UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНОМОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЗОНА: ЖЕСТКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НА ФОНЕ ТЕСНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В марте будущего года Украина планирует провести Вторую международную транспортную конференцию. ...

Автор: Нина Перстнёва

В марте будущего года Украина планирует провести Вторую международную транспортную конференцию. Об этом министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко сообщил в Анталии (Турция), где в конце октября проходило пятое заседание Совета министров иностранных дел стран-членов ЧЭС. Шесть последующих месяцев Украина будет председательствовать в Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), сменив Турцию. Будущая конференция наряду с совещаниями министров внутренних дел, министров транспорта стран ЧЭС и заседаниями различных рабочих групп — это те рычаги, которые Украина намерена привести в действие для дальнейшей активизации сотрудничества в Черноморском регионе.

Сегодня на страны ЧЭС приходится 5% мировой торговли. Развитие экономик этих государств и рост товарооборота во многом зависит от эффективной работы транспорта. Учитывая, что через бассейн Черного моря проходят международные транспортные магистрали, соединяющие Европу с Азией, в совершенствовании транспортной инфраструктуры заинтересованы и европейские структуры. Как известно, данный регион получил название Паневропейской транспортной зоны бассейна Черного моря. С целью развития здесь международных перевозок Европейской комиссией создан руководящий комитет, который охватывает весь спектр вопросов, начиная от развития инфраструктуры портов и заканчивая гармонизацией всех транспортных и таможенных процедур. Беда, однако, в том, что несмотря на видимое стремление многих стран следовать международным правилам и нормам, упрощение процедур и всякого рода формальностей происходит с большим скрипом.

Также в октябре в Анталии под эгидой ОЧЭС проходила Первая международная конференция автоперевозчиков Черноморского региона с участием транспортных ассоциаций и различных организаций из 11 стран. В очередной раз были подняты проблемы, связанные с пересечением границ, таможенным досмотром и преодолением всевозможных барьеров. Ведь сегодня простои на границах обходятся автоперевозчикам в тысячи долларов. Но самый больной вопрос для них — это выдача виз. Там же, на форуме, делегации России и Украины выступили с предложением подготовить специальное обращение в адрес министров иностранных дел с просьбой рассмотреть вопрос об упрощении визовых процедур. Водителям, работающим на международных линиях, должны выдаваться годовые визы, причем в день обращения и бесплатно или за минимальную стоимость, а в качестве подтверждающих документов для их получения должны служить письма транспортных ассоциаций.

Надо сказать, что вопрос об упрощении визовых процедур стоял в повестке дня и заседания Cовета министров иностранных дел. Однако, как заметил на пресс-конференции турецкий министр Исмаил Джем, совместные работы в этом направлении ведутся, но пока нет ничего определенного. Что же касается конкретно автоперевозчиков, то, по словам министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, этот вопрос требует анализа, чтобы видеть негативные и позитивные последствия принятия такого решения.

Что важно отметить, автоперевозчики, а точнее, только что созданный ими союз (его презентация состоялась на транспортном форуме в Анталии) сразу же получил статус наблюдателя при ОЧЭС. Такой же статус был предоставлен и Ассоциации портов Черного и Азовского морей. Ранее его получили международные ассоциации судовладельцев и судоремонтников Черноморского бассейна. Теперь транспортники смогут заявлять о своих проблемах напрямую, и есть надежда, что они будут хотя бы услышаны. Решение же проблем, как видим, зависит от целого ряда факторов. Станет ли одним из них помощь и содействие со стороны ОЧЭС?

Возможности этой организации, судя по всему, невелики. Если говорить в целом, то сказывается недостаток финансовых ресурсов. Для развития региона создан Черноморский банк торговли и развития. При его содействии, к примеру, был реализован проект строительства газораспределительной станции в Тарутино Одесской области, выделены кредиты для греческих судовладельцев на строительство судов на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, на сооружение второй очереди зернового терминала в Ильичевском торговом порту. И ряд других проектов. Но суммы, которые выделяет банк, если сравнивать с потребностями Черноморского региона, весьма незначительны.

Страны ЧЭС приняли решение о создании специального фонда (со стартовой суммой в 300 тыс. долл.) для финансирования исследований и разработок по подготовке проектов и изучения целесообразности их внедрения. Интересные проекты могут быть профинансированы и различными международными институтами и донорскими странами. В отчетах ОЧЭС об итогах работы за шесть прошедших месяцев сказано: усилия, предпринимаемые в этом направлении, подтверждают наличие интереса к Черноморскому региональному сотрудничеству.

Речь идет об общей транспортной политике, совместных проектах, направленных на развитие инфраструктуры, гармонизацию законодательств. Но на этом фоне каждая страна стремится к тому, чтобы грузопотоки шли через ее территорию, а не соседнюю. Идет жесткая борьба. И в этой связи до конца не ясно: какова будет схема транспортной сети в регионе? Как пройдут основные транспортные магистрали: через Украину, Болгарию или Румынию? Конечно, сейчас, когда формируется концепция создания транспортной сети бассейна Черного моря, будут по возможности учтены интересы всех заинтересованных сторон. Однако, понятно, что на деле преимущества будут на стороне тех, кто создаст наибольший режим благоприятствования для прохождения грузов и транспортных средств по своей территории.

Во время своего председательствования в ОЧЭС Турция на заседании рабочей группы по транспорту в сентябре этого года в Стамбуле представила разработанную карту сухопутного Черноморского кольцевого коридора (вокруг Черного моря). Турки, которые больше других заинтересованы в его функционировании, естественно, будут добиваться развития южного участка этого пути, проходящего по их территории. Если это случится, то появится альтернативный автодорожный путь движения грузов из Европы в Азию — через Болгарию, Турцию, Грузию и дальше в Среднюю Азию. Украина, через территорию которой сегодня грузы идут по транспортному коридору Европа — Кавказ — Азия, может проиграть в конкуренции, несмотря на то, что морской путь считается более дешевым.

О беспределе, царящем на украинских границах, таможнях, дорогах, говорено немало. Издан целый ряд указов, постановлений, распоряжений с целью изменить, устранить, искоренить. Однако мало что меняется. Поборы как были, так и остались. Тянемся до международных норм и правил, а дотянуться не можем. В закон Украины о едином сборе, который взимается в пунктах пропуска через границу, три месяца назад были внесены новые изменения. Но улучшенный вариант документа вновь не учитывает ряд моментов, что создает преграды для следования иностранного крупногабаритного транспорта по дорогам нашей страны.

В общем, если отдельное государство не позаботится о привлекательности своей территории, то никакая организация ей не поможет. И ни ближние соседи, ни дальние. Сегодня украинские судовладельцы и судоремонтники, которых не балует своим вниманием родное государство, через ассоциации стремятся привлечь внимание ОЧЭС к своим проблемам. При их участии был разработан проект меморандума об общих направлениях развития морского транспорта, судостроения и судоремонта в регионе Черного моря. Однако он так до сих пор и не был рассмотрен экспертами стран-членов ЧЭС, не была создана и рабочая группа, которая бы занималась этими вопросами. Объясняется это тем, что соседние страны, имеющие более-менее развитую морскую индустрию, вовсе не заинтересованы способствовать развитию ее у других. И теперь наши моряки и судостроители уповают на родное государство, которое в ходе своего председательствования в ОЧЭС собирается уделить внимание решению морских проблем. Очень хочется в это верить…