UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блокировка налоговых накладных: стрельба из пушек по воробьям

Нечеткие, обобщенные и формальные причины отказов говорят о желании налоговиков решать вопросы в «ручном» режиме

Автор: Виктор Конев

Налоговые вопросы, и ранее лидировавшие по числу обращений в Совет бизнес-омбудсмена, теперь составляют 71% от всех жалоб предпринимателей, львиная их доля касается блокирования налоговых накладных, — сообщается в свежем отчете организации. Масштаб таков, что, помимо текущей деятельности, Совет еще и собственное расследование провел и настаивает: без системных решений проблему не устранить.

Суть проблемы: налоговая служба блокирует вашу НДС-накладную, задепонированные в системе деньги тоже блокируются вместо того, чтобы стать вашими оборотными средствами. Контрагент лишается налогового кредита и желания с вами продолжать сотрудничать. А ваш отдел бухгалтерии тратит не часы, а дни на сбор пакета документов для разблокировки. Вот так бизнес-климат! Не удивительно, что бизнес-омбудсмен вмешался в ситуацию.

Чтобы разблокировать всего лишь одну накладную, надо подать несколько десятков документов. Для крупных компаний это огромный объем работы, отвлечение большого количества людей от других обязанностей, а также денег из оборота. А потом еще налоговая должна потратить челевеко-часы, точнее, человеко-недели, чтобы проверить эти бумаги. И даже если вы — счастливчик, которому разблокировали налоговую, нет никаких гарантий, что в следующем месяце история не повторится.

Система блокировки налоговых накладных СМКОР — автоматическая и, по идее, призвана находить и блокировать НДС-схемы. Но критерии автоматической системы все равно устанавливаются людьми, а их ужесточили до такой степени, что автоматические блокировки стали массовыми. Учитывая, что решение о разблокировке принимается не системой, а живыми людьми в ручном режиме, здесь уже и коррупцией попахивает.

Читайте также: Е-реформа-2023: общение бизнеса и налоговой переходит в цифровой формат

Внедрение фискальных изменений ударило почти по половине украинского бизнеса

В декабре прошлого года бизнес-омбудсмен по собственной инициативе приступил к расследованию проблем с функционированием системы НДС. Окончательные выводы будут опубликованы через несколько недель, но предварительные Совет уже обнародовал, так как ситуация неотложная, ведь уже полгода бизнес, по сути, работает в режиме непрекращающейся налоговой проверки.

Что обнаружил Совет:

«Мы в четвертом квартале 2022 года видели внедрение… фискальных изменений, которые ударили почти по половине украинского бизнеса, в частности, по законопослушному его большинству. Еще до обнародования наших окончательных выводов ясно, что здесь стреляли из пушек по воробьям. Прекратить хотя бы такие обстрелы полностью в силах украинской власти», — заявляет бизнес-омбудсмен Роман Ващук.

Нечеткие, обобщенные и формальные причины отказов заставляют бизнес «догадываться», как получить ответ «да».

Справедливости ради в Совете отмечают, что их инспекторы также обнаружили, что Государственная налоговая служба готова ускорить решение отдельных проблем. Но, к сожалению, положительное решение десятков дел, в то время как блокируются тысячи, не устраняет общую проблему. Частные случаи не меняют систему. Индивидуальный подход, наоборот, усложняет ситуацию, лишь добавляя коррупционные риски решения проблем.

«Ни бизнес, ни правительство не должны стрелять друг в друга. Должен быть принцип перемирия на этом внутреннем фронте. Мне кажется, что как раз процесс диджитализации, который успешно прошел во многих отраслях за последние три года, необходимо широко применить к таможенной сфере и сфере налогообложения. Это поможет снять много вопросов, возникших между бизнесом и государством. Нужно работать открыто, консультироваться с бизнес-сообществом и бороться против соблазна сохранить возможность ручного управления», — заявляет Роман Ващук.

Совет постоянно контактирует с центральной и региональными налоговыми, подал предложения по усовершенствованию системы СМКОР, инициировал обмен опытом наших налоговиков с польскими коллегами, использующими схожую систему. В организации надеются, что решение проблемы не за горами, и оно будет не симптоматичным, а системным.

Безусловно, поддержка Совета важна не только в теории, но и на практике. Что ж, успешные кейсы по разблокировке уже есть.

Например, производитель сварочных проводов пожаловался в Совет бизнес-омбудсмена на массовую блокировку накладных налоговой. Пытаясь решить проблему, предприятие несколько раз подавало таблицу данных налогоплательщика, однако налоговый орган каждый раз отказывал в ее учете. Степень готовности налоговиков к диалогу с бизнесом такова, что лишь Совету, вынесшему жалобу на рассмотрение экспертной группы с участием ГНС, удалось выяснить, какой именно информации не хватало для учета таблицы данных компании.

Другой успешный пример — предприятие с Харьковщины, занимающееся изготовлением макаронных изделий. Компания пожаловалась и на блокировку налоговых, и на ее внесение в перечень рисковых плательщиков. И хотя заявитель пытался самостоятельно объяснить налоговой, что не является рисковым, диалога не получалось. Совет помог компании разобраться с порядком и перечнем документов, которые необходимо подать в налоговую службу для исключения рисковости, и после повторной подачи документов у налоговой вопросов к бизнесу уже не было.

Читайте также: Налогоплательщики жалуются на налоговиков из-за возмещения НДС

Как подать жалобу в Совет бизнес-омбудсмена

Вне сомнения, использовать помощь Совета можно и нужно, и не только если у вас заблокировали налоговую. Помощь Совета бесплатная, но ваша жалоба должна соответствовать ряду критериев, чтобы ее приняли. А именно:

Жалоба не должна быть анонимной, но при наличии обоснованных причин анонимность сохранят, чтобы давление на вас не усилилось. Сам процесс рассмотрения довольно быстрый: в течение десяти дней длится предварительное рассмотрение, в ходе которого у вас могут попросить дополнительные сведения или документы, чтобы приступить к непосредственной работе. Как правило, рассмотрение по сути продлится не больше трех месяцев. По итогам Совет не только пытается решить частную проблему конкретного жалобщика, но и дает рекомендации госорганам, как не допустить дальнейших подобных нарушений, и следит, чтобы дельные советы не игнорировались.

Подать жалобу можно онлайн.

Больше статей Виктора Конева читайте по ссылке.