UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЖИОТАЖ… СО СКИДКАМИ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВЕНСКИХ АВТОРАСПРОДАЖ НАЧАЛИСЬ ФЕВРАЛЬСКО-МАРТОВСКИЕ

В апреле иномарки, вероятнее всего, подорожают. Государство снова меняет правила игры на автомобильном рынке...

Автор: Петр Ходовой

В апреле иномарки, вероятнее всего, подорожают. Государство снова меняет правила игры на автомобильном рынке. Но большинство автомобильных продавцов вместо того, чтобы несколько повысить цены и заработать на, казалось бы, неизбежном ажиотаже, снижают цены.

Запланированный всплеск не состоялся

Принятый украинским парламентом в начале февраля Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины» в случае его подписания Президентом должен вступить в силу в начале апреля. В соответствии с этим документом ввозные пошлины на новые автомобили повышаются с 2—5% до 15—20% (в зависимости от объема двигателя автомобиля). На подержанные авто ставки пошлин составят от 20 до 30% от таможенной стоимости машины, что неминуемо скажется на цене «свежеввезенного» секонд-хэнда. Соответственно, рост цен на все иномарки неизбежен. Эксперты уверенно предсказывают, что после вступления в силу новых ввозных пошлин стоимость новых импортных легковушек повысится на 10—15%, еще больше должны вырасти цены на подержанные иномарки, ввозимые из-за рубежа. Согласно законам рынка, если потребители узнают о подобных запланированных скачках цен, спрос на «приговоренные» товары существенно повышается. Покупатели берут все, невзирая на цену. Продавцы тоже не сидят сложа руки: активно завозят и предлагают ходовую продукцию, зачастую не забывая несколько повысить цену на нее. Товар все равно «уходит», несмотря ни на что. Все остаются довольными.

Так бывает в большинстве случаев, но не в этот раз. Сегодня на авторынке наблюдается парадоксальная ситуация: несмотря на близкое подорожание легковушек, дилеры… снижают на них цены. Почему так происходит? Давайте разберемся.

Ажиотаж уже был

Ожидание повышения пошлин и соответственного увеличения цен на иномарки «подогревало» украинский автомобильный рынок на протяжении всего 2003 года. Законопроекты, призванные поддержать отечественного производителя, предусматривали различные наборы льгот автозаводам, но всегда содержали предложения повысить пошлины на импортные транспортные средства. Так, в середине года вполне реальной величиной была ставка пошлин в 30%, но к концу года представители автоимпортеров и производителей сошлись на ставке 15% для малолитражек (объемом двигателя до 3 л) и 20% для машин более высокого класса. В ноябре-декабре возможность принятия этого закона была очень высокой, его даже приняли в первом чтении. Но парламентский кризис, связанный с конституционной реформой, не позволил «провести» данный закон в целом. Именно в конце 2003 года на украинском авторынке наблюдался небывалый ажиотажный спрос. Традиционный рост продаж, происходящий в конце каждого года, был подстегнут ожиданием повышения пошлин. В результате в декабре 2003 года отечественные потребители поставили абсолютный рекорд покупок — в стране было продано почти 22 тысячи новых легковушек! Такое количество автомобилей в прошлом году продавалось за два-три месяца. В декабре был реализован огромный отложенный спрос на легковые автомобили, то есть те, кто спокойно подумывал о покупке машины в ближайшем будущем, осуществили ее в конце года.

Скидки накануне подорожания

В общем в январе и феврале 2004 года ни денег, ни желающих покупать новые автомобили не оказалось. Автосалоны после недавнего «набега» покупателей пустовали, продавцы скучали, оставшиеся автомобили не находили покупателей. И даже принятие парламентом указанного закона в целом существенно не повлияло на ситуацию. В то же время у автодилеров после удачного месяца осталось много денег, и они поспешили завезти в Украину «свежие» партии автомобилей. Тем более что в Европе и мире цены на автомашины несколько упали — модели, произведенные в конце года, в новом году продаются с существенными скидками. Таким образом, после рождественских распродаж в Украине начались новые — зимне-весенние. Например, на BMW 2003 года выпуска, Samsung SQ5 базовых комплектаций, находящиеся на складах в Украине, распространяется скидка 10%. На машины марки Peugeot, изготовленных в 2003 году, скидки в зависимости от модели составляют от 3500 до 20 000 грн, на Skoda Fabia — от 700 до 850 евро. Один из дилеров Toyota предлагает модель Camry 2,4 на 10 000 грн. дешевле, чем обычно, одна из моделей Volvo стала доступнее на 2200 евро! Кстати, большинство акций завершаются в конце марта — как раз перед возможным вступлением в силу закона, повышающего пошлины.

— Таким образом мы привлекаем клиентов, для которых цена автомобиля — один из наиболее важных характеристик автомобиля, — объясняет «ЗН» менеджер по продажам одного из автосалонов. — После повышения пошлин такой покупатель точно не купит импортный автомобиль, а скидки дают ему шанс стать владельцем новой иномарки, пусть даже предыдущего модельного года». Такая политика автопродавцов приносит результаты — в автосалонах появляются клиенты.

Впрочем, даже если закон не будет подписан Президентом, с апреля цены на новые автомобили все равно могут повыситься. Во-первых, иссякнет запас машин предыдущего модельного года и новые машины будут дороже своих предшественников. Во-вторых, в апреле-мае ожидаются массовые поставки абсолютно новых моделей, которые тоже не будут дешевле. Так, в Украине появится новый VW Golf пятого поколения, следующая версия Skoda Octavia, Peugeot 407 и некоторые другие. Не обойдет смена модельного ряда и самые доступные автомобили. Например, наиболее «демократичный» по цене автомобиль представительского класса «Волга» за счет целого ряда изменений внешнего вида и салона станет дороже на 800 долл. Самый недорогой внедорожник УАЗ-3151 также существенно изменит «начинку», станет называться UAZ Hunter и будет стоить на 1500 долл. больше. Так что мартовские распродажи, похоже, действительно станут последним шансом в 2004 году приобрести новый автомобиль по невысокой цене. Если же на указанные факторы наложить мультипликатор увеличения пошлин, сегодняшние цены через полгода могут оказаться просто смешными… Возможно, тогда 2004 год изменит традицию последних лет и не установит очередной рекорд продаж легковушек в Украине…