UA / RU
Поддержать ZN.ua

БУХАРЕСТ-95. САММИТ ЧЭС

Первое же впечатление от Румынии, полученное уже по дороге из аэропорта, — эта страна денег на ветер старается не бросать...

Автор: Антон Крюков

Первое же впечатление от Румынии, полученное уже по дороге из аэропорта, — эта страна денег на ветер старается не бросать. Базируется оно на анализе потока машин на улицах, подавляющее большинство которых составляют малолитражки «Дачия», такие же нескладные и несуразные, как наши «Запорожцы» или восточногерманские «Трабанты». Не Бог весть какой шедевр автостроения, типа «Жигулей», воспринимается уже в сравнении с ними как солидная иномарка, на иномарках же в привычном смысле слова — в основном дипломатические номера. Потоки «Дачий» вызывают поначалу сожаление, однако оно быстро сменяется осознанием того, что предприятие, их производящее, работает, очевидно, без перебоев, что оно пользуется государственной поддержкой не только в виде кредитов, но и в виде оградительных таможенных пошлин на импортные автомобили. Деньги, которые румынский гражданин решил потратить на автомобиль, остаются в стране, работают на развитие собственного производства, ну а дизайн и прочие характеристики автомобиля — дело, безусловно, наживное.

Все вышесказанное отнюдь не призыв к правительству немедленно пересадить все население Украины на «Таврии». В конце концов, у каждой страны свой путь и видение решения своих проблем. Однако теперь, когда стенания по поводу разорванных хозяйственных связей с бывшими советскими республиками стали обязательным пунктом программы у многих украинских руководителей, их румынские коллеги заняты уже другими делами. Стремление к опоре на собственные силы, этакий европейский вариант «чучхе», всегда был характерен для Румынии. Любой экскурсовод, говоря о Дворце парламента — третьем в мире по объему здании после Пентагона и пирамиды Хеопса — с гордостью подчеркнет, что при его сооружении использованы только отечественные материалы. Даже смеситель в ванной гостиничного номера украшает вроде бы и не обязательная надпись «Made in Romania».

Еще одна чисто внешняя деталь: через каждый 100 метров — полицейские, вооруженные автоматами. И дело даже не только в безусловно повышенных мерах безопасности во время встречи на высшем уровне. Надели они их в 86 году, да так и не снимают. Для отечественного глаза выглядит это странно, однако машину в Бухаресте можно на улице оставлять совершенно спокойно. По крайней мере, ее не угонят, если, конечно, она стоит в положенном месте. Иначе — эвакуатор, штрафплощадка за городом, штраф, эквивалентный 35 долларам...

Кстати, о полиции. Можно было только аплодировать той четкости, с которой эти парни организовывали проводку по почти трехмиллионному городу кортежей 11 делегаций, постоянно перемещающихся для всевозможных встреч. Оказывается, для этого не обязательно блокировать за 15 минут все прилегающие улицы, убирать с пути следования все припаркованные машины, устраивать страшную нервотрепку для всех, кому не повезло в этот момент быть поблизости и за рулем. Подобный непрофессионализм — достижение исключительно киевской ГАИ. Для их бухарестских коллег достаточно было остановить поток за квартал перед приближающимся кортежем, а для его сопровождения хватало одной «канарейки» и трех мотоциклистов.

В Бухаресте 30 июня прошла вторая встреча на высшем уровне стран-участниц Черноморского экономического сотрудничества. Украина была представлена делегацией во главе с премьер-министром Евгением Марчуком. Приехали президенты Азербайджана, Болгарии, Греции, Молдовы, Турции, премьеры Армении, вице-премьеры Албании и России. Грузию представлял ее руководитель Эдуард Шеварднадзе.

Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) среди многих региональных институций подобного рода представляет собой уникальное явление. Впервые объединяются, руководствуясь экономическими интересами, страны, которые совсем недавно принадлежали к тому, что на незабвенном пропагандистском языке называлось «два мира, две системы, два образа жизни». Сама встреча руководителей одиннадцати стран-участниц ЧЭС, прошедшая в конце прошлой недели в Бухаресте, явилась, по словам Е.Марчука, «подтверждением огромных перемен в Черноморском регионе за ничтожный отрезок времени».

Организация находится в самом начале своего становления, но тот потенциал, который заложен в ней, стоит того, чтобы тратить на это дело силы и средства. Прежде всего, это рынок, состоящий из 350 миллионов потребителей. Это возможности промышленной и сельскохозяйственной кооперации, совместных проектов в области транспорта, связи, освоения шельфа. Это, в конце концов, реальный шанс комплексного подхода к экологии Черного моря. Черноморское сотрудничество может и должно стать важной составляющей общеевропейской интеграции, необходимым звеном в цепи восточноевропейских субрегиональных структур, таких как Центральноевропейская инициатива или Организация сотрудничества балтийских государств.

Улучшение и углубление экономического сотрудничества в Черноморском регионе должно в немалой степени содействовать и повышению в нем политической стабильности и безопасности. Вопрос этот достаточно сложен, ибо конфликтов как имеющихся, так и потенциальных, здесь предостаточно. Украинская делегация предложила уже в этом году начать переговоры по подготовке многостороннего документа о региональной безопасности. Непременным условием такой работы должно быть окончательное решение проблемы Черноморского флота.

Консультациям по этой проблеме, среди прочего, была посвящена и встреча Е.Марчука с российским вице-премьером Олегом Сосковцом. По ее окончании они сообщили, что работа по реализации Сочинского соглашения «продвигается в нормальном порядке», уже было проведено несколько встреч на уровне экспертов в Москве. Руководители делегаций предостерегли от «различных политических толкований, которые делаются порой некомпетентными людьми». По мнению О.Сосковца, некоторое внутриполитическое напряжение в России, связанное с отставкой некоторых силовых министров, «ни в коем случае» не помешает приезду Бориса Ельцина в Киев. Что ж, дай, как говорится, Бог. Однако пока никаких признаков намечающегося визита нет, хотя и оба руководителя делегаций в очередной раз заверили, что он состоится «в ближайшее время».

В плане же экономического сотрудничества в рамках ЧЭС, по мнению Е.Марчука, первоочередными задачами являются создание для этого необходимой внутренней базы для Украины, например, это означает проведение радикальных реформ, широкомасштабной приватизации и финансовой стабилизации; снятие барьеров между странами, то есть выход на режим свободной торговли; а также формирование необходимой региональной инфраструктуры, важнейшим элементом которой должен стать Черноморский банк торговли и развития.

Министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко сообщил, что следующее заседание Совета министров иностранных дел, который является рабочим органом ЧЭС, состоится в ноябре этого года в Кишиневе — подошла очередь Молдовы председательствовать в организации. На нем планируется рассмотреть уже некоторые конкретные проекты. Министр отметил, что Украина, обладающая значительными мощностями по производству электроэнергии, проявляет особый интерес именно к этой сфере сотрудничества.

Естественно, что подобные саммиты все их участники стремятся использовать так же и для двусторонних контактов. Не исключено, что по их количеству украинская делегация установила рекорд, ибо в течение суток провела, помимо участия в саммите, восемь встреч с президентом и премьер-министром Румынии и руководителями делегаций Азербайджана, Албании, Греции, Молдовы, России и Турции.

Многих интересовали итоги двусторонних украино-румынских встреч с точки зрения неурегулированности вопроса о границах между двумя странами. Однако сенсаций не было. Е.Марчук подчеркнул, что «Украина считала, считает и будет считать, что проблемы границ в Европе завершены Хельсинкским пактом, и любые подходы к ним в одностороннем порядке недопустимы». Министр иностранных дел Румынии Теодор Мелешкану подтвердил, что Румыния готова признать существующие границы, но настаивает на осуждении пакта Молотова — Риббентропа в качестве «моральной компенсации» за утраченные территории. Очевидно, точки в этом вопросе будут расставлять президенты. Ион Илиеску предложил Леониду Кучме встретиться в рабочем порядке до конца года, причем, встреча не обязательно должна быть в какой-либо из столиц, а возможна и в третьем месте.