UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес-обозрение

Вена примеряет роль центра биржевой активности Идея разместить главную для центрально- и восточноевропейских стран биржу в Вене вызывает большое воодушевление в самой Вене и не меньший скептицизм по всей Европе...

Автор: Евгений Сташевский

Вена примеряет роль

центра биржевой активности

Идея разместить главную для центрально- и восточноевропейских стран биржу в Вене вызывает большое воодушевление в самой Вене и не меньший скептицизм по всей Европе. «Ostboerse» («Восточная биржа») задумана как совместное предприятие франкфуртских и венских финансистов и призвана соединить преимущества самой совершенной системы биржевого регулирования, сложившейся в Вене, с доступом к центру сосредоточения новой европейской валюты, который обоснуется во Франкфурте. «Ostboerse» собирается торговать акциями «голубых фишек» Будапештской, Варшавской, Пражской и Московской бирж. Предполагается, что это поможет восточноевропейским компаниям найти западного инвестора.

Тем не менее эта идея находит пока что мало поддержки как со стороны восточноевропейцев, так и со стороны западных инвесторов. Первые считают, что новая биржа оголит местные, вымыв с них акции всех мало-мальски привлекательных компаний, а вторые указывают на то, что биржа должна располагаться либо поближе к компании-акционеру, либо поближе к капиталу. Вена же давно уже не удовлятворяет ни одно из этих требований, так как основной капитал на сегодняшний день сосредоточен в Лондоне, и именно там обращается 25% акций компаний из стран Центральной и Восточной Европы. Тем не менее Кристиан Имо, сопредседатель Венской биржи, которая должна начать свою работу в 1999 году, настроен оптимистично: «У нас есть «ноу-хау», у нас есть технология, и мы заявляем, что для нас это является нашей основной стратегией. В этом и состоит вся разница. Никто в Лондоне не говорит о стратегии в отношении акций восточноевропейских компаний».

Азиатские валюты:

все еще впереди...

В течение года семь основных азиатских валют потеряли в среднем до 40% своей стоимости в долларовом исчислении. Даже у наиболее стойких из них - тайского бата (30,6% потери), филиппинского песо (20%) и южнокорейской воны (28%) скорость «испарения» в два-четыре раза выше среднего аналогичного показателя по европейским валютам.

Большинство азиатских валют долгое время тем или иным способом были привязаны к американскому доллару. Однако теперь все чаще раздаются голоса о необходимости привязки их к японской иене. И не потому, что так надежнее, а потому, что доступнее. «Именно иена доминирует над всеми остальными

факторами», - утверждает Френк Гонг, главный экономист гонконгкского филиала Bank of America. Малоутешительные прогнозы, которые допускают падения иены до конца года до отметки 200 иен за доллар, особенно сильно давят на психику обладателям, пусть и не таким уж счастливым, остальных азиатских валют. В процессе дерегуляции банковской системы Японии, как ожидается, должно высвободиться 9 миллиардов долларов, что составляет 40% всех мировых накоплений. Это будет способствовать не только дальнейшему ослаблению иены, но и вызовет новую цепную реакцию в измученных валютными лихорадками странах Юго-Восточной Азии. Причем больше всего пострадать может сингапурский доллар: его импозантный вид, по мнению экспертов, абсолютно искусственного происхождения.

Филантропы на марше

Смитсоновский институт (США) недавно объявил об абсолютном рекорде среди корпоративных пожертвований - 13 миллионов долларов. Эта сумма была выделена дизайнером Ральфом Лореном на реставрацию 184-летнего национального американского флага, который висит над Национальным музеем американской истории. Ныне это одна из национальных святынь, которые внесены в специальный реестр Программы тысячелетия.

Как бы ни впечатляла сама сумма пожертвования, все же оно не является единичным фактом, а отражает сложившуюся в последнее время тенденцию повышения активности филантропической деятельности. «Хроника филантропии», специальный обзор, посвященный этому вопросу, отмечает, что за последний год общая сумма всех пожертвований в Америке возросла на 11% по сравнению с 8% за предпоследний год и 3% - с еще более ранним периодом. Возникло даже новое социальное понятие - «бренд-нейм филантропия», которое соответствует немыслимому количеству логотипов и торговых марок известных фирм, «украшающему» стены музеев и культурных сооружений, отремонтированных или сооруженных на корпоративные пожертвования. Конечно, определить границу между бескорыстным даром и продуманной, но пока еще не совсем привычной рекламной кампанией достаточно тяжело. И все же многие американцы считают, что лучше уж тратить деньги на культурные центры, чем на огромные и часто уродливые рекламные щиты.