UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бухгалтеры и филателисты

Отрасль связи переживает переломный момент. Формируются органы, которые согласно новому законод...

Автор: Семен Степанчиков

Отрасль связи переживает переломный момент. Формируются органы, которые согласно новому законодательству будут отвечать за ее деятельность: регулирующий — Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) и центральный исполнительный — Департамент связи и информатизации Министерства транспорта и связи. Расставляются люди, определяются механизмы взаимодействия между обеими «ветвями власти». Пока в высших эшелонах идет торг за сферы влияния, операторы заняли выжидательную позицию. По крайней мере, внешне.

Положение дел

Итак, что сегодня происходит у каждого из старых и новых действующих лиц отрасли?

НКРС. 21 августа Президент подписал указ № 943 «О Национальной комиссии по вопросам регулирования связи», которым поручил Кабинету министров до нового года решить все технические и финансовые вопросы по ее созданию. А 30 августа указом №1020 назначил ее председателем Сергея Цепенникова, ныне заместителя председателя правления ОАО «Укртелеком» по вопросам экономики и финансов. Указы о назначении членов комиссии пока не подписаны.

Минтранссвязи. 27 августа указом №1009 было утверждено Положение о Министерстве транспорта и связи. Напомним, что еще 25 июля министром объединенного министерства был назначен Георгий Кирпа. На минувшей неделе заместителем министра транспорта и связи — руководителем Департамента связи и информатизации назначен бывший первый заместитель председателя Госкомсвязи Леонид Нетудыхата. Кандидатуры заместителей начальника департамента пока также остаются предметом торга.

Госкомсвязи. 18 августа с.г. Президент серией указов уволил председателя Госкомсвязи Олега Яценко и всех его заместителей. При делах остался только один из них — Владимир Коляденко, который еще 10 августа распоряжением Кабмина был назначен председателем комиссии по проведению реорганизации Госкомсвязи. Тем не менее ГКС продолжает работу: архивируются документы, приводятся в порядок дела. Если топ-менеджмент комитета всегда может договориться о новой работе, то большинство рядовых служащих сегодня находятся в подвешенном состоянии.

Кадры: неожиданные и долгожданные

Назначение Сергея Цепенникова на пост председателя НКРС стало неожиданностью для большинства наблюдателей и участников процесса — точно так же, как полтора года назад на пост руководителя Госкомсвязи Олега Яценко, ранее известного лишь узкому кругу лиц. С.Цепенников, как и многие отечественные политики и бизнесмены, — выходец с «Южмаша», где прошел путь от старшего экономиста до главного бухгалтера. В начале 2001 года перешел на работу в Днепропетровскую дирекцию ЗАО «Киевстар» на должность заместителя генерального директора — главного бухгалтера. Весной текущего года был назначен на должность заместителя председателя правления ОАО «Укртелеком» по экономике и финансам (как шутили злые языки — куратором взаиморасчетов оператора с «Киевстаром»).

Цепенникова называют «человеком Туманова» (Юрий Туманов, председатель совета директоров ЗАО «Киевстар», близкий родственник действующего Президента. — С.С.). Правда, к «людям Туманова» причисляют очень многих, причем эти «многие» зачастую не очень дружат друг с другом. Так, говорили о некоторой напряженности, существовавшей между Цепенниковым и и.о. председателя правления «Укртелекома» Григорием Дзеконом. Вот и сегодня: Цепенников назначен на одну из главных руководящих должностей в отрасли, Дзекон продолжает оставаться и.о. с туманными перспективами. Неясна и дальнейшая судьба другого «человека Туманова», Олега Яценко, также претендовавшего на пост главы НКРС.

Что касается перспектив, которые вырисовываются перед отраслью с приходом к ее регулированию Сергея Цепенникова, то следует подчеркнуть, что он прежде всего — финансист и бухгалтер. То есть учет и контроль будут поставлены наилучшим образом. Однако пост председателя НКРС — политический, а вот как политик Сергей Анатольевич себя не зарекомендовал. Никак. Только как способный исполнитель. Правда, в наше время, придя к власти, люди часто до неузнаваемости меняются (вспомним хотя бы другого «южмашевца», Леонида Кучму, которого в былые времена также считали исполнителем). С другой стороны, отрасли связи к исполнителям не привыкать… А после выборов на смену Цепенникову может прийти и «более политическая» фигура. Вспомнят, например, что стаж работы Цепенникова в отрасли на момент назначения не дотягивал до предусмотренных Законом «О телекоммуникациях» четырех лет...

Леонид Нетудыхата начал переговоры о своем будущем трудоустройстве задолго до «увольнительного» указа 18 августа. Собственно, на момент верстки номера официального сообщения о его назначении замминистра транспорта и связи еще не было, но в кулуарах этот вопрос называли решенным.

Вместе с Леонидом Ивановичем в Минтранссвязи должен прийти ряд известных деятелей Госкомсвязи и «Укртелекома», в частности, курирующих там вопросы лицензирования и радиочастот. Что говорит о серьезном интересе ведомства Кирпы к поступлениям (официальным и неофициальным) от лицензирования операторов. А также от распределения радиочастот. Напомним, согласно переходным положениям новой редакции Закона Украины «О радиочастотном ресурсе», функция регулирования радиочастот с 1 января 2006 года переходит к НКРС, а до этого, в соответствии с Положением «О Министерстве транспорта и связи», принадлежит ему. То есть, чтобы выгодно воспользоваться полномочиями, у минтранссвязевцев остается год с небольшим.

Когда в июне минувшего года Леонид Нетудыхата пришел в Госкомсвязи, среди первых его решений эксперты прогнозировали выдачу мобильной и прочих лицензий, а также частот «Цифровой сотовой связи», вице-президентом которой он являлся до этого. Как мы помним, ни одной из этих задач он не решил, чем, правда, не навлек на себя особо сильного гнева своих донецких коллег.

Успех переговоров Нетудыхаты и Кирпы о трудоустройстве наблюдатели связывают с возможными обещаниями выдать лицензии на оказание услуг международной и междугородной связи телекоммуникационным структурам транспортников, таким, как уже упоминавшийся ранее «ЗН» «Евротранстелеком». Сегодня эта компания занимается лишь сдачей в аренду своих магистральных каналов связи, но в случае получения таких лицензий может составить серьезную конкуренцию «Укртелекому», «Утелу», а также «Киевстару» и «УМС», у которых также есть лицензии на эти виды деятельности и которые также сейчас активно строят свои первичные сети. Кстати, «УМС» свою «международную» лицензию получила буквально в последний момент соответствующих полномочий Госкомсвязи. Интересно, получится ли у Нетудыхаты на этот раз выполнить свои обещания?

Немного о полномочиях

Картина распределения полномочий между Минтранссвязи и НКРС, вырисовавшаяся после утверждения положений об этих органах, не сильно отличается от прописанной в законах Украины «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе». Большая часть «денежных» функций (т.е. связанных с распределением денежных потоков) остается у НКРС, однако Минтранссвязи обиженным также не назовешь.

Итак, главным регулятивным активом НКРС остается лицензирование и регистрация операторов. Помимо этого, комиссия будет осуществлять распределение номерного ресурса. В ее полномочия входит и тарифное регулирование рынка. НКРС выполняет важную функцию посредника при взаимодействии операторов, в т.ч. регулирует техусловия и тарифы. Наконец, НКРС следит за выполнением операторами норм телекоммуникационного законодательства и, если нужно, применяет к ним административные санкции, а также передает на них материалы в Антимонопольный комитет.

Интересная строка в положении, которой нет в законе: комиссия получила право осуществлять управление объектами государственной собственности в отрасли. Правда, лишь теми, которые ей специально передадут. Лазейка для будущего торга с Кирпой за управление госдолей «Укртелекома»?

Ну и наконец, с 2006 года к «денежным» функциям НКРС добавятся: лицензирование радиочастот, применение штрафных санкций, определение размера платы за выдачу разрешений на эксплуатацию, а также порядка реализации и эксплуатации радиотехнических средств. Кроме того, в задачи подчиненных НКРС Государственной инспекции связи и ГП «Украинский государственный центр радиочастот» будет входить: выдача разрешений на эксплуатацию радиочастот, радиочастотный мониторинг, выработка требований к электромагнитной совместимости, выдача разрешений на импорт радиоэлектронных средств, административные взыскания к нарушителям радиочастотного режима, ну и подготовка выводов относительно операторов, необходимая для принятия НКРС решений о выдаче им лицензий.

Еще раз — это далеко не полный перечень функций НКРС, а лишь обзор тех из них, которые завязаны на поступления от операторов. Как, ниже, и в отношении Минтранссвязи.

Что остается министерству? Согласно Закону «О телекоммуникациях» — разработка технических условий и стандартов для телекоммуникационных сетей, а также контроль их качества. Согласно Положению о Минтранссвязи, оно определяет перечень технических средств, которые могут применяться в телекоммуникационных сетях общего пользования (импортерам, выходит, придется согласовывать поставки сразу с двумя ведомствами). А также выполняет функции сертификации и стандартизации (кто пробовал получить сертификат, тот за них порадуется).

Нужно напомнить, что в ведомство Кирпы перешли и многие нетелекоммуникационные функции Госкомсвязи, включая информатизацию и почтовую связь. Но от этого не менее «денежные». Например, почтовая связь: министерство определяет перечень технических средств, стандартизирует и сертифицирует их. Вряд ли Кирпа забыл, как почтовики в свое время демонстративно отказались от услуг железной дороги по перевозке почтовых грузов, так что стоит ожидать кардинального передела рынка почтовых сообщений.

А заодно Георгий Николаевич теперь будет утверждать состав редакционно-художественного совета по разработке тематики и образцов почтовых марок и конвертов.

Еще Минтранссвязи становится генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации, отвечает за ее формирование и обеспечивает ее выполнение. А также координирует деятельность органов исполнительной власти по созданию «электронного правительства». Деньги здесь крутятся немалые — несколько сот миллионов бюджетных гривен. Однако Госкомсвязи в свое время так и не смог установить контроль над разрозненными «информатизационными» расходами различных ведомств. Получится ли у Георгия Николаевича?