Счетной палаты и АМКУ.