UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АвтоЗАЗ»: ВПЕРЕДИ — КРУТОЙ ПОВОРОТ

Итоги минувшего года оказались далеко не лучшими для отечественного автомобилестроения. В том числе — и для флагмана по выпуску легковых автомобилей, которым считается украинско- корейское СП «АвтоЗАЗ-Daewoo»...

Автор: Владимир Писковый

Итоги минувшего года оказались далеко не лучшими для отечественного автомобилестроения. В том числе — и для флагмана по выпуску легковых автомобилей, которым считается украинско- корейское СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». По состоянию на начало прошлого года количество нереализованных автомобилей на предприятии составляло 13 тыс. из 24 тыс. произведенных. Низкий покупательский спрос привел к тому, что крупноузловая сборка корейских авто в Ильичевске была остановлена, если не считать 37 машин, выпущенных по спецзаказам. Не намного лучше обстояли дела и с «Тавриями», которых произведено за год всего 6400 при том же, что и в 1998 году объеме реализации — порядка 11 тыс. автомобилей. Но и этого показателя вряд ли удалось бы достичь, если бы в ноябре-декабре автозаводцы не прибегли к существенным ценовым скидкам, позволившим реализовать львиную долю скопившихся на складах легковушек.

Закономерными оказались и результаты финансово-хозяйственной деятельности СП. Осилив выпуск товарной продукции на 89 млн. грн., предприятие закончило минувший год с убытками в 17 млн. Причиной тому стали крайне малые объемы производства, не позволяющие работать рентабельно, и слишком высокие накладные расходы. Достаточно сказать, что при стабильной численности работников, которые преимущественно находились в вынужденном простое, предприятие не прекращало им выплату двух третей оклада. На эти цели, а также на поддержание завода в работоспособном состоянии ежемесячно расходуется порядка 20 млн. грн.

Вдобавок ко всему прошлый год был ознаменован пиком противоречий между учредителями СП. Дошло до того, что корейская сторона в одностороннем порядке блокировала деятельность совместного предприятия, официально уведомив об этом Минпромполитики. Улаживанием конфликта занялась специально созданная правительственная комиссия, в состав которой вошли представители нескольких министерств. В ходе длительных переговоров партнерам удалось прийти к некоторым компромиссам, выразившимся, в частности, в назначении нового руководства предприятия как с украинской, так и с корейской стороны и переводе счетов предприятия с «АвтоЗАЗбанка» в Первый украинский международный банк. Также решен вопрос о выделении очередного 15-миллионного долларового кредита из Кореи. Это позволило с августа разблокировать работу СП. Однако вряд ли скоро исчезнет горький осадок воспоминаний о бесцельно потерянном времени и взаимных обидах. Да и время для выяснения отношений, что и говорить, было выбрано далеко не из лучших. Мало того, что сказалось неблагоприятное влияние мирового экономического кризиса, да еще добавились серьезные финансовые проблемы, с которыми пришлось столкнуться корпорации Daewoo.

— Использовав добрую половину инвестиций (из 150 млн. долларов больше половины уже нет), прежняя руководящая команда так и не добилась улучшения производства и сбыта. А вместо этого — затеяла публичную свару, оправдывая свою бездеятельность ненадлежащим качеством и завышением цен. Имиджу СП был нанесен такой удар, после которого оно еще не полностью оправилось. Почти на год были заморожены огромные средства в виде произведенных автомобилей. И сегодня завод практически не работает.

Столь резкая оценка прозвучала в выступлении Тариэла Васадзе на состоявшемся в канун уходящего года собрании акционеров АО «АвтоЗАЗ». С недавних пор это имя стало постоянно упоминаться в разговорах, касающихся судьбы запорожского автозавода. В период недавнего управленческого кризиса в СП кандидатуру Васадзе, занимающего пост председателя правления ОАО «Украинская автомобильная корпорация», называли в числе наиболее вероятных претендентов на должность председателя совета директоров совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Daewoo». Однако прогноз оказался ошибочным. Назначение не состоялось якобы из-за того, что Тариэл Шакрович счел приемлемым совмещение новой должности со старой — председателя правления ОАО «Укравто». Кулуарные обсуждения данной версии преимущественно сводились к выводу о непомерных амбициях претендента. Однако согласиться с подобной оценкой можно лишь в том случае, если не принимать во внимание, что собой представляет «Укравто».

На рынке Украины корпорация работает уже свыше 30 лет, в ее состав входит 25 областных ОАО и шесть межрегиональных баз. Каждое из областных обществ располагает от 10 до 20 сервисными предприятиями, автосалонами, магазинами, деятельность которых охватывает всю сферу автомобильных услуг по всей стране, осуществляя продажу, гарантийное обслуживание и ремонт всех автомобилей производства стран СНГ и многих ведущих автофирм мира. В целом на предприятиях корпорации занято свыше 20 тыс. работающих. В прошлом году оборот «Укравто» составил 300 млн. грн.

Естественно, при таких показателях было бы, по меньшей мере, легкомысленно сменить руководящее кресло в процветающей фирме на весьма условно самостоятельную должность на предприятии, которое к тому же несколько лет пребывает в глубочайшем кризисе и где придется начинать чуть ли не с нуля. Однако и полное самоустранение от процессов, происходящих в украинском легковом автомобилестроении, тоже представлялось далеко не лучшим вариантом. Все же рано или поздно их развитие способно оказать существенное, если не решающее влияние на будущее корпорации. Именно это обстоятельство, скорее всего, и сыграло определяющую роль в принятии руководством «Укравто» решения об участии в конкурсе на право управления принадлежащим государству пакетом акций АО «АвтоЗАЗ».

— Нам нелегко далось решение о принятии ответственности за управление госпакетом акций «АвтоЗАЗа», — говорит Т.Васадзе. — Хотя бы потому что нам есть что терять в случае неудачи. Речь идет не только о материальных потерях, но и о деловой репутации корпорации. Поэтому, по меньшей мере, несерьезно оценивать случившееся как желание некой коммерческой структуры отхватить кусок жирного инвестиционного пирога и получить льготы. Во-первых, пирог уже съеден, а во-вторых, льготы, предоставленные государством СП, не срабатывают.

Решение о передаче в управление «Укравто» государственного пакета акций «АвтоЗАЗа» вызвало неоднозначную реакцию, породив массу эмоций и домыслов, которые Васадзе расценивает как «высказывания ответственных и безответственных лиц». Он полагает, что некоторые из них действительно обеспокоены судьбой завода и с такими готов сотрудничать, других же больше беспокоит потеря руководящего кресла, возможности поруководить, ни за что не отвечая, «потеря кормушки».

Подобные характеристики обретают особую пикантность, если учесть, что у руководства «Укравто» состоялся весьма непростой разговор с областной администрацией, декларирующей возрождение региона в разработанной год назад, но так и не реализованной региональной антикризисной программе. В ее основе заложена идея передачи в управление местной власти госпакетов акций профильных предприятий области, среди которых и АО «АвтоЗАЗ». Правда, по заявлению сторон, в ходе длительного общения им удалось достичь «взаимоприемлемых компромиссов». Но реальность их воплощения на практике все же вызывает некоторые сомнения. Уже хотя бы в силу того, что одним из заместителей нового-старого председателя облгосадминистрации, курирующим промышленность, назначен Александр Сотников — бывший председатель правления ОАО «АвтоЗАЗ» и председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». Именно в его бытность на автозаводе и получили развитие кризисные явления.

О том, каких результатов удастся достичь новой команде управленцев, пока судить сложно. Хотя в их первых действиях просматривается серьезный подход к делу. Менее чем за два месяца со времени получения в управление корпоративных прав по инициативе корпорации подготовлен ряд проектов законов и правительственных постановлений, направленных на защиту отечественного авторынка, устранения противоречий в ранее принятых нормативных документах. Предприняты меры по повышению эффективности управления АО, в частности, разработаны изменения в устав, повышающие роль наблюдательного совета, усиления его ответственности и контрольных функций. Возглавил наблюдательный совет «АвтоЗАЗа» председатель корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе, сообщивший о том, что вскоре СП займется крупноузловой сборкой автомобилей Волжского автозавода. Вроде бы корейские партнеры не возражают…

Уставный фонд ОАО «АвтоЗАЗ» составляет 9535 тыс. грн. Его акционерами являются 44268 физических и юридических лиц. Самый крупный пакет — 81,6 % — находится в государственной собственности. В свою очередь АО «АвтоЗАЗ» выступает владельцем 50-процентного пакета акций СП «АвтоЗАЗ-Daewoo».

Активы «АвтоЗАЗа» исчисляются 400,7 млн. грн., включая корпоративные права в 14 предприятиях, работающих в сфере производства, строительства, торговли, услуг, медицины и сельского хозяйства. Большинство из них являются убыточными, поскольку создавались в период кризиса и не были в достаточной степени обеспечены оборотными средствами.

По итогам прошлого года убытки ОАО «АвтоЗАЗ» составили порядка 116 млн. грн., кредиторская задолженность —свыше 7 млн.