UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Чрезвычайка» по классике

Уровень безопасности во всех сферах транспортной системы страны должен быть повышен. Необходимо ...

Автор: Валентин Ленский

Уровень безопасности во всех сферах транспортной системы страны должен быть повышен. Необходимо исключить возможность вмешательства посторонних лиц в работу транспортной системы, потому что в период политической нестабильности это особенно актуально.

Из выступления Николая Рудьковского
перед журналистами 7 мая в Одессе

Когда в стране складывается революционная ситуация, одной из первоочередных задач классики считали взятие под контроль транспорта и связи. Поскольку Украина уже третий год пребывает в состоянии перманентной революции, то вопросы деятельности Минтранссвязи сначала рассматриваются в сугубо политическом и только затем — уже в иных аспектах. И если в любой другой отрасли кадровый вопрос носит скорее административный характер, то в сфере транспортной этот вопрос суть политической экономии на пересечении интересов государства и финансово-промышленных групп. Не говоря уж о нынешней чрезвычайной ситуации, когда в условиях новой волны передела собственности присутствие на ключевых должностях «своих» людей особенно актуально для «правильного» функционирования отрасли.

В конце апреля Минтранссвязи Украины официально заявило о замене руководства в подведомственных предприятиях морской сферы. Первыми под удар попали ОАО «Украинское Дунайское пароходство» и ГП «Севастопольский морской торговый порт». Для обоих предприятий, согласно уведомлению министерства, был объявлен конкурс на замещение вакансий первых руководителей. Помимо этого, министерство выразило намерение отказать ряду специалистов руководящего звена в продлении контракта.

Среди попавших в опалу — начальники Мариупольского, Феодосийского, Измаильского морских портов. По первым двум решение уже принято. Положение руководителя Измаильского МТП Валентина Котельного, уже 20 лет возглавляющего предприятие, по оценке аттестационной комиссии министерства, тоже незавидное.

Что и говорить, морские торговые порты являются довольно лакомым куском для любой ФПГ. И если «правильно» поруководить таким предприятием, то через полгода-год его вполне можно будет приобрести по бросовой цене «за долги». В такой ситуации руководители портов являются просто заложниками взаимоотношений между политиками и ФПГ. И никакие показатели прибыльности и роста отчислений в госбюджет не смогут превзойти классическую мотивацию «в 300% прибыли для частного капитала».

На практике же схема замены «неугодных» начальников МТП достаточно проста. Согласно постановлению Кабмина №1571 от 27 августа 1999 года, все руководители госпредприятий раз в три года должны подвергаться обязательной проверке на предмет соответствия занимаемой должности личных и профессиональных качеств. Также анализируются результаты их профессиональной деятельности: выполнение финпланов и т.п. При этом, как и в большинстве случаев оперативного принятия «нужного» решения, формальности процедуры и аргументы вынужденных оправдываться руководителей морпортов отходят далеко на задний план.

Нередко финансовые показатели предприятия (как, скажем, и в случае с Феодосийским МТП) тянут скорее на поощрение руководителя, нежели на основание для увольнения. За период с прошлой аттестации г-на Котельного в должности начальника порта в 2003 году чистая прибыль предприятия выросла в 5,5 раза (с 562 тыс. грн. до 3,1 млн. по итогам 2006 года). Грузопереработка увеличилась на 21% (с 5,6 млн. тонн в 2003-м до 6,8 млн. в 2006 г.).

В марте 2007 года от имени Верховной Рады руководителю порта была вручена грамота за подписью однопартийца Николая Рудьковского, где отмечался личный вклад Валентина Котельного в развитие региона, многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм. Однако как быстро меняются гнев и милость отечественных власть предержащих! Чувствуется государственный подход к решению кадрового вопроса в отрасли.

Кстати, по мнению наблюдателей, кадровая неустойчивость морехозяйственного комплекса Украины и Минтранссвязи в целом является одним из ключевых факторов, препятствующих привлечению долговременных инвестиций в украинские порты. Сегодня под ударом оказался практически весь корпус портовиков-профессионалов, составляющих менеджерский костяк морской отрасли Украины. Именно это обстоятельство, вкупе с непрозрачностью кадровой политики министерства, вызывает нарекания специалистов и вполне может спровоцировать протесты трудовых коллективов морской сферы.

Когда стало известно о решении Минтранссвязи уволить начальника Измаильского МТП, в его поддержку высказалось порядка 12 тыс. жителей Измаила. Интересно, что представители правящей коалиции на местах, для которых развитие региона и рост протестных настроений в массах — не пустой звук, а реальная проблема, довольно негативно восприняли идею смены руководства порта. Комментируя ситуацию, депутат областного совета от Партии регионов Вячеслав Страшилин отметил: «Если областные власти не поддержат Валентина Котельного, то встанет вопрос о массовых акциях гражданского неповиновения в Измаиле».

Впрочем, в случае увольнения Валентина Котельного, помимо «Измаильского майдана», вполне ожидаемыми будут судебные тяжбы между нынешним руководителем порта и министерством. По крайней мере, есть позитивный опыт разрешения конфликта в пользу уволенного руководителя Одесского порта. По тому же пути намерен пойти и его коллега из Феодосийского МТП.

Пока же ситуация в отрасли остается накаленной до предела, а с учетом ключевой роли портов в транспортной инфраструктуре страны вполне можно сказать — чрезвычайной.