UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ажиотаж по графику

Парадоксально, но факт: каждое изменение «правил игры» на авторынке вызывает бешеный бум продаж. В...

Автор: Петр Ходовой

Парадоксально, но факт: каждое изменение «правил игры» на авторынке вызывает бешеный бум продаж. Второе за последний год повышение пошлин на ввоз иномарок заставило некоторых экспертов задуматься: а не сами ли автопродавцы провоцируют бум продаж, инициируя обсуждение очередных нововведений?

Два бума за один год

Анализируя количество регистраций новых легковых автомобилей в Украине за последние несколько лет, можно заметить видимые всплески продаж два-три раза в год. В эти пиковые моменты продажи новых автомобилей превышали примерно вдвое регистрации в обычные месяцы. Такое повышение спроса практически всегда было вызвано изменениями в законодательстве, повышающими определенные налоги для отдельных или всех участников рынка. Так, год назад, в конце мая, вступил в силу закон, повышающий ввозные пошлины на импортные авто с 2—10% до 15—20% от их таможенной стоимости. В связи с этим регистрации автомобилей в мае и июне были настолько высоки, что у Госавтоинспекции закончились номера для выдачи их зарегистрированным машинам. Всего за эти два месяца 2004 года украинцы купили около 40 тысяч новых легковушек, что оказалось больше, чем за первые три месяца этого года. Второй пик продаж в 2004 году (почти 25 тысяч машин за месяц) пришелся на октябрь — период политической нестабильности, при которой во все времена люди вкладывали обесценивающиеся деньги в товары долговременного потребления.

Автопром обидели, но ненадолго

Начало 2005 года не предвещало быстрых изменений законодательства. Но уже в марте в связи с корректировкой государственного бюджета страны на текущий год многим предприятиям отменили налоговые льготы. А в Украине все автомобильные заводы, производящие или собирающие из машинокомплектов легковушки, работали как раз за счет таких преференций. Одни заводы не платили НДС и таможенные пошлины, другие — только пошлины и акциз. При этом акцизный сбор на новые машины снизили в 10 раз, что стало причиной нерентабельности сборки не только западных, но и российских машин в нашей стране. Если бы льготы отменили без повышения ввозных пошлин на иномарки, цены на аналогичные зарубежные и отечественные автомобили сравнялись бы, в результате чего страну должен был заполонить чистый импорт, а заводы могли остановиться. Чтобы этого не случилось, ввозные пошлины на машины с небольшим объемом двигателя (до 2,0 л), которые и составляют основную конкуренцию отечественным машинам, подняли на 5% — с 15% до 20% от таможенной стоимости ввозимой машины.

В результате таких изменений автомобили, выпущенные в нашей стране, подорожали на 5—20%, импортные малолитражки — на несколько процентов, зато престижные легковушки и внедорожники с большим объемом двигателя подешевели на 5—7%. Поскольку закон об изменениях в бюджет-2005 приняли достаточно быстро, без многомесячного обсуждения (31 марта он уже вступил в силу), то потребители узнали о грядущем повышении цен всего за две недели до этого события. Поэтому в конце марта и начале апреля автосалоны (особенно продающие отечественные машины) приняли очередной «девятый вал» покупателей. Некоторые столичные автосалоны продавали более сотни машин в день, хотя их мощности и количество персонала рассчитаны максимум на десяток. В этот раз в органах регистрации автомобилей ГАИ закончились уже не номерные знаки, а техпаспорта. Во избежание огромного количества незарегистрированного транспорта ГАИ выписывало прошлогодние бланки этих документов.

Плюс дважды по пять процентов?

Казалось бы, справедливость восторжествовала — все операторы рынка работают по новым правилам. Но автопроизводители оказались в менее выгодных условиях. Они подняли цены, и спрос на машины отечественной сборки резко пошел на убыль. Российские автомобили ввозятся в нашу страну беспошлинно (благодаря договору о свободной торговле, хотя импорт легковушек с объемом двигателя 1,0—1,5 л и квотируется). В связи с уменьшением акцизного сбора выпуск российских машин в нашей стране стал невыгодным (ранее сборка была рентабельной именно из-за того, что местный производитель не платил акциз). В результате сборка УАЗов, «Волг» и подакцизных «газелей» в нашей стране прекратилась. ВАЗы снова начали уверенно занимать украинский рынок, который они «отдавали» украинским автомашинам в течение двух лет. Подорожавшие автомобили, собираемые на ЗАЗе, также существенно утратили спрос, хотя и не так катастрофично, как предполагали руководители предприятия. В общем, отечественный автопром впервые за последние несколько лет оказался нерентабельным.

Автопроизводители, используя значительную поддержку в парламенте, в очередной раз инициировали изменения «правил игры» на авторынке. В этот раз под шумок гармонизации украинских тарифов с нормами ВТО. Но если на большинство товаров ввозные пошлины снизились, то на автомобили было предложено их повысить. Хотя бы на 5%. Небольшое обсуждение и — полное взаимопонимание Министерства промышленной политики, не очень сильное сопротивление автоимпортеров позволили изменить таможенный тариф с выгодой для отечественных автопроизводителей. Ввоз готовых легковушек теперь будет облагаться пошлиной в 25% от ее стоимости (а ведь существует еще акцизный сбор и НДС), а для производителей комплектующие и запчасти для сборки будут импортировать всего за 5% или вообще беспошлинно. В результате таких изменений, которые должны вступить в силу в конце лета, у покупателей еще будет время создать ажиотаж на иномарки. Будущее повышение цен на 4—5% для иномарки самого популярного С-класса стоимостью около 100 тыс. гривен — это 4—5 тысяч гривен на каждой машине. Для человека, который собирался покупать автомобиль осенью (в период традиционного оживления спроса), такая экономия станет поводом перенести дату покупки на летние месяцы. А для автопродавцов, которые летом сидят почти без дела, наблюдая сезонный спад продаж, такое настроение покупателей — хороший повод оживить торговлю. Впрочем, на некоторые иномарки уже сегодня существует очередь до сентября. А в парламенте тем временем ходят слухи о недостаточной защите автопрома и в связи с этим о возможности повышения пошлин на иномарки еще на 5% — до 30% от их таможенной стоимости… Надо же будет и осенью продавать автомобили.