UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес и власть: на пути к диалогу

Государственная налоговая администрация пребывает в невиданной эйфории и оптимизме — как-никак ...

Автор: Наталия Богута

Государственная налоговая администрация пребывает в невиданной эйфории и оптимизме — как-никак ей предстоит внедрить все те реформы по упрощению налогообложения малого бизнеса, о которых было заявлено Президентом и премьер-министром. Об этом гласит указ Президента Виктора Ющенко от 12 мая «О либерализации предпринимательской деятельности и государственной поддержке предпринимательства». Задача непростая, ведь требуется не только профессионально упростить систему налогообложения единоналожников, но и оправдать доверие премьера, которая поручила разработку реформы народному депутату Ксении Ляпиной, выразив недовольство по поводу бездеятельности Госкомпредпринимательства и Анатолия Кинаха… Идти навстречу бизнесу для новой власти оказалось непросто.

Почти диалог

25 мая, выступая на форуме «Регуляторная политика — залог открытости и прозрачности власти», Виктор Ющенко отметил, что власть будет беспощадно стоять на позициях детенизации бизнеса. Для того чтобы оптимизировать приток налогов и вывести бизнес из тени, подчеркнул Президент, необходим активный диалог «власть — бизнес». На форуме был даже представлен плакат огромных размеров со словами «Бизнес и власть — партнеры». Но партнеры ли? Много ли проблем решается посредством бесконечных обещаний и рассуждений на тему «необходимости активного диалога»?

Конечно, Президент прав в том, что бизнес — один из тех ключевых механизмов, через которые формируется среда и окружение, в котором живет человек. Виктор Ющенко считает: для того чтобы у бизнеса была нормальная атмосфера для работы, необходимо говорить о макроэкономической культуре. По его словам, одной из целей в 2005 году является построение такой макроэкономической культуры, которая бы не девальвировала потенциальные возможности бизнеса. Как правительство пытается эту культуру строить, сегодня можно увидеть, проанализировав последствия ручного управления ценами на рынке, ускоренной ревальвации гривни, а также от введения обязательной регистрации в качестве плательщика НДС для субъектов предпринимательской деятельности, объем налогооблагаемых операций которых за последние 12 календарных месяцев превысил 300 тыс. грн... Конечно, у правительства есть оправдание этих действий — острая социальная направленность госбюджета требует средств. Однако эти же действия провоцируют предпринимателей уходить с рынка, повышать цены и прятаться в тень.

На форуме Виктор Ющенко заявил, что вскоре будет разработан законопроект, призванный произвести корректировку всех нормативных актов, связанных с регистрацией бизнеса: «Если нам удастся этот закон провести в парламенте, больше 1000 регуляторных документов умирает за один день». Предприниматели намерения Президента поддержали бурными аплодисментами. Именно намерения. Поскольку действий по упрощению системы регистрации предприятий правительством пока предпринято не было. Президент отдал распоряжение всем министерствам и ведомствам в течение 10 дней разработать и положить ему на стол решение об отмене тех регуляторных норм, которые предусмотрены проектом закона «О разрешительной системе». И снова бурные аплодисменты — предприниматели поддерживают своего Президента, он говорит — они аплодируют. Почти диалог власти и бизнеса…

Обремененная упрощенка

Сегодня беспокойство малого и среднего бизнеса связано с реформированием системы налогообложения. Например, проект изменений закона о Госбюджете на 2005 год содержал список из более десяти сфер деятельности, бизнес в которых не может осуществляться с использованием упрощенной системы налогообложения. Позже список был подкорректирован. В соответствии с Законом 2505-IV от 25.03.2005 г. упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на физических лиц-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предоставления консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, аудита, торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, предоставления в аренду недвижимого имущества и риэлторской деятельности. Юридическим лицам-«упрощенцам» было запрещено работать в сфере игорного бизнеса (устройство казино, игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведение лотерей, розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме). Также юридическое лицо, работающее по упрощенной системе налогообложения, не может заниматься обменом иностранной валюты, производить подакцизные товары и вести хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, а также оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов. Не распространяется единый налог и на сферу обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

После того как против этого закона выступили сами предприниматели, премьер-министр Украины в срочном порядке поручила разработать новые законопроекты народному депутату Ксении Ляпиной, естественно, с целью и бизнес не обидеть, и казну не оставить пустой.

К проблемам малого бизнеса не мог остаться равнодушным и сам Президент, который 12 мая издал указ «О либерализации предпринимательской деятельности и государственной поддержке предпринимательства», в котором, в частности, сказано, что до 1 июня 2005 г. Кабинет министров Украины должен подготовить законы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, а также об основных положениях осуществления контроля над их деятельностью.

А 17 мая в комитет Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности поступил на рассмотрение проект закона 4186-3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», подготовленного народным депутатом Василием Гаврилюком. Именно принятием этого законопроекта и планируется удовлетворить пожелания и чаяния малых предпринимателей.

Знакомьтесь, новые ставки налогообложения…

Напомним, что предприниматели в открытом письме к власти рекомендовали рассмотреть вопрос о расширении видов деятельности, которые дают право предпринимателям на использование упрощенной системы, об установлении дифференцированных ставок единого налога в зависимости от размера валового дохода. Так, для физических лиц при годовом обороте до 100 тыс. грн. они предлагают предусмотреть ставку единого налога в размере 20—200 грн. в месяц; при обороте 100—500 тыс. грн. — 201—500 грн.; при 0,5—1 млн. грн. — 501—1000 грн. С юридических лиц с оборотом до 500 тыс. грн собираются брать в казну 6%; при 0,5—1 млн. грн. — 10%; при 1—1,5 млн. грн. — 15%; при 1,5—3 млн. — 18%.

Законопроект нардепа Василия Гаврилюка также предусматривает дифференциацию ставок. Для предпринимателей-физлиц при годовой выручке до 100 тыс. грн. предлагается установить ставку единого налога от 20 до 200 грн. в месяц, при выручке от 100 001 до 300 000 грн. — от 201 до 500 грн., при 300 001—500 000 грн. — от 501 до 700 грн. Для юридических лиц законопроектом устанавливается ставка единого налога на уровне 10%, при условии, что годовая выручка не превышает 500 тыс. грн., и 7% — для плательщиков НДС.

Для тех упрощенцев, годовая выручка которых превышает 500 тыс. грн., депутат Гаврилюк предлагает установить следующие ставки: для физлиц — 13%, для юридических лиц — 25%.

По-прежнему работать по упрощенной системе не смогут те, кто занимается торговлей подакцизными товарами, операциями с недвижимостью и драгоценными металлами, а также осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса и обмена валют. В запретный перечень попали и страховая, банковская, ломбардная деятельность.

Можно сказать, что законопроект 4186-3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в какой-то степени является примиряющим бизнес и власть, последовательно ведущим к взаимному диалогу. Смущает, правда, что в расписании пленарных заседаний парламента в ближайшее время рассмотрение этого законопроекта не предвидится. Он пока находится на рассмотрении финансового комитета.

Оптимизм налоговиков как раз связан с надеждой на то, что проект закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» будет рассмотрен и принят до парламентских каникул.

Оптимизм предпринимателей связан с тем, что в течение 10 дней на стол к Президенту будут поданы сотни решений министерств и ведомств об отмене тех регуляторных норм, которые предусмотрены проектом закона «О разрешительной системе». И власть пойдет навстречу предпринимателям, а значит, навстречу людям…

Комментарии экспертов

Виктор КОСАРЧУК,
начальник Департамента
обслуживания
налогоплательщиков ГНАУ:

— Если мы декларируем упрощение системы, одну форму отчетности, «единое окно», если об этом заявляет высшее руководство, я глубоко уверен, что единый налог, упрощенная система объективно имеют право на существование.

Эльвира ЕРМОЛАЕВА, генеральный директор
Ассоциации налогоплательщиков Украины:

— Единый налог дает возможность сохранять тот бизнес, который сегодня способствует пополнению казны. Измененный закон о бюджете встревожил общественность, внес беспокойство, но, судя по настроению Президента и действиям правительства, в этом квартале вопрос будет отрегулирован. Уже в июне предприятия будут знать, как им отчислять налог на прибыль.

Наталия НИКУЛЬШИНА,
генеральный директор ООО «Ассистент Украина»:

— Конечно, очень бы хотелось, чтобы слова Президента, прозвучавшие на форуме, воплотились в жизнь. В настоящее время регистрация бизнеса забюрократизирована. Она требует слишком много времени и сил. И это несмотря на то, что с 1 июля 2004 года в стране де-юре действует закон, в соответствии с которым регистрация бизнеса должна осуществляться по принципу «единого окна». Де-факто же «единое окно» для тех юрлиц, которые, например, регистрировались летом-осенью прошлого года, заключалось в увеличении расходов на регистрацию и выполнении новых процедур в дополнение к тем, которые так и не отменили.