UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БОИНГ» СТАВИТ ПОДНОЖКУ «АЭРОФЛОТУ»

Авиастроительная компания «Боинг» выразила протест против плана предоставить корпорации «Пратт энд Уитни» федеральный заем в один миллиард долларов...

Авиастроительная компания «Боинг» выразила протест против плана предоставить корпорации «Пратт энд Уитни» федеральный заем в один миллиард долларов. Деньги предназначаются на производство двигателей для российских самолетов «Ил-96». По мнению «Боинга», этим займом Белый дом окажет финансовую помощь иностранному конкуренту.

Хотя «Ил-96», рассчитанный на 300 пассажиров, эксплуатируется уже несколько лет, но замена его отечественных двигателей двигателями «Пратт энд Уитни», а также оснащение электроникой корпорации «Рокуэлл интернешнл» способны во много раз повысить его конкурентоспособность.

«Боинг» ни за что не признает, что боится конкуренции со стороны ильюшинского конструкторского бюро, однако компания указывает, что русские продают свои самолеты на мировом рынке по демпинговым ценам — за 65 миллионов долларов, тогда как «Боинг» того же класса стоит примерно вдвое дороже.

Недавно те же силовые методы «Боинг» применил против федерального правительства, чтобы заблокировать финансирование проекта по оснащению американскими двигателями европейского аэробуса.

Вмешательство «Боинга» в сделку с русскими вот-вот обернется для него конфликтом с одним из его основных поставщиков — «Юнайтед текнолоджиз» (ЮТ). «Пратт энд Уитни» входит в империю ЮТ. В руководстве «Юнайтед текнолоджиз» считают, что «Боинг» устраивает бурю в стакане воды, поскольку речь идет о единовременном заказе: предполагается оснастить американскими двигателями и электроникой всего 20 авиалайнеров «Ил-96». К тому же эти самолеты не поступят на мировой рынок, а будут приобретены Аэрофлотом для эксплутации на международных авиалиниях.

Старший вице-президент «Юнайтед текнолоджиз» Билл Пол опасается, что Америка вообще потеряет российский заказ. Он отметил, что Аэрофлот при обновлении парка своих самолетов ищет западных партнеров, способных выполнить заказы на производство двигателей и электроники.

Если американское правительство откажется кредитовать производство двигателей для «Ил-96», заказ может уплыть в Европу, например, достанется конкурирующей фирме — британской компании «Роллс-Ройс».

Схватка обостряется: на стороне «Боинга» выступает внешнеторговый представитель США Мики Кантор. В письме на имя министра торговли США Кантор указал, что подобный заем может обернуться потерей рабочих мест в авиастроительной отрасли Америки.

Намерение России оснастить «Ил-96» американскими двигателями, по моему предположению, могло быть связано с ужесточением стандартов на допустимый уровень шума авиадвигателей. Сотрудник украинской компании «Эйр Юкрейн» (Air Ukraine), просивший не упоминать его имя в печати, сказал: «Действительно, три года назад эти нормы были ужесточены в интересах жителей районов, расположенных поблизости от аэропортов. Но двигатель «Ил-96» соответствует этим нормам. После принятия новых стандартов многим зарубежным авиакомпаниям пришлось обновлять свой парк самолетов для рейсов в США. Понятно, что новые стандарты по шуму и были приняты с целью потеснить на рынке конкурентов, причем не только транспортные, но и авиастроительные компании».

Тогда же американцы потребовали, продолжал мой собеседник, чтобы самолеты были оснащены электронной системой, предохраняющей от столкновения в воздухе, даже в случае ошибки авиадиспетчера. Стоимость такой системы составляет 200 тысяч долларов.

«Однако намерение России заменить двигатель «Ил-96», — отметил он, — продиктовано соображениями экономичности. Нынешнее поколение авиадвигателей было спроектировано еще в ту пору, когда нефтяное топливо в СССР было дешевым. Сейчас топливо сильно подорожало, так что имеет смысл заменить двигатели на более экономичные. Те, что выпускает компания «Пратт энд Уитни», экономичнее процентов на 40.

В авиапарке «Эйр Юкрейн» имеются «Боинги-737», выполняющие рейсы в Европу. В Америку мы пока выполняем беспосадочные рейсы на самолетах «Ил-62». Они уступают «Боингу» в комфорте, но зато «Илы» в эксплуатации доставляют нам почти вдвое меньше технических проблем, чем «Боинги». Сейчас мы ведем переговоры о приобретении пяти «Боингов-767 200 ER», которые будут летать из Америки на Украину. Это более современные авиалайнеры; они пользуются большим доверием у потребителей, особенно после того, как газеты сообщили, что на внутренних линиях в России разбились несколько «Илов». Правда, это были машины других моделей — не тех, что летают в США».

Не по американской ли инициативе из Москвы в Нью-Йорк стали летать «Боинги» вместо «Илов»? Генеральный директор Аэрофлота в Америке Владимир Письменный говорит, что это связано с общим увеличением числа рейсов из Москвы в Америку, причем не только в Нью-Йорк и Вашингтон, но и в другие города. «Нам просто не хватило «Илов» и пришлось пополнить парк «Боингами». Сейчас на них выполняются рейсы в Нью-Йорк и Чикаго, на
«Ил-96» в Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Сиэтл, а на «Ил-62» — в Вашингтон и Майами».

По мнению Владимира Письменного, переговоры с американцами о замене отечественных двигателей на двигатели «Пратт энд Уитни» ведут представители ильюшинского предприятия.