UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чрезмерное регулирование экономики надо отменять. Но без спешки и обвала экономики

Предложенный механизм так называемой обвальной перезагрузки регуляторного поля способен парализовать деятельность бизнеса, разрушить матрицу отношений предпринимателей и власти.

Автор: Михаил Бродский

УДАР разработал законопроект, которым фактически предлагает перезагрузить регуляторное поле страны. Идея вроде бы и правильная и в чем-то повторяет опыт грузинских реформ, но вместе с тем хотел бы предостеречь коллег из оппозиции от спешки.

Я далек от мысли, что оппозиция стремится сделать что-то плохое для страны или бизнеса. Часть авторов законопроекта "О ликвидации чрезмерного регулирования" знаю лично, их приверженность идее упрощения регуляторной среды могу подтвердить. Но хочу обратиться к разработчикам документа с просьбой убрать популизм из такой сложной темы, как дерегуляция.

В основе разработанного УДАРом законопроекта "О ликвидации чрезмерного регулирования" лежат благие намерения полностью перезапустить регуляторное законодательство. Предлагается ровно через год со дня его принятия остановить действие положений 7 кодексов и 80 законов, регулирующих хозяйственную деятельность предпринимателей и регламентирующих получение документов разрешительного характера. Для этого Кабмин должен в течение шести месяцев подготовить пакет изменений в действующее законодательство по регуляторной политике и выдаче документов разрешительного характера и в течение трех месяцев внести в ВР проект закона Украины о внесении изменений в законодательные акты по урегулированию хозяйственных отношений.

Здесь вырисовываются сразу несколько проблем.

Во-первых, нормативно-правовые акты, действие которых предлагается остановить, регулируют не только хозяйственные и административные отношения, но и отношения, связанные с охраной окружающей среды, безопасностью и качеством пищевых продуктов, с земельными вопросами, правилами обращения в разных сферах общественной и хозяйственной жизни и т.п. Рискуем вместе с водой выплеснуть и ребенка.

Помните, как в свое время президент Виктор Ющенко распустил ГАИ, - какой хаос начался на дорогах? Я могу с уверенностью сказать, что как только мы ликвидируем фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный контроль, нам придется есть мясо с червями. Конечно, не все предприниматели без совести, но найдется 2–3% бизнесменов, которые накормят вас дерьмом. И именно из-за этих 2–3% надо заниматься регуляцией. Уместно будет вспомнить, что до недавнего времени в СЭС было 54 тыс. работников, и половину из них мы сократили, а это немало.

Во-вторых, для процедур разработки, согласования, общественного обсуждения такого массива законопроектов потребуется много времени и привлечение значительного человеческого ресурса, в том числе и квалифицированных экспертов. Алгоритм написания и согласования проектов настолько громоздок, что не существует скоростного "лифта" от первой версии до утверждения на заседании Кабмина с дальнейшей подачей в ВР. Не говоря уже о том, сколько подводных камней может появиться в документе, который вот так, на скорую руку будет разрабатываться.

В-третьих, разработать законы - это половина работы. Важно еще провести их через парламент. Ни для кого не секрет, как принимаются правительственные проекты: в них вносят тысячи поправок, часто противоположного содержания, и в результате от первоначальной идеи часто остается только название.

Я разделяю утверждение, что реформы должны осуществляться жестко и динамично, в том числе жестко и относительно чиновников. Но предложенный механизм так называемой обвальной перезагрузки регуляторного поля способен парализовать деятельность бизнеса, разрушить матрицу отношений предпринимателей и власти.

Когда проводятся реформы, возможны и ошибки. Они были и у нынешней оппозиции, они были и у нас. Мы должны усиливать друг друга и при этом понимать, что страна состоит из двух частей: процентов семь - это предприниматели, а остальные 93% - это наемные работники, а также потребители. Занимаясь дерегуляцией, надо помнить и об одних, и о других. Именно такие задачи поставил перед нами президент. Кроме того, в нашей работе мы опираемся на директивы ЕС, понимая, что Украина интегрируется в евросообщество, и нам надо полностью имплементировать европейские регламенты и законы, этим, собственно, и занимаемся последние три с половиной года. Единственное - вынужден буду огорчить предпринимателей: в ЕС существуют очень серьезные наказания за нарушение регуляторных требований. И неуплата налогов согласно нормам Евросоюза - это очень серьезное преступление, приравниваемое к коррупции. Также если кто-то думает, что в ЕС нет коррупции, то он ошибается. Эксперты посчитали, что она (коррупция) сейчас обходится странам ЕС в 120 млрд евро убытков.

Если же вернуться к теме дерегуляции, то, к сожалению, не могу сказать, что нас, власть, все устраивает. Мы продвигаемся медленно, но мы движемся. Нам удалось сократить количество проверок и контролеров, перейти на электронную систему документооборота с использованием электронного ключа, сделать многое другое... Иными словами, мы сокращаем временные и ресурсные затраты бизнеса на соблюдение регуляторных требований. Также понимаю, что многое из сделанного, воспринятого как должное, уже забыли: отмена техосмотров, отказ от нотариально заверенных доверенностей при ряде операций, уменьшение количества всяких справок, лицензий, открытие "единого окна" по всему государству.

Несмотря на это, зачистка регуляторной среды будет происходить и в дальнейшем. Да, мы сталкиваемся с сопротивлением бюрократического аппарата, получаем жалобы на проверяющих. Но разве можно изменить систему за один день? Вы же должны понимать, что не может контролер получать 1200 грн в месяц. Согласно европейской практике, такое должностное лицо должно получать как директор средней фирмы плюс социальный пакет, только тогда можно требовать от него беспристрастности и уважения к предпринимателю.

Продолжаю настаивать, что дерегуляция - это извечный процесс, так как постоянно изменяются условия и среда, и регуляторные процедуры должны соответствовать требованиям времени. Поэтому самая главная цель - это, повторюсь, сокращение финансовых и временных затрат предприятия при выполнении регуляторных процедур. Каждый освобожденный от отчетов день - это день, который предприниматель может отработать на благо семьи и компании. А каждая сэкономленная копейка - это возможность увеличить инвестиции в собственный бизнес.