UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАБА ФЕДОРА ПОЕДЕТ НЕ СКОРО

Что ж, Минтранс не перестает нас удивлять. Нет, не так: это он раньше нас удивлял, теперь начинает еще и радовать...

Автор: Владимир Масарик

Что ж, Минтранс не перестает нас удивлять. Нет, не так: это он раньше нас удивлял, теперь начинает еще и радовать. Не успели мы опомниться от разительных перемен, происшедших с «Укрзалізницею», как услышали с небес давно забытый гул: над Украиной полетели самолеты, а среди прочих еще и отечественные. Только-только мы смирились с мыслью, что на самолеты можно не только смотреть, — и тут же нам предложили в Харьков, за пять часов. Причем не самолетом, а поездом. Хотя все равно что самолетом, если учесть потраченное время на поездку до аэропорта, регистрацию и прочие неприятные процедуры. И вот новый сюрприз: оказывается, скоро любая баба Федора без приключений сможет добраться из любого села — не поверите — на рейсовом автобусе. Впрочем, не так скоро и по порядку.

Все началось с благородного порыва Президента улучшить существование наших селян. Сначала он просил Верховную Раду по-доброму обратить внимание на возрождение села, где производственная и социальная сферы, как ни крути, а таки тесно связаны. Затем Леонид Данилович приступил к более решительным действиям, и на свет появился указ «О первоочередных мероприятиях по поддержке развития социальной сферы села». Ну, скажите, разве Минтранс мог оказаться в стороне от такого благородного мероприятия? Конечно, нет. Согласно профилю учреждения, было решено обратить первоочередное внимание на состояние транспортного сообщения, прежде всего автобусного, так как далеко не все села в Украине расположились вдоль железных дорог, а жители многих, особенно младшее поколение, этих дорог не видели вообще. Собственно говоря, так и родилась программа развития автотранспортного обслуживания сельского населения. Программой планировалось на протяжении 2003—2004 годов наладить регулярное сообщение почти с тремя тысячами сел, где есть дороги с твердым покрытием, а уже к концу 2007 года охватить транспортным обслуживанием все села без исключения.

Сказано — сделано. Вернее, пришло время посмотреть, что же сделано. А потому на днях расширенная коллегия Минтранса призвала департамент автомобильного транспорта все же рассказать, для скольких наших граждан, имеющих счастье проживать вдали от городов, автобус перестал быть диковинкой?

Как у нас водится, рассказ этот приобрел форму вполне весомого документа — справки о состоянии выполнения Программы развития автотранспортного обслуживания в сельской местности на 2002—2004 годы — настолько интересного, что нам придется не раз к нему возвращаться.

Согласно справке, департамент автотранспорта активно взялся за выполнение программы. Прежде всего был проведен мониторинг: сколько же населенных пунктов действительно нуждаются в автобусном сообщении. Их оказалось почти пять тысяч. Затем департамент сообщил, как именно он собирается ликвидировать «необавтобусенные» села. А именно: программы разработаны во всех регионах; проведены аж три заседания совместно с тремя же обладминистрациями. Далее — по тексту: «Во всех областях были проведены установочные совещания, созданы рабочие группы, изданы распоряжения глав обладминистраций, которые организационно начали процесс исполнения заданий программы «Сельский автобус». Вы что-нибудь поняли? Сам Гоголь позавидовал бы слогу. Хотя остается открытым вопрос: как все эти комиссии и рабочие группы собираются везти конкретную бабу Федору куда ей там надо?

Оказывается, все просто. Нужно только определить во всех регионах базовые автопредприятия. Чем они «базовые» и как смогут повлиять на конкретные перевозки, тоже пока непонятно. А непонимание станет еще большим, если мы узнаем из документа, что таких базовых насчиталось аж 378, то есть ровно столько, сколько их было в реестре Минтранса под старым названием «АТП». И что 40 процентов из них, по утверждению самих же автомобилистов, находятся в крайне неудовлетворительном финансовом положении, а треть уже не поднимется никогда! Что ж, мы начинаем «процесс выполнения заданий» с прекрасной базы. Но сие никак не огорчает, поскольку «предполагается принять меры совместно с местными органами исполнительной власти по созданию настоящих базовых предприятий, которые должны стать примером качественной работы...» В общем, пионер — всем ребятам пример. Правда, пока непонятно, зачем назначать в базовые собственные предприятия, которые давно загнулись? Как, интересно, они будут организовывать новые маршруты, если уже само это предполагает приобретение новой техники, а их финансовое положение уже неудовлетворительно?

Дальше еще интересней. Оказывается, при всем недостатке финансов назначение на вновь открытые маршруты проводились исключительно на конкурсной основе. Иначе говоря, потенциальные перевозчики становились в очередь, а затем просто дрались только лишь за то, чтобы отправить свои разбитые машины по таким же разбитым дорогам дабы подвезти пенсионерку в райцентр к внуку. Вы верите? Я тоже...

Однако мы снова упираемся в новые автобусы, без которых новых маршрутов просто не открыть. Так вот, как утверждают в департаменте автотранспорта, поддержка обладминистраций в этом вопросе в текущем году равна нулю. То есть — 0 автобусов. Правда, предприятия самостоятельно купили 341 автобус, что не помешало открыть... 713 совершенно новых маршрутов и «обавтобусить» аж 1752 села, при государственном задании на этот год — 2260.

А в действительности дело обстоит так. Да, бывшие государственные АТП приказали долго жить. И это мы прекрасно видим по нашим улицам. Основными же перевозчиками стали фирмы частные, причем обслуживающие маршруты заведомо прибыльные. Таковы законы рынка, и экономику каждого капиталовложения они как раз и считают. И прежде всего определяет ее пассажиропоток. При нынешнем оттоке людей из села вообще, да с учетом их же материального состояния ни один коммерсант просто не компенсирует свой бензин да побитые машины. Или же каждая бабуся должна платить за путешествие до ближайшего рынка сразу как за перелет на «боинге». И тут не помогут ни совещания, ни рабочие группы, ни славные справки департаментов. Так что, ситуация безвыходна, и бабуся из села еще не скоро навестит внука?

К счастью, это не совсем так. Кстати, реакция министра на «отчет» департамента была резкой и однозначной: «Не нужно дурить людей!» А затем Георгием Кирпой был предложен другой путь решения проблемы, уже испробованный в практике Минтранса совсем недавно. Достаточно лишь вспомнить, почему стали выполняться внутренние рейсы авиакомпаниями по Украине? Да все очень просто: хочешь выполнять очень выгодные международные рейсы — вот тебе квота на внутренние перевозки. В ситуации с «Сельским автобусом» практически то же самое. Как оказалось, только в последнее время Минтрансом как организацией государственной и регулирующей выдано... 70 тысяч лицензий на перевозки. И министр тут же на коллегии потребовал полный список украинских перевозчиков, в том числе и выполняющих международные рейсы. Причем даже тех, кто занимается перевозками грузовыми. «Если он (перевозчик) сподобился купить себе «Сканию», этакий вагон на колесах, то ничего, сподобится и на микроавтобус» — была аргументация министра. В общем-то, с ней трудно не согласиться. Поэтому можно надеяться, что баба Федора все же поедет к внуку. Может, не так скоро, как хотелось бы. Но поедет обязательно...