UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Большая семерка» под прицелом АМКУ

Антимонопольный комитет Украины проводит расследование деятельности фармацевтических компаний в связи с резким подорожанием лекарств.

Автор: Лидия Подолян

От сногсшибательного ценового прыжка, произошедшего в октябре прошлого года, перехватило дыхание не только у посетителей аптек. Обеспокоенность ситуацией на рынке лекарственных препаратов выразили президент и премьер-министр, пообещав навести порядок на фармацевтическом рынке. В адрес компаний-дистрибьюторов посыпались обвинения в так называемом картельном заговоре, тем более что большинство из них входят в Ассоциацию фармацевтических дистрибьюторов, которая пока не очень активно проявляет свою позицию. Чтобы разобраться в причинах повышения цен на лекарства, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) буквально по горячим следам начал расследование. Прошло три месяца. Насколько АМКУ продвинулся в расследовании ситуации? С этим вопросом мы обратились к исполняющему обязанности председателя АМКУ Александру МЕЛЬНИЧЕНКО.

— В связи с подорожанием лекарственных средств (ЛС) 7—8 октября прошлого года 16 октября мы возбудили дело по факту резкого повышения цен на ЛС и начали расследование. В процессе расследования АМКУ провел слушания с участием крупнейших оптовых фармацевтических компаний, аптечных сетей и ассоциаций. Я предложил им воздержаться от необоснованного повышения цен и объяснил: если будут выявлены ком­пании, непосредственно причастные к действиям, которые АМКУ рассмотрит как содержащие признаки нарушения законодательства о конкуренции, они могут быть наказаны взысканием с них до 10 процентов годовой выручки.

Пока мы выявили семь крупных фармацевтических компаний, которых подозреваем в необоснованном повышении цен на ЛС: ООО «БаДМ», СП «Оптима-фарм ЛТД», ООО ВВС ЛТД, ЗАО «Альба Украина», ООО «Вента» ЛТД, ООО «Аптека —Биокон», ООО «Интерфарм». В их действиях мы усматриваем признаки нарушения законодательства. (По некоторым данным, сегмент рынка этих фармпредприятий оценивается в несколько миллиардов долларов годового оборота. — Ред.)

— Остановится ли АМКУ на расследовании деятельности только семи названных компаний?

— Нет, расследование на этом не заканчивается. Мы выявили еще ряд компаний, являющихся потенциальными субъектами ответственности. Сразу после завершения нового этапа расследования непременно сообщим о его результатах.

— Все ли компании, относительно которых начато расследование, идут на сотрудничество с АМКУ? Или, возможно, есть ком­пании, не признающие своей вины?

— Это один из вопросов проведения расследования. Говорить сейчас о наличии или отсутствии оснований для привлечения к ответственности еще нельзя. Соглас­но процессуальному законодательству, решение на заседании АМК принимается коллегиально — после заслушивания выводов следственной группы. Только тогда
оно может быть окончательным.

— По имеющейся у редакции информации, некоторые компании исключены из списка подозреваемых. Почему?

— Как я уже сказал, на этом расследование не завершается. Сегодня оно охватило только 18 наименований наиболее часто используемых лекарственных средств (из свыше 8,5 тыс., распространяемых на украинском фармрынке): в частности, амизон, арбидол, афлубин, эссенциале, но-шпа, фезам, корвалмент и т.д. Это только начало расследования.

Цель, которую ставит перед собой Антимонопольный комитет, — навести порядок на этом рынке. Как было сделано на рынке подсолнечного масла. Год назад там царила настоящая неразбериха. Сегодня этот рынок полностью контролирует государство.

— Когда АМКУ планирует завершить расследование?

— Тактика и стратегия расследования не позволяют мне назвать все его параметры до конца. Сейчас я не хотел бы забегать наперед. Возбуждая дело в октябре, мы не называли субъектов хозяйст­вования, действия которых содержат признаки нарушения. Но пока мы все не проверили и не убедились, что там действительно есть деяния, за которые может наступить ответственность за недобросовестную конкуренцию (а она весьма жесткая), мы должны были действовать очень осмотрительно. Ведь речь идет о репутации компаний на рынке. Если убеждаемся, что предприниматели при ценообразовании учитывают реалии рынка и работают добросовестно, то это один подход, а если пренебрегают интересами участников рынка, нарушая правила добросовестной конкуренции, то абсолютно другой.

— Планируете ли расследовать деятельность монопольных поставщиков иностранной фармацевтической продукции в период валютно-финансового кризиса?

— Считаю, что сегодня украинское общество, каждая семья должны быть защищены. Именно в этот период государственные ведомства должны работать как никогда ответственно, особенно те, от деятельности которых зависит наведение экономического правопорядка. Поэтому мы это расследование не прекратим, пока не доведем его до конца, пока не увидим, что цены на лекарства в розничной сети являются экономически обоснованными.