Недавно мир облетела сенсационная весть - о своем слиянии объявили два крупнейших игрока на рынке телекоммуникаций США: компании AT&T и TCI. Точная сумма сделки не разглашается, однако эксперты полагают, что она составит не менее 50 миллиардов долларов. Пока эффект от объединения крупнейшего оператора телефонной связи и крупнейшего владельца кабельных телесетей отразился лишь на стоимости их акций. Однако не мешало бы взглянуть и на более отдаленные перспективы.
Последние два года главным действом, приковывавшем внимание мировой общественности к индустрии информационных технологий, был поединок между компаниями Microsoft и Intel с антимонопольными органами. Битва еще продолжается и идет не на жизнь, а на смерть. Противники называют Гейтса не иначе, как «хищник» и «убийца». И для этого есть все основания. Разработанная Microsoft операционная система Windows нынче стоит на более чем 90% персональных компьютеров в мире. Примерно такое же (85%) положение занимают и процессоры Intel. Уже давно их стали объединять вместе и считать чем-то вроде проводников грядущей информационной эпохи. Их конкуренты, напротив, считают, что этим «проводникам» не должно быть позволено оставаться монополистами. Киберпространство должно быть открыто для всех.
Впрочем, не все так просто. Сегодня сами «виновники» переполоха предупреждают о том, что опасность грядет совершенно не с той стороны, откуда ее ожидают. По словам Билла Гейтса, «технология меняется каждый день», и кто знает, не сметут ли эти перемены с Олимпа не только мелких и средних производителей, но и самих монстров Microsoft и Intel. Первые признаки этого мировая экономика демонстрирует уже сегодня.
В марте этого года Intel неожиданно сообщил о том, что в первом квартале доходы компании снизились на 1/4. Буквально через неделю тревожные вести пришли из стана Compaq: по мнению его аналитиков, спрос на компьютеры стал замедляться. Сначала казалось, что причина трудностей - экономический кризис в Азии. Однако есть веские причины в этом сомневаться. Все мы помним лозунг начала 90-х: персональный компьютер в каждом доме. Поначалу казалось, что ждать этого осталось недолго. В 1995 году 31% процент американских семей имели у себя дома ПК. Однако сегодня их число составляет лишь 40%. «Мы уже давно должны были бы выйти на цифру 60-65%», - считает Ник Донатиэлло, президент маркетинговой фирмы Odyssey Communications. По его словам, для большинства американцев ПК так и не стал «незаменимым инструментом», на что так рассчитывали энтузиасты компьютерного мира.
Сегодня на рынок ежегодно выбрасывается масса продукции, так или иначе связанная с информационными технологиями, однако большинство в ней составляют отнюдь не компьютеры как таковые. Казалось бы, развитие глобальной сети Internet придаст компьютерной индустрии мощный толчок. Так и случилось, однако в выигрыше от этого опять-таки все чаще и чаще оказываются не признанные гиганты типа Microsoft, IBM, Hewlet Paccard, а компании, лишь косвенно связанные с производством компьютеров.
В среде компьютерщиков уже давно укоренился термин Wintel. Компания Энди Грува изготовляет микропроцессоры, управляющие работой большинства компьютеров, компания Билла Гейтса делает для них программное обеспечение. Их совместная цель: ПК на каждом рабочем месте. Однако в последнее время на рынке резко возросла доля изделий, во многом дублирующих функции компьютера и все чаще делающих его не таким уж и необходимым. Сегодня почти все высокотехнологичные товары - от автомобилей и сотовых телефонов до микроволновок и видеоприставок -содержат в себе дешевые микропроцессоры. Да, они не такие производительные, как компьютерные, но этого от них и не требуется. Microsoft, первым осознав угрозу, попытался было выйти на рынок карманных компьютеров со своей операционной системой Windows CE, однако ни ему, ни Intel пока не удалось захватить здесь сколько-нибудь значительную долю рынка.
Единение бытовой электроники и компьютеров породило новых фаворитов третьего тысячелетия. Все большее количество наблюдателей считают таковыми гигантские телекоммуникационные компании. Чем долгое время был и еще остается компьютер? Всего лишь счетной машиной. Сегодня же на первое место выходят возможности «коммуникации», и все большее и большее количество телекоммуникационных компаний бросает вызов Wintel.
Один из последних ударов - так называемые WebPhones - нечто среднее между обычным телефоном и переносным компьютером. Снабженный небольшим экраном, он позволяет пользователям, не прерывая телефонного разговора, спокойно отправить E-Mail или побродить по Internet. AT&T, Philips, Samsung и почти все крупнейшие японские электронные гиганты уже приступили к полномасштабному производству подобных изделий. Совсем недавно небольшая компания Aplio из Калифорнии начала масштабную продажу микрочипа, который радикальным образом может изменить наше будущее. Вставив его в обычный телефон, вы можете нажатием лишь одной клавиши провести международный телефонный разговор по Internet.