Теневой рынок финансирует организованную преступность. Теневой рынок никогда не заботится о качестве продукции. Теневой рынок всегда означает потери денег для бюджета. После распада СССР он захватил украинскую экономику. Паленые сигареты, продукты питания, водка… Каждый украинец неоднократно покупал подобные продукты. Сколько здоровья потеряно на этом! Однако государство, казалось бы, научившееся наконец успешно бороться с «тенью», рискует снова потерпеть поражение.
Аналитики считают, что легализация экономики — один из факторов успешного развития украинской экономики в последние три с половиной года. Едва ли не самым удачным примером в этой связи можно считать ситуацию на табачном рынке — он стал практически полностью легальным. Если в 1996 году доля контрафактной и контрабандной продукции составляла 60—70%, то в 1999-м — уже 30—35%. В текущем году, по некоторым оценкам, эта цифра едва достигает 2%.
Резкому падению объема контрабанды способствовала приватизация заводов: новым производителям табачной продукции стало выгоднее действовать легально. Сказалась и правильная налоговая политика. Ведь сокращение теневого рынка началось с введения в 1996 году фиксированной акцизной ставки на табачные изделия.
Однако в ближайшее время теневой капитал может взять реванш. 22 мая этого года был принят мало кем замеченный Закон «О внесении изменений к Закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2003 год». Им предусмотрено с 1 января 2004 года перейти с фиксированного (специфического. — Ред.) сбора на смешанную систему (специфическая плюс адвалорная составляющая. — Ред.) вычисления акциза на табачные изделия. Согласно этому закону акциз будет определяться как процент от рыночной стоимости сигарет. Вместо фиксированных поступлений в Пенсионный фонд (как это происходит сейчас) закон вводит процентный налог от продаж, который будет поступать прямо в бюджет. Но этот акцизный сбор (5% от розничной цены) напрямую зависит от цены на сигареты. Вышеупомянутый закон создает такие условия, что дорогие сигареты еще больше поднимутся в цене, а дешевые еще больше подешевеют.
Мировой опыт свидетельствует, что процентная составляющая смешанной ставки акциза способствует росту черного рынка. Летом Европейская комиссия объявила, что только за прошлый год страны ЕС из-за смешанных ставок акцизного сбора потеряли более 8 млрд. долл. Поэтому Еврокомиссия была вынуждена ввести минимальный акцизный сбор в размере 60 евро с 1 тыс. сигарет.
Негативен и опыт России, которая в 2003 году приняла смешанную ставку акциза. Адвалорная составляющая там равнялась 5% отпускной цены сигарет. Из доклада Счетной палаты РФ от 4 июня 2003 года следует, что если бы акциз на сигареты остался специфическим, то поступления от этого налога были бы существенно больше. Приведем лишь несколько цитат из этого документа. «По мнению Счетной палаты Российской Федерации, введение адвалорной составляющей в систему взимаемых акцизов на табачную продукцию трудно объяснить целями пополнения федерального бюджета…»; «При этом следует отметить, что специфические ставки сбора акцизов показали свою эффективность. Собираемость составляла практически 100%, система расчетов и администрирования была предельно проста…»; «С введением адвалорной составляющей появилась возможность минимизации налоговой нагрузки как за счет ассортиментных сдвигов в сторону увеличения выпуска более дешевых и более вредных для здоровья табачных изделий, так и за счет снижения отпускных цен при реализации оптовыми организациями, зачастую являющимися аффилированными лицами с организациями-производителями. Это, в частности, подтверждается данными, полученными при анализе отдельных налоговых деклараций за I квартал 2003 года. Так, средняя отпускная цена сигарет с фильтром, производимых ОАО «ВАТ-ЯВА», в марте составила 60,5 руб. за 1000 шт. по сравнению с 264 руб. в 2002 году. Аналогичное положение и на ЗАО «Лиггетт-Дукат», где средняя отпускная цена снизилась на 41,2%».
В Польше, которая, ориентируясь на Евросоюз, в прошлом году ввела смешанную ставку акцизного сбора, результаты ничуть не лучше. Ежедневная газета «Ржечпосполита» в статье «Ценовая война активизируется» поместила информацию о том, что три из восьми польских производителей сигарет снизили цену на свои дешевые марки сигарет. По оценкам европейских экспертов, это неминуемо приведет к расширению нелегального оборота. Все эти события привели к уменьшению налоговых поступлений в бюджет Польши.
В США уже более 150 лет действуют фиксированные ставки акцизного сбора, и никто их менять не собирается. Таких же принципов придерживаются высокоразвитые Канада, Япония, Австралия и т. д. Наше же государство берет пример со стран, в которых смешанный налог приносит только вред. Украина не станет исключением.
Из-за перераспределения рынка в пользу дешевых сигарет сократятся поступления в казну за счет НДС. Зависимость акциза от цены сигарет даст всем без исключения производителям сигарет легальную возможность уклоняться от уплаты налогов. В связи с ростом цен на сигареты дорогих сортов активизируется их контрабанда, а внутреннее производство резко упадет. Поскольку контрабандные сигареты будут реализовываться в нелегальной торговой сети, сократится поступление налогов от торговли. Сокращение производства сигарет высокой ценовой категории приведет к сокращению рабочих мест, а значит и поступлений от социальных сборов с фондов зарплат. По предварительным оценкам, общие потери госбюджета уже в 2004 году достигнут 5 млрд. грн.
В то же время эксперты уверены, что доходы бюджета возрастут, если сохранится специфическая, то есть фиксированная, ставка акциза. Во-первых, в этом случае ожидается дальнейший рост производства. Во-вторых, акциз на сигареты может быть повышен безболезненно для производителей и потребителей. Свидетельством тому является факт, что, несмотря на повышение ставок акциза на 15% в мае текущего года, производство выросло более чем на 20%, а поступление от акциза в этом году, по сравнению с прошлым, выросли на 10%. Но, главное, вступление в силу закона, предполагающего смешанный акциз, будет означать стратегическое поражение власти в борьбе с теневым рынком…