Сегодня, в период политической, финансовой и экономической нестабильности, плохо всем. И рядовым украинцам, вынужденным проявлять чудеса изворотливости, чтобы дотянуть до зарплаты, и отечественным олигархам, продолжающим терять миллионные, а порой и миллиардные активы. Однако не спешите жалеть отечественных миллиардеров. Кризис отнюдь не выбил их из колеи — едва оправившись от первого шока, они вновь включились в схватку за раздел и передел бывшего народного имущества, желая в кратчайшие сроки восполнить потерянное. Страна вновь погрузилась в смуту передела сфер влияния и капиталов. Возможно, только методы стали немного цивилизованнее. Сегодня крупнейшие отечественные бизнесмены все чаще используют не грубую силу «братков», а финансовую и политическую поддержку подконтрольных им структур и продажных органов власти.
В качестве примера можно привести историю, произошедшую на Стахановском заводе технического углерода (СЗТУ), где известный украинский олигарх Константин Жеваго в считанные дни, по сути, отобрал у миноритарных акционеров свыше 30% акций предприятия. Добиться полного контроля над заводом помогла простая и незамысловатая схема, поражает лишь лихость и беззастенчивость ее применения.
Виртуальные инвестиции
Согласно годовому отчету ОАО «Стахановский завод технического углерода», за 2008 год на предприятии было лишь два собственника, чья доля в активах предприятия превышала 10% и сведения о которых, в соответствии с национальным законодательством, были обнародованы в отчете. Этими акционерами являлись фирма Univita Inc., владеющая долей в 16,76% акций, и физическое лицо — Минаева Ирина Витальевна, владеющая 14,84% акций предприятия. Остальные акции были распределены между юридическими лицами, подконтрольными, по информации СМИ, финансово-промышленной группе «Финансы и кредит» и лично господину Жеваго. При этом доля каждого из этих акционеров, как правило, составляла 9,9% от общего числа акций и большинство из них было зарегистрировано в офшорных зонах. С помощью именно этих компаний Константин Жеваго в начале нынешнего года на общем собрании акционеров добивается решения об увеличении уставного капитала завода сразу на 250 млн. грн. Не трудно догадаться, что финансирует наращивание капитала СЗТУ банк «Финансы и кредит» — финансовое ядро одноименной ФПГ. Понятно, что акционеры с долей, превышающей 10%, но не входящие в финансово-промышленную группу, в период кризиса не смогли составить конкуренцию финансовому учреждению и пропорционально нарастить свою долю. (Скорее всего, на это и рассчитывали инициаторы «оздоровления предприятия».) В результате доля миноритарных акционеров размывается до ничтожных 0,018% у компании Univita Inc и 0,016% у госпожи Минаевой.
Может, завод в трудную минуту получил необходимую ему финансовую поддержку от родственных структур? Нет. Вместо того чтобы вложить полученные в результате увеличения капитала деньги в модернизацию производства, в закупку сырья, дефицит которого практически поставил завод на грань краха, предприятие сразу же вкладывает полученные денежные средства в… «очень нужные» ему облигации все того же банка «Финансы и кредит». Назвать это мудрым вложением средств сегодня, наверное, не отважится ни один разумный бизнесмен. Тем более что до последнего времени «Финансы и кредит» рискует оказаться в печальном списке финансовых учреждений с временной администрацией от Национального банка Украины.
Таким образом, применив незамысловатую схему и при этом не потратив реально ни одной гривни, господин Жеваго оказался владельцем 100% пакета акций предприятия. А миноритарные акционеры полностью лишились своей доли в Стахановском заводе. Как видим, схема в исполнении народного депутата не нова, в Украине похожие схемы, сомнительные с точки зрения соблюдения прав собственности и корпоративного управления, были опробованы на десятках отечественных предприятий разными бизнесменами и бизнес-группами. Однако мощная финансовая и политическая поддержка позволила народному депутату Константину Жеваго реализовать ее с особым размахом.
Бизнес-проблемы нардепа
С именем бизнесмена-депутата связывают более полусотни отечественных предприятий. Подавляющее большинство из них сегодня находится в крайне плачевном состоянии. Акции основного актива олигарха — компании Fеrrехро обвалились настолько, что вывели Константина Валентиновича из списка украинских миллиардеров. (Если в 2008 году польский еженедельник Wprost оценил состояние нардепа в 3,8 млрд.
долл., то в нынешнем году, по данным отечественного журнала «Фокус», его капитал составил лишь 969,8 млн. долл.) «АвтоКрАЗ» полностью остановил производство. «Киевмедпрепарат» допустил в конце 2008 года технический дефолт по выпущенным облигациям. Стахановский вагоностроительный завод остановлен, и тысячи работников предприятия остались без средств существования. Приостановлено строительство сталеплавильного завода «Ворскла-Сталь». О критической ситуации в банке «Финансы и кредит» уже упоминалось ранее.
Политическая деятельность совместителя также не отмечена особыми достижениями, зато характеризуется достаточно частой миграцией в ряды разных политических сил. За время исполнения своих депутатских обязанностей Жеваго участвовал в работе полудюжины фракций и партий. В парламент последнего созыва попал по списку Блока Юлии Тимошенко. Согласно неумолимой статистике, депутат за 11 лет владения мандатом не принимал участия в разработке ни одного законопроекта, не подготовил ни одного депутатского запроса. Посетив сайт Верховной Рады, можно убедиться в том, что депутат
VI созыва парламента Константин Жеваго не подал на рассмотрение ни одного законопроекта, не внес ни одной поправки, не направил ни одного депутатского запроса, ни разу не выступил с места или с трибуны. Такая «активность» поражает даже его коллег и соратников, для которых не секрет, что Константин Валентинович присутствовал всего на двух пленарных заседаниях парламента из 116.
Но удивляться этому не приходится. На дворе кризис, а господин Живаго упорно пытается совмещать формальную работу в Верховной Раде с обязанностями исполнительного директора акционерной компании Fеrrехро, что как минимум противоречит закону о статусе народного депутата. Совершенно очевидно, что мандат народного избранника нужен Константину Жеваго исключительно для бизнеса, в частности для более гладкого осуществления схем, при которых проблемы решаются за счет миноритарных акционеров.
Впрочем, мандат нардепа далеко не всесильный. Он может до поры до времени защитить от прокурора или суда, но не способен вернуть утраченное уже, как полагают некоторые эксперты, доверие, обеспечить незапятнанную репутацию. Когда подконтрольный Жеваго банк «Финансы и кредит» попытался нанять авторитетный инвестиционный банк Morgan Stanley для ведения переговоров по реструктуризации просроченного синдицированного кредита, представители Morgan Stanley, по сообщениям СМИ, отказались от сотрудничества с ним…
Действия, аналогичные произошедшим на Стахановском заводе технического углерода, во всех цивилизованных странах однозначно трактуются судами как нарушение законодательных норм и уголовного права. Поэтому отсутствие реакции на подобные конфликты со стороны украинских властей, правоохранительных органов и судов ухудшает и без того неважную деловую репутацию и инвестиционный имидж Украины.