UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что написано пером… Подписывая депозитный договор, не поленитесь его прочитать

Финансовые учреждения, как выяснилось на практике, не несут практически никакой финансовой ответ...

Автор: Вадим Башта

Некоторые финансовые учреждения рекомендуется посещать с включенным диктофоном, в ином случае банкиры не несут финансовой ответственности за консультационные просчеты персонала.

Зачастую посещая отделения банка, мы, как правило, рассчитываем на квалифицированное обслуживание, как минимум соответствующее многочисленным рекламным роликам финансового учреждения. В телерекламе улыбчивые умные менеджеры предлагают соотечественникам «вкусить» какого-либо нового банковского продукта на «золотых» условиях. В жизни бывает несколько иначе.

Дело в том, что финансовые учреждения, как выяснилось на практике, не несут практически никакой финансовой ответственности за некачественную работу своего менеджмента, а службы, уполномоченные рассматривать жалобы, играют, как правило, на стороне банка. «За непрофессионализм менеджеров своим кошельком отвечает клиент» — именно такой рекламный лозунг был бы уместен для размещения на фасадах некоторых банков.

Посещение банковского учреждения стало обыденным действием. Зачастую, переоформляя депозит или подписывая банковскую квитанцию, клиент учреждения автоматом ставит подпись, безоговорочно доверяя персоналу банка и не особо вникая в смысл подписанных пунктов договора.

Избрав для своих личных финансовых операций один из крупных банков еще в прошлом году, автора поначалу устраивал уровень обслуживания, консультации персонала также тогда были на должном уровне. Финансовые неприятности начались весной текущего года. Вначале банк изменил условия обслуживания тарифного пакета, которым пользовался клиент. Понятное дело, изменения произошли в сторону ухудшения как в плане ежемесячной комиссии, так и в размерах процентного отчисления, зачисляемых на счет автора сумм. Вместо 0,5% комиссии за зачисление средств, полученных безналичным путем, в одно прекрасное утро банк в бесспорном порядке списал уже 1% от суммы.

На вопрос, почему отделение банка не предупреждает об изменении тарифов в сторону увеличения, менеджер банка ответил, что подобные уведомления пока что не предусмотрены, а в будущем только планируется сообщать клиентам о новых расценках путем рассылки СМС.

Затем менеджеру банка был задан вопрос о возможности оптимизации расчетов путем перехода на другой тарифный пакет или же о переходе на обслуживание в другой банк, ставки в котором за зачисление безналички значительно ниже. По сути, менеджер отговорил автора от перехода на обслуживание в другой банк и, переоформив тарифный пакет, заверил, что в случае, если на банковском счету будет в наличии определенный неснижаемый остаток, клиент банка получит тройной выигрыш.

Во-первых, ежемесячная комиссия за пользование счетом взиматься не будет.

Во-вторых, комиссия за зачисление «безнала» на счет не будет превышать 0,4% от зачисляемых сумм.

В-третьих, накопительный счет можно будет постоянно пополнять, при этом на постоянный остаток средств, которые находятся на накопительном счету на протяжении расчетного периода, будут начисляться выгодные проценты в размере более 9% годовых, т. е. чем больше сумма постоянного остатка на накопительном счету на протяжении месяца, тем больше будет процентное вознаграждение.

Доверяя одному из самых крупных банков в стране, автор, к сожалению, не вникал в подписываемые документы и полностью доверился достоверности консультаций менеджмента банка. Как оказалось, зря. Из трех консультаций менеджмента две оказались неправильными.

В результате за первый месяц пребывания довольно значительной валютной суммы на счету банка в апреле текущего года автору было начислено 0,27 цента процентного вознаграждения. Кроме того, за зачисление безналичных средств на счет в банке была взыскана комиссия в размере не 0,4%, а 0,75% от зачисляемой суммы.

Потеряв деньги вследствие неправильных консультаций менеджмента, автор по телефону обратился к менеджеру областного управления указанного финансового учреждения. В течение нескольких минут менеджер областного управления выдал достоверную информацию относительно расценок и тарифов, пояснив, что 0,4% по данному тарифу — это еще прошлогодняя информация.

В результате вопрос с «безналичкой» был решен путем перевода карточного счета в другое финансовое учреждение, где расценки оказались более лояльными.

К сожалению, накопительный счет остался в прежнем банке. Посчитав потерю нескольких десятков долларов несущественной, автор не поднимал вопрос некачественной консультаций, а просто обратился вновь в «свое» отделение с просьбой назвать точную дату, когда нужно пополнить счет с тем, чтобы обещанный процент в размере более 9% годовых был наконец-то выплачен, чтобы избежать потерь хотя бы в будущем.

Было явно заметно, что простенький вопрос завел нескольких менеджеров зала в некоторый тупик. Посоветовавшись, они вначале указали, что счет можно пополнять первого числа каждого месяца, затем поправились и заявили, что лучше это сделать 31-го числа, потом для подстраховки поправились еще раз, указав, что если счет будет пополнен 30-го числа, то это и будет гарантией полной выплаты обещанного процентного вознаграждения.

Довольно значительная сумма денежных средств, как и посоветовал менеджмент, 30 мая текущего года была размещена в банке. А спустя месяц оказалось, что вместо положенных по накопительному вкладу более 9% годовых автор получит только 0,1% годовых. Дело в том, что автор не был ознакомлен с периодом расчетного счета (как оказалось, началом периода должен быть предпоследний рабочий день месяца), в течение которого деньги должны находиться на счету. Другой менеджер этого же отделения банка в течение нескольких минут оказал необходимую консультационную помощь, однако было уже поздно.

Неснижаемый остаток находился на счету с 30 мая 2008 года, а должен был находиться с 29 мая 2008 года, т.е. из-за просрочки с пополнением счета в один день (вследствие неправильных консультаций менеджмента) клиент банка лишился около 200 у.е. (не считая сумм, потерянных ранее), полагающихся в качестве месячного процентного вознаграждения. Банк 32 дня пользовался значительной валютной суммой, оплатив при этом вместо обещанных менеджментом 9% по вкладу всего 0,1% годовых, что ровно в 90 раз меньше ожидаемого. Стоит заметить, что средства были сняты со счета в другом банке.

Интересно и то, что дата, которая имеет значение для начисления процентов по накопительному счету, каждый месяц меняется, она может приходиться и на 30-е, и на 26-е число в зависимости от рабочего графика финансового учреждения в конкретном месяце.

По идее, каждому клиенту банка необходимо было бы сообщать об этом даже без конкретного вопроса или же выделять этот момент отдельным шрифтом в подписываемых обычных скучных рутинных пунктах договора. Это если банк, конечно, заинтересован в качественном обслуживании клиентов и на практике придерживается громких рекламных слоганов.

Интересен и порядок обжалования действий персонала банка. Рассмотрением жалоб занимается специальная служба. Как оказалось, указанная служба надежно охраняет интересы банка, и ее функции, как сложилось впечатление, сводятся лишь к тому, чтобы проверить юридическую чистоту сделки. Поскольку с юриспруденцией у банка все нормально, клерк службы пояснил, что по-человечески может только посочувствовать финансовому «пролету», однако оснований для удовлетворения жалобы нет.

Такой же по сути ответ был получен от должностных лиц банка, где пояснили что менеджмент банка наказан и даже лишен премиального вознаграждения, однако компенсация потерь клиенту невозможна. Кроме того, был задан вопрос относительно того, был ли у клиента банка включен диктофон в момент оказания консультационных услуг менеджментом банка.

Поскольку банки автор до сей поры с включенным диктофоном не посещал, и было принято решение о написании этого материала с тем, чтобы другие клиенты разных банков не попадали в подобные финансовые ловушки.

Только проявив определенную настойчивость, после обращения в главное управление банка, расположенное в столице, удалось компенсировать средства, потерянные вследствие грубого непрофессионализма нескольких молодых менеджеров банка. В течение нескольких дней деньги были зачислены на счет клиента. Стоит заметить, что телефон служащего, могущего решить проблему, к сожалению, удалось «добыть» только по знакомству. Диспетчеры же бесплатных телефонных контактных служб такие вопросы не решают, никаких телефонных номеров должностных лиц финансового учреждения не сообщают, а специальная служба банка, уполномоченная рассматривать жалобы, просто-напросто отфутболила клиента.

Посещая многие финансовые учреждения страны, надо не забывать, что Украина — не Европа. Поэтому стоит внимательно «вычитывать» подписываемые лично документы, а «лишних» вопросов лучше менеджерам не задавать. Когда же речь идет об оформлении кредитных, в частности ипотечных договоров на большие суммы, очевидно, финансовое учреждение стоит посещать со знакомым юристом.