UA / RU
Поддержать ZN.ua

«бархатная» революция в торговле. Переводим часы на новое время

Этой осенью в Светловодске Кировоградской области «штормит» от накала страстей: под стенами горсовета более ста пикетчиков — предпринимателей рынка «Світанок»...

Автор: Наталья Вареник

Этой осенью в Светловодске Кировоградской области «штормит» от накала страстей: под стенами горсовета более ста пикетчиков — предпринимателей рынка «Світанок». Многие люди вышли на площадь из страха остаться без заработка: в городе намечено строительство супермаркета днепропетровского предприятия АТБ. Представители общественности Светловодска даже прибыли в Кировоград, где в помещении Ассоциации предприятий промышленности, торговли и общественного питания состоялась пресс-конференция. Речь на ней шла о том, что торговля стала единственным источником существования некоторых жителей города (промышленность Светловодска давно заморожена). Мощный конкурент в лице супермаркета может стать монополистом местной торговли. Активные противники проекта уже выставили на предполагаемом месте строительства пикеты.

У потребителей (тоже жителей города) точка зрения другая: конкуренция тем и хороша, что снижает цены.

События в Светловодске заставили задуматься над проблемами торговли в регионе…

Если заняться подсчетами, то выяснится, что каждый человек проводит в «Сити» — деловой части города, где сосредоточены управленческие структуры, офисы, государственные и частные учреждения — от 20 до 30% своего активного времени. Бегая «по инстанциям», мы пытаемся попутно решить домашние проблемы, в том числе и забегаем в гастроном.

И тут нас ждет нелегкое испытание: в центральных продуктовых магазинах — длинные очереди, а в ассортименте — дорогие залежалые товары, которые не пользуются спросом у населения.

Хорошо, что в спальных районах есть супермаркеты, куда мы попадаем только поздно вечером…

В советское время о торговле писали много — ее критиковали, хвалили, что называется, «держали на контроле». После того как все было отдано на откуп частным предпринимателям, интерес к торговле пропал: сегодня мало кто интересуется процессами, происходящими в этой сфере.

К частникам, то есть в «чужой монастырь», со своим уставом не лезут.

А между тем сегодня в торговле происходят интересные процессы…

Центральные гастрономы в деловой части Кировограда встречают огромными очередями за каждой группой товаров (особенно в час пик), здесь преобладают высокие цены на молочные продукты — йогурты, творог, десерты (все от «дорогих» производителей — например от «Даннон»), удивляет отсутствие новинок самых популярных отечественных производителей — «Торчина», «АВК», «Рошена»…

— Вы правильно подметили, — рассказывает начальник Кировоградского городского управления торговли Владимир Каленчук, — большинство продовольственных товаров в центре города дорогостоящие. Это связано с высокой арендной платой за торговые площади, стоимостью всех остальных услуг, связанных с содержанием торговых точек. В такие магазины люди с низкими доходами не ходят, для этого в центре существует рынок. Центральный универмаг и аналогичные гастрономы существуют не за счет товарооборота, а за счет «элитных» товаров и состоятельных покупателей.

С приходом в наш город больших сетевых магазинов зажиточные покупатели отхлынули в отдаленные районы. На данный момент у нас работают три системы — «Фуршет», АТБ и «Копилка». Это всеукраинские сетевые торговые фирмы, у которых у нас свое представительство. Наиболее динамично расширяется система АТБ — два супермаркета уже работают, к ним добавятся еще три, один из них в самом центре. Первый супермаркет «Фуршет» открылся на окраине, сейчас эта фирма приобрела еще одно здание в центральной части города. Отсутствие больших магазинов в деловой части областного центра — проблема не только Кировограда, но и всех городов, имеющих плотную застройку, особенно в центре. Это связано с землей (если речь идет о строительстве) или с отсутствием надлежащей площади для помещений.

Мы понимаем, что прежняя система обслуживания покупателей уже устарела, сейчас идет большая перестройка стратегии в торговле…

Действительно, подумать о реформах самое время! На сегодняшний день в Кировоградской области работает около шести тысяч торговых точек. В областном центре не осталось ни одного коммунального предприятия, все 546 объектов торговли продовольственными товарами сосредоточены в частных руках. Понимая, что новое время требует иного подхода, «старая гвардия» пытается перестроиться, однако маленьким магазинам трудно выжить. Ясно, что они тоже нужны — в микрорайонах, для торговли отдельными видами продуктов питания: молоком, хлебом, колбасными изделиями. Особенно полезны такие мини-магазины в городах, где преобладает частный сектор, живут пожилые люди, пенсионеры (к этой категории городов относится и Кировоград).

Но в современных спальных районах, в промышленной и деловой части города такие торговые точки малопригодны.

Кировоградские предприниматели создали системы продуктовых магазинов «Триада» и «Визит», которые пользуются успехом у горожан, но традиционным методам торговли тяжело конкурировать с магазинами самообслуживания.

Общеизвестно: где тонко, там и рвется — в город нагрянули заезжие «варяги».

Открытие первого большого супермаркета системы АТБ в Кировограде вызвало ажиотаж: в магазин хлынули покупатели. «Неплатежеспособное» местное население оценило невысокие цены в новом магазине (система АТБ специализируется на торговле дешевыми продуктами отечественных производителей).

Товары, которые потоком идут в АТБ из соседних Днепропетровска и Кременчуга, начали разбирать продавцы с оптовых рынков и магазинчиков — оказалось, что это выгодно.

Успех магазинов системы АТБ управляющий супермаркета Игорь Лесничий объясняет стратегией фирмы — это постоянные акции по уценке товаров от производителей, гарантия качества (здесь работают только с известными фирмами, система приема товаров в распределительных центрах достаточно жесткая, люди «с улицы» туда просто не вхожи).

Супермаркет системы «Фуршет» находится на окраине Кировограда — фирма, которая позиционирует себя как «магазин семейной покупки», работает по западному образцу, ее стратегия предусматривает закупку товаров всей семьей раз в неделю.

Как выяснилось из беседы с управляющим магазина Владимиром Максимовичем, дело не только в стратегии: злополучное отсутствие площадей в центре города послужило причиной для открытия супермаркета в отдаленном районе.

Для «Фуршета» было бы совсем нелишне оказаться поближе к деловому центру, где больше зажиточных людей: товары здесь более качественные, дорогие, много продуктов от зарубежных производителей. Здесь хорошо понимают, что одним из притягательных свойств системы самообслуживания является возможность «пощупать и потрогать».

А в приморском Мариуполе на базе бывшего объединения «Продтовары», в которое входило 84 торговых предприятия, создана структура «Маркомпрод». Десять лет назад местные предприниматели поняли: если есть незаполненная ниша, ее могут заполнить другие…

Генеральный директор ЗАО «Маркомпрод» Николай Тимченко проработал в торговле всю жизнь.

— Во всем мире магазины самообслуживания пользуются огромным успехом, но особенности советской торговли превращали наши попытки открыть подобные торговые предприятия в пародию. И это неудивительно: не было товара, учета, недостачи никто не покрывал, обслуживание магазинов было не механизировано. Сегодня жизнь нас подтолкнула сделать то, что востребовано людьми. Мы увидели, что магазины в центре отстают от запросов населения. Просчитали свои возможности и начали ремонт. Кроме стен, ничего не осталось — все было полностью переоборудовано. Это огромные затраты, но они себя окупают, сейчас у нас открыты четыре супермаркета и ресторан быстрого обслуживания «Виват-Тайм». Растет и меняется состав персонала — теперь это другие кадры, а значит — другая оплата. Мы проводим курсы обучения для продавцов и официантов, работаем с психологами. В результате к нам не пришли всеукраинские сетевые торговые фирмы. «Сільпо» и «Фуршет» работают только в Донецке. Мы сами заняли эту нишу…