UA / RU
Поддержать ZN.ua

Больше деклараций, хороших и разных!

Как вы полагаете, сколько разнообразных видов деклараций о доходах в нашей честной державе? Одна - та, которая подается по итогам года в налоговую инспекцию? А вот и не угадали.

Автор: Сергей Бочкарев

Как вы полагаете, сколько разнообразных видов деклараций о доходах в нашей честной державе? Одна - та, которая подается по итогам года в налоговую инспекцию? А вот и не угадали. После того как был принят Закон "О мерах по предотвращению коррупции" (апрель 2011 г.), у нее образовалось несколько клонов для "локального употребления". Прямо в приложении к указанному Закону. Именно этот образец подавали кандидаты в народные депутаты на выборах 2012 г.

Чем данный клон отличается от основной налоговой декларации? Отличий, в общем-то, несколько. Заполнение такого клона - "Декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера" - основывается исключительно на "личном добровольном признании" и не требует каких-либо подтверждающих документов. Признаваться рекомендуется не только о себе, но и о членах своей семьи. Зато колонки, куда вписываются суммы уплаченных налогов, напрочь отсутствуют.

Вероятно, в порыве борьбы с коррупцией законодатель силами юристов, не жалующих в своем большинстве налоговую службу, ваял этакий приемлемый документ, который можно было бы выставить на суд общественности, но не нарушить "тайну личной жизни". Поэтому в содержательной части остались только обтекаемые формулировки "источники доходов" и стоящие против них суммы. Хотя в отношении недвижимого и движимого имущества почему-то сохранились адреса, марки и номерные знаки, которые усердно вытирает ЦИК перед открытой публикацией.

Вполне логично предположить, что подобные декларативные клоны заполняются "по свежей памяти" (и это будет еще в меру литературное выражение), особенно если посмотреть на почерк кандидатов на экземплярах деклараций на сайте ЦИКа. Предполагается, что в случае сомнений в достоверности под эту декларацию могут запросить дополнительные документы. Но это только предполагается. Потому что прямо в период избирательной кампании член ЦИКа дает интервью о том, что "проверкой сведений, которые указываются в декларациях кандидатов в народные депутаты, Центризбирком заниматься не уполномочен. Точность поданных в комиссию деклараций - ответственность самих кандидатов" (Михаил Охендовский, Лидия Денисенко Еженедельник-2000 33(617) 2012 "Нехорошие традиции" после "идеальных выборов"). Хотя сам по себе тезис сомнительный. Наводит на подозрение, что это вальяжные члены ЦИКа (с министерским статусом!) не хотят себе искать проблем на голову. Если в законе нет конкретного указания "обязаны проверять", это отнюдь не означает автоматического разрешения "принять к сведению". Сама суть Закона "О мерах по предотвращению коррупции", из которого и взят этот бланк декларации, предполагает, что по ней проверяются кандидаты на государственную службу. И если Центральная избирательная комиссия, по сути своей деятельности сопровождающая отбор 450 кандидатов на высшую государственную службу, не утруждает себя этой обязанностью, то почему при отборе в Кабмин (или того ниже) кто-то должен напрягаться над такими проблемами?

Считается, что напрягаться в этом случае должна налоговая служба. И какой статус для нее имеет этот клон декларации? У нее есть свой рабочий бланк. Допустим, цифры в таких "декларациях" не совпали - и что? Процессуальные действия можно начинать только по налоговому бланку декларации, все остальное - "документы к сведению", максимальная реакция - "введение в заблуждение при поступлении на государственную службу". А после драки, как известно, кулаками не машут.

Но если вы считаете, что в этой статье речь идет исключительно о выборах, то весьма заблуждаетесь. Это было всего лишь "предвыборное вступление". А продолжалась юридическая вакханалия следующим образом: в период избирательной кампании довольно много кандидатов откровенно заявили: "Где я взял деньги на избирательную кампанию? - Заработал за границей!" - и вполне уверенно подтвердили это записью в "показной декларации". Первым об этом во всеуслышание (и с гордостью!) заявил Виталий Кличко еще ранней весной. Дескать, все мои заработки за границей, там я плачу налоги, поэтому здесь вы меня своими дешевыми налоговыми преследованиями не достанете. Хотите убедиться в честности уплаты налогов - запрашивайте (имеется в виду - на межгосударственном уровне). Он был первым, но не единственным среди состоятельных людей, "работающих за границей не покладая рук". Включая прямых родственников известных политиков.

И вот тут-то необходимо разобраться с тезисом "я заработал за границей - поэтому вам ничего не должен". Если взять типовую налоговую декларацию, то там по статье "доход, полученный за пределами Украины" требуется приложить соответствующие справки о сумме уплаченных налогов за пределами Украины. И даже доплатить, если эти суммы оказались ниже отечественных аналогичных ставок.

В политическом плане здесь возникает еще один неприятный вопрос: разница между фразами "Я заработал за границей" и "Мне выплатили деньги за деятельность, которую я веду в Украине". Ибо только малая часть сильных мира сего действительно и деятельность ведет "там", и оплату получает "там" же. Для остальных это всего лишь место легализации доходов (оффшорных, политических и т. д., и т. п.). В конце концов, очень хотелось бы увидеть в публичном доступе их налоговые декларации, где были бы указаны суммы хоть каких-нибудь налогов, уплаченных, к примеру, путем "взаимозачета" справок. Чтобы просто убедиться, что они еще являются "резидентами" Украины (в налоговом отношении).

Потому что в противном случае закрадываются еще более радикальные предположения - о лазейке "временное нерезидентство". "В отношении налога на доход лицо считается резидентом, если находится в Украине не меньше 183 дней в году" или "имеет в Украине центр жизненных и предпринимательских интересов" (еще более размытая формулировка). Все остальные свободны от отечественного надзора. Достаточно завести небольшую дачку на Кипре или в континентальной Европе и просидеть там более полугода управляющим собственной оффшорной компании, чтобы с честными глазами (по штампам пограничного контроля) рассказывать всем, что "я в этом году - нерезидент, доходов "происхождением из Украины" не получал". И пошли вы все сами знаете куда. Тем более что связь "нерезидентского статуса" с понятием "постоянное проживание в Украине" на сегодняшний
момент никак не прослеживается, а значит, какого-либо поражения в правах не предусматривает.

Вопрос остается в следующем: принесет ли какую-либо пользу тотальная подача деклараций о доходах, если они представляют собой забор с множеством лазеек? И не слишком ли много сейчас собирается разнообразной информации, которую просто никто не заинтересован осваивать? По причине благостного существования и нежелания портить отношения. А когда выстроятся массовые народные очереди с бланками очередных деклараций, желание сильных мира
"призвать к ответу своего сородича" таинственным образом появится?