UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес под «крышей» Кабмина

Коммерсанты ДK «Укрэкокомресурсы» снова лоббируют свою монополию. Уже при новой власти…Чем занималось правительство и.о...

Автор: Сергей Следзь

Коммерсанты ДK «Укрэкокомресурсы» снова лоббируют свою монополию. Уже при новой власти…
Чем занималось правительство и.о. премьер-министра Азарова в последние дни своего существования? Не поверите — мусором. Временное правительство на четырех последовательных заседаниях (вплоть до 5 января 2005 года) пыталось согласовать изменения в постановление Кабмина №915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья». Увы, не вышло. Не помогла ни категоричность Николая Яновича, ни устанавливаемые им жесткие сроки, ни методы, которыми пытались выбить согласие министров и глав госкомитетов. Слишком явно торчали «уши» несоответствия законодательству.
Парадокс: не достигнув желанной цели в эпоху Леонида Кучмы, «Укрэкокомресурсы» принялась за старое при новом правительстве, не смущаясь его категорическими заверениями любой ценой отделить бизнес от власти. Об этом стало известно во время недавней пресс-конференции в «Укр­информе», которую созвали представители тысяч предприятий, имеющих отношение к таре и упаковке.
Любопытно смотрится бланк письма компании, занимающейся «наравне» со всеми смертными хозяйственной деятельностью. В его верхней части находится герб Украины и устрашающее «Кабинет Министров Украины», чуть ниже строго прописными — «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «УКРЭКОКОМРЕСУРСЫ». Никаких сомнений не возникает — тут тебе и бизнес, и власть в одном лице.
Впечатляет также текст письма, распечатанный на бланке. Президент государственной компании Светлана Новохацкая обращается к премьеру Юлии Тимошенко с просьбой возобновить рассмотрение законопроекта об изменениях в постановление №915. Взамен обещает рост платежей за услуги по утилизации отходов до 1 млрд. грн. Жаль только, что ничего не сказано о том, каким именно образом будут получены и чей конкретно счет пополнят желанные поступления…
Искусственная монополия
Фактически под «крышей» Кабмина приблизительно семь лет назад было создано не просто коммерческое подразделение ГК «Укрэкокомресурсы», а структура, совмещающая как хозяйственные функции, так и отдельные властные полномочия Кабмина. Ни одно из министерств или ведомств не может спросить с такой компании за ее деятельность в сфере обращения с отходами. Что уж говорить об общественности. Но и этого уже мало.
Теперь коммерсанты при Кабмине настаивают на монополизации рынка отходов тары и упаковки. Инструментом для достижения цели являются очередные изменения в 915-е постановление, разработчиком которых (как, впрочем, и самого постановления) является «Укрэкокомресурсы». Изменениями предусмотрено исключить право «других специализированных предприятий, которые имеют соответствующие лицензии и условия для предоставления услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары, заключать договоры с предприятиями, учреждениями, организациями, импортирующими продукцию в таре (упаковке)». Стоит ли вспоминать о специализированном законодательстве, регулирующем экономическую конкуренцию, если даже ст. 42 Конституции в данном случае игнорируется?
Нелегитимные приказы
Впрочем, с учетом предыдущих «достижений» государственных коммерсантов, совмещающих хозяйственную деятельность с законотворчеством, их аппетитам удивляться уже не приходится. Взять хотя бы тех же импортеров, которых они так опекают. Уже более трех лет действует печально известный совместный приказ Минэкономики и Гостаможслужбы №304/793 от 10.12.01г. «Об утверждении Порядка контроля за тарой (упаковкой), в которой поступают импортные товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме выпуска в свободный оборот на территории Украины». Импортеры вынуждены платить за 100% сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары еще при растамаживании товара. Понятно, что такой высокий процент просто нереален.
Несложно догадаться, что указанные новации тоже появились после очередной коррекции пресловутого 915-го постановления. Самое интересное, что вместо разработки «порядка осуществления таможенного оформления импорта в таре и упаковке», указанного в постановлении, авторы приказа осчастливили предпринимателей «порядком контроля за тарой и упаковкой, в которой поступают импортные товары». А вместо того чтобы просто обязать импортеров предусматривать в договорах на поставку пункт об утилизации или вывозе из Украины использованных тары и упаковки (как это предусматривает закон), озадачили их еще одним местным нововведением — листом об упаковывании. Последним импортер фактически обязан засвидетельствовать наличие соглашения с ГК «Укрэкокомресурсы» о предоставлении услуг по сбору, сортировке и утилизации использованной упаковки. Ведь даже получить (вернее приобрести) бланк листа можно лишь у госкомпании. Кроме того, в технологической схеме контроля за тарой, в которой поступает импорт, жестко задействована «Укр­экокомресурсы». Без виз и штампов ее представителей растаможку не пройдешь. Для полного счастья импортеров обязали передавать один экземпляр листа об упаковывании непосредственно ГК «Укрэкокомресурсы». Таким образом «высокопоставленный» субъект предпринимательской деятельности получает еще и возможность на собственное усмотрение использовать информацию о своих конкурентах. Как такие технологии могут способствовать развитию ВЭД, ускорению вступлению в ВТО? Вопрос очень актуальный.
Показательно, что, следуя букве закона, приказ в настоящее время не легитимен, ведь в сентябре 2003 года Госпредпринимательства своим решением (обязательным к исполнению) предложил Мин­экономики и Гостаможслужбе отменить совместный приказ как противоречащий положениям актов законодательства высшей юридической силы и создающий дополнительные препятствия развитию предпринимательской деятельности.
Отрадно, что не все субъекты ВЭД взяли под козырек. Нет, листик об упаковывании они, конечно, приобретают и заполняют. А вот платить не платят. Причем на законном основании. Ведь они не могут подписать с ГК «Укрэкокомресурсы» акт выполненных работ на услуги, которые фактически не выполняются. И суды своими решениями подтверждают законность их действий.
Услуги виртуальные — деньги реальные
Непосвященным может показаться странным, что государственная компания, уставной задачей которой является всего лишь создание системы по сбору, сортировке и т.д., из кожи вон рвется, лишь бы взять на себя как можно больше конкретных заказов на работы по этому самому сбору, сортировке… Все очень просто. По словам производственников и импортеров, заказами все и заканчивается. То есть деньги перечисляются, а выполнением обязательств заниматься не спешат. Поскольку ответственности перед заказчиками никакой. За все время своего существования «Укрэкокомресурсы» ни разу не отчиталась перед ними (скорее всего, не делала этого и перед правительством) о реальном объеме выполненной работы. А берет, как говорится, по полной — за 100% выполненной работы. Между прочим, такого не позволяет себе даже богатая Европа. Западноевропейские страны десятилетие шли к предельному для них сейчас уровню утилизации в 60%, который для них становится обязательным лишь к 2012 году. Кроме того, украинские тарифы, кстати, тоже незаконно регламентируются постановлением правительства (конечно с подачи укрэкокоммерсантов), порою в десятки раз превышающие европейские (см. табл.). Причем здесь, спрашивается, экология, за которую на словах ратует «Укрэкокомресурсы»?
У семи нянек…
Одной из причин такой активной деятельности компании специалисты называют отсутствие в Украине единого специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. На сегодняшний день госрегулирование в этой сфере дублируется Минэкономики, Минприроды, Минпромполитики, Госкоммунхозом и ГК «Укрэкокомресурсы». Материальная заинтересованность плюс красивая вывеска сыграли злую шутку. «Все предложения компании («Укрэкокомресурсы». — Авт.) сводились к созданию льготных условий в отношении собственной деятельности, дискредитации и дискриминации деятельности конкурентов…» — цитата из письма Минприроды от 10.03.05 г.
Где уж тут обучаться заимствованию успешного зарубежного опыта. Например, в странах Европы, где действует директива 94/62ЕС «Об упаковке и отходах упаковки», основным показателем эффективности работы является реальный процент уровня утилизации отходов, а не собранных на это средств. В большинстве стран по инициативе субъектов хозяйственной деятельности созданы неприбыльные негосударственные предприятия, которые взяли на себя ответственность за максимально эффективное выполнение сбора и утилизации отходов тары и упаковки их учредителей. У нас же мусором норовит заниматься держава. Вот вам и результат, а заодно еще один барьер на пути интеграции Украины в Европу.