UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блеск и нищета бесплатной правовой помощи

Прошло почти пять месяцев с тех пор, как в Украине стартовал процесс предоставления бесплатной вторичной правовой помощи (написание документов процессуального характера, представительство интересов лица в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами; защита) в полном объеме. С 1 июля с.г. она касается не только уголовных, но и гражданских и административных дел.

Автор: Роман Якель

Прошло почти пять месяцев с тех пор, как в Украине стартовал процесс предоставления бесплатной вторичной правовой помощи (написание документов процессуального характера, представительство интересов лица в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами; защита) в полном объеме. С 1 июля с.г. она касается не только уголовных, но и гражданских и административных дел.

Безусловно, кризисным категориям, людям с невысокими доходами такая помощь необходима. Поскольку ее задача - создать равные возможности для доступа лиц к правосудию. Недаром на обустройство центров этой помощи были привлечены средства проекта USAID, а на оплату услуг и возмещение расходов адвокатов правительство предусмотрело в госбюджете-2015 122,4 млн грн, что вдвое больше, чем в прошлом году. Расходы развития увеличены до 57,5 млн грн.

Но для украинского законодательства и его применения характерна такая специфика, которая в любое хорошее дело способна внести большую ложку дегтя. Вкусное блюдо - бесплатная вторичная правовая помощь - оказалось приперченным.

Итак, с июля в Украине начала действовать сеть из 100 местных центров предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, охватывающих по несколько административных районов и городов областного значения. Три из них созданы на Тернопольщине - в Тернополе, Чорткове и Кременце.

Отдадим должное работникам местных центров - они не сидят, сложа руки: проводят прием граждан в общественных приемных районных управлений юстиции, участвуют в работе коллегий райгосадминистраций, сессий районных и городских советов, на которых обсуждается необходимость и возможности предоставления этого вида помощи. А специалисты Кременецкого центра еще и размещают информационные материалы в районных газетах, на интернет-сайтах, выступают по местному радио... Выезжают даже в села, где участвуют в сессиях сельских советов, посещают амбулатории, школы. Но население, особенно в селах, все еще недостаточно информировано о системе бесплатной вторичной правовой помощи, в частности и о праве на ее получение. Информационные материалы и устные разъяснения, как рассказал автору этих строк директор Тернопольского местного центра Юрий Гордеев, люди часто воспринимали как скрытую предвыборную агитацию той или другой политической силы. Крестьяне и жители небольших городов с мизерными доходами нанимали и продолжают нанимать частных адвокатов, поскольку не верят, что бесплатная правовая помощь реально действует и ею можно воспользоваться.

Именно поэтому за почти пять месяцев работы в местные центры обратились пока что немного. Например, в Кременецкий - 170 человек, в Тернопольский - еще меньше: 150. Разве не удивительно: на момент написания статьи из некоторых районов области, как, например, из Бережанского, за помощью не обращался никто. Из Подгаецкого это сделал только один человек.

Нетрудно догадаться: люди обращаются с теми вопросами, которые их больше всего беспокоят. Это и семейное, и наследственное, и земельное, и жилищное, и трудовое право. Есть обращения из сферы административного права.

Кроме того, местные центры предоставляют защитников лицам, которые являются пострадавшими или свидетелями в уголовном производстве и имеют право на бесплатную вторичную правовую помощь. Первые результаты скромные, но по крайней мере они обнадеживают пострадавших. Вот пример. Было начато уголовное производство по факту кражи. Человека обворовали на 90 тыс. грн. Тернопольский местный центр предоставил адвоката, и уже в судебном процессе было возмещено более 11 тыс. грн. Надеемся, после вынесения судебного приговора будет возмещена остальная сумма.

В каждом районе области нашлось по несколько адвокатов, отобранных по результатам конкурса, которые работают с центрами на постоянной основе. У них разный опыт адвокатской деятельности. Но чаще всего это молодые адвокаты, которые хотят себя проявить и получить клиентов в частном порядке. В работу впряглись и адвокаты с опытом, потерявшие клиентов. Например, которые обслуживали ряд юридических лиц, а те обанкротились.

Но бывалых опытных защитников немного. Почему? Согласно Налоговому кодексу, адвокаты относятся к самозанятым лицам. Они не могут находиться на упрощенной системе налогообложения. И адвокат, который официально заработал, например, 1000 грн, должен заплатить в бюджет более 500 грн налогов (единый социальный взнос, НДФЛ). А в частной практике он взял себе от клиента
1000 долл., записал 100 долл. и уплатил налоги с последней суммы. Поэтому слишком мало опытных адвокатов стремятся работать с центрами предоставления вторичной правовой помощи на постоянной основе, то есть по контракту.

Но наибольшая беда - этой помощью сейчас может воспользоваться ограниченный круг лиц, потому что закон определяет смехотворно низкую черту доходов, которая дает право на получение бесплатной вторичной правовой помощи: один прожиточный минимум. И если пенсионер получает пенсию на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных (сейчас это - 1074 грн), то он имеет право на такую помощь, а если 1200-1300 грн (таких пенсионеров на Тернопольщине большинство) - то уже лишен такого права. В области немало работающих, которые получают зарплату на уровне 1400-1500 грн в месяц. И они не могут воспользоваться бесплатной вторичной правовой помощью, поскольку есть верхняя черта - 1378 грн! Вот так!

Исполняющая обязанности директора Кременецкого местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Валентина Вербицкая убеждает:

- Верховной Раде надо срочно вносить предложенные Кабинетом министров изменения в базовый Закон "О бесплатной правовой помощи", чтобы повысить черту малообеспеченности хотя бы до двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных и трудоспособных граждан.

А тут еще и сопутствующая проблема. Сам учет доходов граждан хромает по крайней мере на одну ногу. Поскольку, если местный центр обращается в Государственную фискальную службу за справкой о доходах лица, например, за первое полугодие, то получает ее с опозданием на два месяца - только в сентябре. Эта информация должна предоставляться более оперативно.

В местные центры за помощью обращаются и участники АТО. В Законе Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" указан перечень льгот, которые предоставляются участникам боевых действий и лицам, приравненным к ним, то есть эти вопросы касаются только социальной защиты. По мнению исполняющей обязанности директора Кременецкого местного центра Валентины Вербицкой, "такое ограничение сужает содержание других прав этих лиц. Помощь участникам АТО должна предоставляться по всем вопросам..."

Поэтому, если своевременно не внести изменения в законодательство и не исправить хотя бы грубые ошибки, то реформа правовой помощи населению и задекларированное создание равных возможностей для доступа лиц к правосудию будут так же дискредитированы, как и другие важные реформы, стартовавшие в Украине.