UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАРХАТНЫЙ «СУХОЙ ЗАКОН» ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ «ЧИНОВНИЧЬЕГО РЭКЕТА»?

С провозглашением принципов свободного предпринимательства в нашей стране стала неизбежной утеря государством существовавшей до этого монополии на производство и продажу алкогольных и табачных изделий...

Автор: Михаил Кухар

С провозглашением принципов свободного предпринимательства в нашей стране стала неизбежной утеря государством существовавшей до этого монополии на производство и продажу алкогольных и табачных изделий. Но оно вовремя оценило ситуацию и мирно отпустило вожжи, сняв устаревшие запреты. Тем самым были созданы предпосылки для возникновения мощной торговой индустрии: быстро развивающаяся сеть розничной торговли, появление крупных фирм, специализирующихся на импорте этих видов товаров, и наконец создание производственных мощностей с участием местного и смешанного капитала.

Однако последний из принятых в этой сфере документов - указ Президента Л.Кучмы от 23 июня с.г. «О сертификатах на право осуществления субъектами предпринимательской деятельности экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями» ставит весь алкогольно-табачный рынок в новые условия, усилив его зависимость от тех процессов, которые на современном деловом сленге принято называть «государственным рэкетом».

Сертификация лучше национализации

Указ разбивает весь рынок на три уровня: экспорт-импорт и оптовая торговля сырьем (техническими и пищевыми спиртами), экспорт-импорт готовых алкогольных напитков и табачных изделий, а также розничная торговля готовой продукцией. И вводит обязательную сертификацию деятельности в каждом из них.

Так, отныне на первом уровне рынка, включающем в себя экспорт, импорт, оптовую торговлю спиртами, смогут работать лишь государственные фирмы, выложившие в зависимости от размеров своей деятельности не меньше 500 не облагаемых налогом минимумов (порядка $4000) за сертификат сроком на один год.

К деятельности на втором уровне, т.е. экспорту-импорту и оптовой торговле готовой продукцией (алкогольными напитками и табачными изделиями), допускаются и предприниматели, но лишь прошедшие в ходе сертификации определенный отсев. Этим должно заняться Министерство внешнеэкономических связей. Критерии, по которым разрешения выдадут одним и не выдадут другим, будут определены специальным положением Кабинета министров, так что о каких требованиях пойдет речь, мы можем пока только догадываться. Плата за сертификат - исходя из определенного минимального уровня оборота фирмы-импортера или оптовика, который тоже еще не определен, - составит в пересчете на СКВ около $2500.

Что же касается третьего уровня, т.е. розничной торговли, то здесь планируется предоставить каждому городу и селу определенное количество сертификатов в зависимости от численности проживающего в них населения. Реализовывать их будут уполномоченные МВЭС органы по минимальной цене в 30 не облагаемых налогом минимумов (около $250 в год).

Все ранее полученные лицензии к 15 августа с.г. утрачивают силу - их необходимо переоформить на сертификаты. Так что для «бархатной революции» рынка «слабых наркотиков» отводится совсем немного времени. Нарушителей, осмелившихся торговать спиртным без сертификата, ждет сложная система штрафов, сводящаяся в общей сложности к его шестикратной стоимости.

В заключение Указ обязывает Кабинет министров разработать положение об определении минимальной численности населения, на которое будет приходиться один сертификат на право розничной торговли. А также определить окончательную стоимость сертификатов по каждому виду деятельности, исходя из минимального объема экспорта-импорта, оптовой или розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.

В зеркальном отражении

Не нужно быть дипломированным экономистом или бизнесменом-практиком, чтобы представить себе тот простор для коррупции и государственного рэкета, который появится, когда сначала под дверями МВЭС выстроятся представители всевозможных органов, желающих стать «уполномоченными лицами» по выдаче сертификатов, а затем уже они сами начнут править бал на местах, выбирая, которому из десяти желающих разрешить торговать спиртным. А в том, что отбор претендентов на обладание «розничными лицензиями», по крайней мере, в Киеве будет происходить по принципу «один из десяти», сомневаться не приходится. Так как трудно предположить, что кого-то (а тем более чиновников) устраивает положение вещей, при котором один гастроном обставлен полусотней железных ларьков с идентичным сигаретно-спиртным ассортиментом. А если, исходя из количества жителей в определенном населенном пункте, за один сертификат будут сражаться, скажем, ресторан «Наполеон» и уличная корчма, то кто заведомо выиграет и что от этого получит население?

Совершенно очевидно, что там, где спрос изначально намного выше предложения, должен быть задействован честный рыночный принцип отбора, как-то тендер или аукцион. Если же государство отказывается проводить их гласно, то они состоятся негласно, но все равно состоятся. А значит, отечественный бизнес лишний раз будет поставлен в унизительную зависимость от чиновника, а накладные расходы, возникшие в ходе улаживания их взаимоотношений, оплатит из своего кармана рядовой потребитель водки и сигарет.

Чем больше масштаб, тем сильнее зависимость и выше ставки. Можно лишь догадываться о том, что значит оказаться под дамокловым мечом сертификации, зависящей от воли должностного лица, к примеру, крупному импортеру, у которого на год вперед подписаны контракты на сотни тысяч долларов. И совсем непонятно, что делать тем негосударственым фирмам, которые только вчера наладили масштабный экспорт спиртов, купленных, к примеру, на сельхозбирже и не успевшим еще выпить шампанского по поводу освобождения от квот и лицензий. Может, перепродать свои трехлетние контракты государственным внешнеторговым фирмам?

Все будет, как было...

Большинство из опрошенных нами управляющих и владельцев крупных импортерских и оптовых фирм согласились прокомментировать последствия данного Указа лишь анонимно. Из их высказываний удалось составить следующее обобщенное мнение:

- Государство ищет, где бы еще «урвать» денег, - говорили бизнесмены, - однако в данном виде Указ значительного урона не нанесет. Ну, заплатим две с половиной тысячи за сертификат, столько же - чиновнику, ну и что? Кстати, потом сможете подсчитать, сколько оптовых фирм будет числиться как имеющие минимальные обороты. Таких будет большинство. А на практике все пойдет так, как шло до сих пор: в накладной пишется 10 бутылок, а продается 120. Сложнее будет импортерам, потому что у них все учитывается на таможне, проще - тем, кто будет продолжать работать с «челночниками», базарами, продавать продукцию без акцизных марок. Таким образом, действующие в рамках правового поля окажутся, как и раньше, в заведомо невыгодном положении.

А вообще торговых точек, конечно, станет меньше, процентов на 20 упадут первое время объемы продаж и вырастут цены - уменьшение количества торговцев снизит уровень конкуренции на рынке, а от этого никому не станет лучше. Но в нашем государстве ко всему надо быть готовым, - как правило, улыбались они в конце разговора.

В комментарии «Урядового курьера» в связи с подписанием Указа министр внешнеэкономических связей Украины Сергей Осыка привел статистические данные об объемах импорта спиртного, который составил за прошлый год $31 млн. и табачных изделий - $20 млн. Даже если учесть, что внутри страны эта продукция продается в полтора-два раза дороже, эти цифры большинству моих собеседников все равно показались явно заниженными. По их данным, только в Киеве и Ужгороде за день продается оптом 3 - 4 контейнера импортных сигарет на сумму порядка $250 тыc. Сходные цифры приводили они и по импортируемому спиртному. Так что рынок, о котором идет речь в указе, более объемен, чем его пытаются представить. Но дает ли это основание надеяться на относительную либеральность ожидаемого постановления Кабинета министров, долженствующего обозначить на нем окончательные правила игры?