UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что, собственно, будем продавать?

Несмотря на спрос на украинское за рубежом, предприниматели не могут экспортировать

Автор: Василий Худицкий

Приходит время, когда ты уже не можешь бежать быстрее, тогда ты должен бежать разумнее.

Харрисон Оуэн

Сельское хозяйство - единственная отрасль, успешно сработавшая на Львовщине в прошлом году: в области произведено 1065,3 тыс. т зерна (110,8% к предыдущему году), 815,6 тыс. т сахарной свеклы (121,1%), 1830,8 тыс. т картофеля (100,3%), 471,3 тыс. т овощей (100,4%), 122,4 тыс. т рапса (141,8%), 93,9 тыс. т плодовоягодных культур (103,1%). Однако, вырастив рекордный урожай, предприниматели обнаружили, что его негде продать. И это несмотря на то, что спрос на украинскую продукцию за рубежом есть.

Неиспользованный потенциал

Как свидетельствуют статистические данные, больше всего своей продукции Украина экспортирует в страны СНГ - 37%, Азии - 26,1%, Европы - 24,7%, Африки - 8,2%. Лидерами среди регионов являются Донецкая область - 21,2% всего экспорта, Киев - 17,8%, Днепропетровска область - 14,9%. Значительно уступают им Николаевская (3-6%), Полтавская, Запорожская, Луганская области. Что касается Львовщины, то ее доля в общегосударственном экспорте составляет всего 2%. По структуре - это растительное масло, лесоматериалы, частично зерно. А еще - овощи, фрукты, орехи. На экспорт отправлено более тысячи тонн корня петрушки, картофеля, орехов, почти 400 т грибов, ягод, тепличных овощей. Общая сумма полученных средств от экспорта - 1,5 млн долл., при производстве в области картофеля, овощей, плодово-ягодных культур на сумму 375 млн долл.

Крупнейшим торговым партнером Украины среди стран Центрально-Восточной Европы в 2012 г. была Республика Польша, занявшая пятое место среди стран мира.

Как сообщил корреспонденту ZN.UA советник-посланник, руководитель отдела по экономическим вопросам посольства Украины в Республике Польша Тарас Токарский, по результатам 2012 г. объемы внешней торговли товарами Украины с Республикой Польша составили 6143,3 млн долл. США и, по сравнению с 2011 г., увеличились на 2,8%. При этом уровень украинского экспорта в РП составил 2576,2 млн долл. и, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., уменьшился на 7,8%. Уровень польского импорта в Украину возрос на 12,1% - до 3567,1 млн долл.

Объемы внешней торговли услугами Украины с Республикой Польша по результатам 2012 г. возросли на 17,0% от уровня 2011 г. и составили 317,8 млн долл. Уровень украинского экспорта услуг в РП составил 141,4 млн долл., а уровень польского импорта услуг в Украину - 176,4 млн долл.

Положительным фактором двусторонней торговли в 2012 г. является постепенное уменьшение доли сырья в структуре украинского экспорта и постепенный рост поставок в Польшу машин и механического оборудования, электрического оборудования (доля - 8%), мебели (2%). Кроме этого, за последние четыре года в структуре украинского экспорта существенно увеличилась доля сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, в частности остатков и отходов пищевой промышленности, семена и плоды масличных растений, жиров и масел животного или растительного происхождения. Это позволяет сделать вывод о неиспользованном потенциале Украины, существующем в сфере углубленной переработки продукции сельскохозяйственного сектора.

Примером успешного завоевания экспортного рынка ЕС может быть швейное производство. Сегодня многие украинские малые и средние предприятия шьют продукцию для западных стран. Конечно, заказчиков привлекает в Украине низкая заработная плата швей, но все же решающим фактором выступают качество произведенной ими продукции и высокая квалификация работников. Указанная отрасль может планировать уверенное будущее работы с Евросоюзом. К сожалению, этого пока не скажешь об украинском сельском хозяйстве.

Продвижение на рынок

Мало вырастить хорошую продукцию, ее нужно уметь продать. Самостоятельно реализовать произведенное украинский бизнес пока не умеет. Механизмы продвижения на западные, а в ближайшее время - и на евроазиатский, рынки для многих предпринимателей все усложняются. Именно поэтому, по словам начальника отдела внешнеэкономической деятельности Львовской торгово-промышленной палаты (ТПП) Владимира Коруда, украинскому бизнесу проще работать дома. И прежде всего потому, что ему понятны правила игры, требования к продукту, который он продает. "Эту колбасу я хочу есть, и такую же хочет есть тот человек, которому я хочу ее продать", - говорят эти предприниматели. За рубежом для украинского бизнеса много неизвестного.

Функции продвижения украинских товаров и услуг прописаны в нормативных документах украинского МИД. Однако усилий министерства сегодня недостаточно. А если бы украинский МИД сумел открыть какой-либо рынок сбыта, возник бы вопрос: а что, собственно, можем продавать?

Продукции в Украине хватает, но она должна отвечать европейским требованиям. Последние же - довольно жесткие. Например, есть требование относительно прослеживания происхождения продукции. Прежде чем приобрести украинское молоко или какую-либо другую продукцию, покупатель хочет видеть всю цепочку ее производства. От того, что корова съела, где выращивали сено, в каких условиях она содержалась, - и до того, как молоко оказалось на полке магазина. Бизнесмен несет ответственность за качество и стандарты своей продукции. Сегодня пришло время говорить не столько о количественных показателях сельхозпродукции, сколько о ее качестве. А оно, по словам экспертов, часто недостаточное. Так, качественного картофеля очень мало. Львиная доля молока не отвечает западным стандартам. Поэтому крайне необходимы инвестиции в усовершенствование технологии производства агропродукции.

- Экспорт - это отражение ситуации на внутреннем рынке, - отмечает Иван Стефанишин, эксперт аграрного рынка. - Нужно кардинально менять подходы к внедрению новых технологий не только производства, но и "послеуборочной" обработки продукции, ее сортировки и упаковки, т.е. следует использовать максимальное количество цепочек добавленной стоимости. А это, в свою очередь, заставит искать организационные формы, которые бы могли обеспечить реализацию этих идей. Это и вопросы специализации, кооперирования материально-технических и финансовых ресурсов, управления процессами, кадровой политики и многие другие. Все это должно быть адаптировано к социально-экономическому состоянию, научно обосновано с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Самое главное для экспортера - доступ к ресурсам, содействие государственных учреждений и продвижение продукции на экспорт. В разных странах эта помощь разная. Как отмечает Владимир Коруд, "чаще всего это информационная поддержка. Одним из самых мощных маркетинговых мероприятий по продвижению товаров является участие в выставках. И потому в ряде западных стран правительство помогает бизнесу с финансированием участия в выставках. Например, в Польше существуют три уровня возмещений. В Украине Министерство сельского хозяйства организовывает поездки сельхозпредприятий на большие зарубежные выставки. Одна из них - "Зеленая неделя в Берлине", где у Украины есть хоть какой-то свой стенд. Пытаются самостоятельно работать регионы, особенно в сфере туризма. К примеру, Львов предпринимает попытки выставляться на больших туристических выставках в Берлине и Лондоне".

Однако есть и другие причины, сдерживающие отечественный экспорт.

Сегодня Украина не может поставлять за границу конкурентный товар, а лишь сырье. Не всегда надлежащего качества, как того требует внешний рынок. И ни один МИД здесь не поможет. В первую очередь, следует открыть возможности для функционирования внутреннего рынка, а уже излишки - экспортировать.

Чтобы выращивать конкурентную на Западе продукцию, бизнес должен располагать технологическими и финансовыми возможностями. А еще - к процессу выращивания и переработки продукции нужно привлекать качественную квалифицированную рабочую силу. По мнению львовского экономиста Владимира Щербины, она в Украине сейчас полностью дискредитирована.

Работа вслепую

Чтобы завоевать западный и российский рынки, малым и средним предприятиям прежде всего следует осознать: Украина "все умы не съела", и для того, чтобы принимать участие в глобальной конкуренции и побеждать, прежде всего, надо учиться. Обучение и построение инновационных путей на пересечении отраслей дадут основания для победы в глобальной конкуренции.

Сегодня границы размываются, экономика становится глобальной, и украинскому бизнесу это надо осознать. Участники мирового рынка должны следить за его новинками, тенденциями, играть на них и выигрывать конкуренцию.

Хотя в Украине все еще высокий уровень общего образования, но он немного перекошен. В Украине развалена система профессионально-технического образования, а взамен не создано ничего нового. Чтобы исправить ситуацию, по словам Владимира Коруда, Львовская ТПП постоянно проводит краткосрочные тренинги для малого и среднего бизнеса. В некоторых сферах, в частности таких, как сфера государственных закупок, они обязательны. Сложность в том, что качественное обучение стоит дорого. Поэтому украинский бизнес очень часто работает за рубежом, так сказать, вслепую. И, соответственно, теряет рынки.

В сфере профессионального обучения для Украины самым полезным может стать опыт Германии. Немецкая система профессионального обучения очень специфичная, но эффективная. Согласно законодательству, ответственность за подготовку и повышение квалификации кадров в Германии возложена на ТПП. Но есть разница между украинской и немецкой ТПП. Если, например, Львовская торгово-промышленная палата насчитывает менее 400 членов, то аналогичная структура в Германии - несколько десятков тысяч. Соответственно, ее возможности значительно больше.

В одном из интервью зарубежный специалист отметил, что в Украине очень хорошие программисты, но на 90% они сами этому научились. Поэтому зарубежные компании, как, например, Softserve, имеют в Украине свои учебные центры, где обучают как своих, так и чужих работников. А большинство украинского бизнеса только молча наблюдает за проникновением западных фирм на собственный рынок и мало что делает, чтобы перенимать чужой опыт.

Комментарии

Иван Стефанишин, эксперт аграрного рынка:

- Когда мы говорим об экспорте из Украины продовольственной группы товаров, то следует обратить внимание на опыт в этой сфере соседней Польши. Со вступлением в Европейский Союз продажа изделий этой страны за границу возросла на 29% и достигла 137 млрд евро (в 2,6 раза больше, чем было в Украине в 2011 г.).

Если присмотреться к структуре экспорта, то из 20 групп товаров лидером остается зерно (увеличение экспорта в 8 раз), кофе (в 7,2), яйца (в 6,9), чай (в 4,4 раза). В общем, продукты питания превратились в двигатель развития польского экспорта, да и экономики в целом. В чем же особенности экспорта Польши в последнее время? А в том, что ее национальным компаниям удалось достичь удачного соотношения между ценой и качеством продукции. Товары, доступные европейскому потребителю по цене и качеству, напоминают те, которые они покупали в предыдущие годы.

Ярослав Рущишин, генеральный директор ОАО "Троттола":

- Не могу сказать, что в Украине нет хорошего бизнес-образования. Сегодня можно слушать в свободном доступе лекции наилучших профессоров мира. Речь идет о другом: что делать с полученными знаниями? Мы переходим не к экономике знаний, а к экономике правильного использования уже имеющихся знаний. Я - первый критик нашей образовательной
системы, но она лучше, нежели в отсталых странах. И поэтому так много внимания сообщества предпринимателей и т. п. уделяют тому общению и поиску инновационных вещей, которые ведут нас вперед. Если посмотреть на Львовщину, то сегодня любой успешный бизнес построен на инновациях. IT-отрасль - вообще сплошная инновация.

Так же как любая семья должна иметь семейного врача, каждый уважающий себя предприниматель должен иметь семейного или корпоративного советника. Как правило, это функция бизнес-школы или лаборатории при университетах. Надо ходить на занятия, следить за мировыми тенденциями, поскольку мы говорим, что самое дорогое - это люди.

Мы не выигрываем конкуренцию с западными фирмами, и это большая проблема. Остаемся на уровне базара и примитивной челночной коммерции. Некоторые понимают, что это прошлое и что надо смотреть в будущее. Это не означает, что во Львове следует срочно наладить выпуск трамваев или какой-то другой промышленной продукции. Но мы должны делать бизнес, в котором можем играть первую скрипку. А у нас это могут быть ІТ и агробизнес.

Алексей Виноградов, вице-президент Бизнес-школы МИМ-Киев:

- Проблема в том, что сегодня услуги по бизнес-образованию предлагают очень разные структуры. В отличие от бизнес-школ во многих традиционных университетах и институтах преподаватели нередко просто пересказывают книги, тогда как с бизнес-аудиторией должны работать специалисты, объединяющие теоретические знания с повседневной практикой управления. Именно этим и отличаются преподаватели в ведущих украинских бизнес-школах. Но вследствие высокой стоимости обучения только немногие предприниматели могут позволить себе учиться у них - большинство занимается саморазвитием или руководствуются интуицией. Этого может быть достаточно для управления малым бизнесом, но когда компания начинает расти, выходить на новые рынки сбыта, то дает о себе знать нехватка управленческого системного видения.

Для малого и среднего бизнеса важно создание системного стратегического управления. К сожалению, большинство маркетинговых решений принимаются предпринимателями на основе конкретной ситуации как реакция на изменения в ближайшем окружении компании. Таким образом, управление происходит по принципу постоянного принятия ситуативных тактических решений. Очень часто текущие дела не дают возможности предпринимателям проанализировать рынок, место компании на рынке, перспективы роста и т. п. Построение комплекса управленческих знаний и привычек относительно этих аспектов нуждается в качественной системной подготовке в бизнес-школе.

Факторы, сдерживающие украинский экспорт в РП

(по данным отдела по экономическим вопросам посольства Украины в Республике Польша):

- ухудшение мировой конъюнктуры на основных международных рынках, что приводит к спаду объемов производства и стагнации экономики;

- необеспеченность экспорта товаров украинских предприятий финансовой поддержкой (страхование экспорта и предоставление экспортных кредитов);

- низкая заинтересованность производителей в таких эффективных мерах по продвижению продукции как участие в международных выставочных мероприятиях (в т.ч. специализированных), которые проводятся как в Варшаве, так и в регионах РП;

- низкая маркетинговая активность украинских предприятий на польском рынке, практически отсутствие представительств украинских предприятий в РП;

- низкое качество подготовки значительной частью украинских предприятий коммерческих предложений (отсутствие информации о кодах товаров по международной классификации, наличие сертификатов соответствия и качества, цены, условий поставки и расчетов), слабые навыки в использовании общепринятого инструментария хозяйствования в рыночных условиях.