UA / RU
Поддержать ZN.ua

Беспрецедентный штраф с разрушительными последствиями

Стараясь наполнить госбюджет, чиновники, по сути, уничтожают деревообрабатывающую отрасль

Автор: Ольга Рогоза

В этой статье автор не ставил перед собой цель копаться в доказательствах сторон, решая для себя, кто прав или наоборот, в истории, закончившейся наложением Антимонопольным комитетом Украины рекордного штрафа на 14 деревообрабатывающих предприятий в целом на сумму 419 млн. грн. В конце концов, это прерогатива юристов. Вместо этого проанализируем факты и события, о которых стало известно из открытых источников (даже накануне своего вероятного банкротства деревообработчики не выразили желания делиться информацией), и оценим последствия для экономики Украины и отрасли, в развитие которой вложено более миллиарда долларов иностранных и отечественных инвестиций. При этом будем руководствоваться логикой, которая лежит на поверхности ситуации и полностью доступна для понимания даже неспециалисту в сфере экономики или права.

Печальный рекорд

На сегодняшний день Антимонопольный комитет вынес решение о самом крупном штрафе в истории Украины. Его наложили на ассоциацию «Мебельдеревпром» и 14 ее участников. Группу предприятий, представляющих ядро деревообрабатывающей отрасли страны, чиновники обвиняют в антиконкурентных согласованных действиях, состоявших в искажении результатов специализированных аукционов по продаже необработанного дерева в 2011 году. Сумма этого штрафа определена в максимально возможном размере - 10% от оборотов предприятий, что составляет 419 млн. грн.

Для сравнения: за весь 2011 год налоговая полиция Государственной налоговой службы Украины обеспечила возмещение причиненных государству убытков на сумму… 309 млн. грн.

Беспрецедентные штрафные санкции АМК наложил на группу предприятий, вырабатывающих деревостружечную плиту, фанеру, деревоволокнистую плиту. Три самых крупных из них - это предприятия с иностранными инвестициями, вложившие в местное производство сотни миллионов долларов. У них нет особых лоббистских возможностей, потому что они не держат в акционерах ни чиновников, ни депутатов, возможно, поэтому и оказались беспомощными перед АМК в переговорном процессе.

Самые крупные штрафы, наложенные АМК на предприятия, превышают 164 млн. грн., 89 млн. грн. и 77 млн. грн. и никоим образом не учитывают их финансового состояния. Показательно, что почти 500 тыс. грн. АМК решил взыскать и с того производителя, который уже сейчас (еще до уплаты штрафа) балансирует на грани банкротства.

Из истории продаж

Чтобы ситуация стала понятной, следует напомнить, что до 2011 года необработанное дерево - техсырье, балансы (некондиция, или, как еще ее называют на жаргоне, «дрова») - лесхозы, то есть предприятия с государственной формой собственности, продавали по своему усмотрению, заключая индивидуальные договора. Цены на сырье диктовала рыночная конъюнктура.

Но в прошлом году Государственное агентство по лесным ресурсам, ответственное за все лесхозы, ввело новые порядки и создало механизм специализированных аукционов. Лесхозы по его команде были вынуждены реализовывать дерево на этих аукционах. Причем административно фиксировалась стартовая цена, ниже которой продавать не разрешалось. Поэтому речь шла, скорее, не о рынке, а о монополии единственного продавца, диктующего как цену, так и другие условия продажи.

В 2011 году состоялись четыре таких квартальных аукциона. Накануне четвертого Госагентство пишет письмо в АМК и сообщает, что, по его мнению, потенциальные покупатели сговариваются и делят между собой лоты, поэтому без конкуренции не повышается и цена.

АМК начинает расследование, которое заканчивается предварительными выводами в апреле 2012 года и окончательным решением АМК с наложением указанных штрафов 13 июня 2012 года.

Была ли альтернатива у предприятий, признанных виновными? Да. Им достаточно было покаяться, и сумма штрафа упала бы до символической. Но это означало бы признать себя виновными в заговоре. Поскольку они считают, что не договаривались и ничего между собой не делили, то раскаиваться были не готовы (по крайней мере, подавляющее большинство). Соответственно, их оштрафовали по полной, как никогда и никого.

То есть еще никогда АМК так не штрафовал, не сопоставляя величину вреда и величину наказания, хотя закон действует не один год. Даже в этом деле у трех предприятий, решивших покаяться и признать свою вину, штраф составлял символическую, по сравнению со штрафом, наложенным на их коллег, сумму - каждому по 30 тыс. грн.

Непокорные платят

На первый взгляд, 419 млн. грн. - достойное пополнение госбюджета. Бесспорно, этих денег хватит, чтобы покрыть все убытки, причиненные государству антиконкурентными согласованными действиями. Если такие убытки, конечно, были. А кто их подсчитывал? Тогда почему такая дикая сумма штрафа? Только потому, что закон допускает изымание штрафа до предельной черты - 10% от оборота. Но кто решает, сколько именно? И потом: оборот предприятия - это величина, имеющая такое приблизительное отношение к наказанию, как цвет глаз у вора.

Когда мы говорим о промышленном предприятии, то 10% его оборота превышают его годовую прибыль и его оборотные средства, поскольку большинство предприятий покупают основные средства (здания, машины) на кредитные, а не на собственные деньги. И если такое предприятие оштрафовать на эти 10%, то ему негде будет взять капиталы. То есть, чтобы заплатить, оно будет вынуждено продавать основные средства за бесценок (если на них найдутся покупатели), останавливать производство и уходить с рынка. Сценарий лежит на поверхности.

Но, похоже, вопрос рентабельности АМК не рассматривал. Хотя из балансов предприятий нетрудно было выяснить, сколько они заработали за прошлый год. Лень копаться в балансах? Так можно заметить, что все дерево, приобретенное предприятиями за год на аукционах, стоило меньше, чем сумма наложенных штрафов. Что уж тут говорить о выгоде от заговора, если допустить, что он действительно был.

Настоящая монополия - без внимания

Прежде всего монопольные действия четко прослеживались со стороны самих организаторов аукционов. С точки зрения здравого смысла, здесь и доказывать ничего не надо. Если раньше работал разделенный между лесхозами рынок, и был он диверсифицирован как с точки зрения покупателей, так и с точки зрения продавцов, то Госагентство собрало всех продавцов на биржу, но полноценных биржевых торгов не проводило. (Тогда цены ушли бы из-под контроля.) Вместо этого в административном порядке Госагентство вынудило лесхозы выставляться на аукционах, да еще и устанавливало по собственному усмотрению цену, увеличивающуюся в 2011 году от одних квартальных торгов до других приблизительно на 20%.

За год стартовая цена на аукционах повысилась в среднем на 60-70%. Это не удивительно, что к концу года торговаться на тех аукционах уже и так не было возможности, потому что цена установилась достаточно высокая, и производство в таких условиях начинало становиться убыточным, не говоря уже о стагнации на национальном рынке ДСП и фанеры. Поэтому предприятия искали альтернативные источники сырья.

Вот и получается, что монополист-продавец не только каждый раз повышал стартовую цену, но и хотел, чтобы участники аукционов активно торговались на увеличение. А не получив желаемого, пожаловался в АМК: покупатели, дескать, договариваются о согласованных действиях на рынке. (Так и хочется спросить: «Где же этот рынок, господа?»)

АМК ухватился за жалобу и начал расследование. Удивительно, что при этом он не рассмотрел согласованных действий продавцов древесины. Не заинтересовался и аукционами, где произошла монополизация значительной части рынка, на которых стартовые цены возрастали гиперинфляционными темпами (для справки: инфляция в 2011 г. составляла 4,6%). Хотя это свидетельствует об обогащении продавцов-монополистов за счет потребителей мебели, то есть граждан Украины.

Жертва аукционов

Вместо того АМК заинтересовало поведение производителей, попавших в довольно неприятную ситуацию и практически ставших жертвой этих спецаукционов. Что тоже наводит на определенные размышления. Отрасль не продуцирует хлеб или бензин, но она важна для национальной мебельной промышленности, которая на сегодняшний день львиную долю мебели изготовляет из ДСП и фанеры. Соответственно, если не будет отечественного сырья, то придется его закупать за границей, как это было лет десять назад, пока в Украину не пришли иностранные инвесторы и не построили заводы.

Теперь нашу страну ждет импорт ДСП - а это сотни миллионов долларов в год, которые будут уплачены отечественными предприятиями в пользу иностранцев. Сейчас 30-40% продукции оштрафованных предприятий экспортируется за пределы страны, - а это также сотни миллионов долларов, потерянных для бюджета. Вместо того чтобы развивать национальную деревообрабатывающую отрасль, Украина будет финансировать чужую промышленность, утешая себя тем, что в качестве компенсации в 2012 году положила в государственную казну 52 млн. долл. (то есть 419 млн. грн. штрафа).

Надо также заметить, что производства большинства оштрафованных предприятий размещены преимущественно в районных центрах и являются градообразующими. То есть на местах они являются основными работодателями и одними из самых крупных налогоплательщиков. А теперь представьте себе шок, который переживет местная община в случае одномоментной потери средств для существования. Что будет с финансированием социальной сферы…

Не много надо ума, чтобы предсказать достаточно печальную перспективу. Самое неприятное, что когда штраф взыщут, избежать разрушения целой отрасли и исчезновения отдельного вида продукции отечественного производства в Украине практически будет невозможно, не говоря уже о потере десятков тысяч рабочих мест и инвестиционной привлекательности отрасли.

«Дрова»

Возникает логичный вопрос: государственными ли интересами руководствовались государственные мужи, когда писали законы, когда своевольно устанавливали размер штрафа или стартовые цены на оригинальном аукционе? Где свободный рынок, где справедливость и пропорциональность вреда и наказания?

Кстати, аукционы действуют до сих пор, и покупают на них «дрова» те же компании, что и покупали. Правда, объемы уже не те, и реализация проходит по ценам, близким к стартовой. А продавца, похоже, уже не интересует рост цен и объемов. Здесь удержаться бы на нынешних показателях. Ведь производство падает не только в Украине, но и в мире.

И кому будут нужны «дрова» вместе с аукционами, если произойдет то, что должно наконец произойти с деревообработчиками? Вероятно, никому не нужная некондиция будет гнить в лесах. В лучшем случае, ее за бесценок вывезут из страны, вместо того чтобы отправлять на экспорт готовую промышленную продукцию с добавленной стоимостью, как делают теперь. Мебельщики же начнут завозить из-за границы ДСП, тратя валюту. Потеряет государство и на налогах.

Случилось то, что случилось. И поэтому оштрафованным предприятиям уже сейчас надо думать о своей горькой судьбе: если чуда не произойдет и суды поддержат решение АМК, время будет работать против них. Ведь дальновидный законодатель предусмотрел к штрафу еще и пеню. Она будет начисляться по 1,5% в день после вступления в силу решения АМК (через два месяца после его принятия) или от даты вступления в силу судебного решения. А элементарные подсчеты дают неутешительный для бизнеса результат - через 67 дней штраф удваивается…