UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АвтоЗАЗ»: «НЕ МАЯЧИТ НАДЕЖДА МНЕ…»

Кажется, впервые в истории украинско-корейского автомобилестроительного СП очередной запуск конвейера после очередного длительного простоя был 15 марта непривычно будничным, словно заурядный щелчок выключателем...

Автор: Владимир Писковый

Кажется, впервые в истории украинско-корейского автомобилестроительного СП очередной запуск конвейера после очередного длительного простоя был 15 марта непривычно будничным, словно заурядный щелчок выключателем. Складывалось впечатление, что на предприятии прижилась новая традиция, установившая грань между потехой и делом.

Впрочем, и к торжествам автозаводцы интереса не утратили, решив, наверное, отдавать им должное просто так, без формального повода. Скажем, в конце января, когда на представительном собрании журналистов и дилеров и тех, и других поздравили с давно прошедшими Новым годом и Рождеством, попотчевав банкетом (всех) и подарками (некоторых). Но самое главное — новостью, приятной во всех отношениях. Как сказал председатель совета директоров СП Олег Папашев, «проблемы, которые были у СП, успешно разрешены. Между учредителями найдено полное взаимопонимание». И случилось это, по мнению председателя, прежде всего благодаря налаженному сотрудничеству с корпорацией «Укравто», которое стало «самым главным успехом». Поэтому в нынешнем году планирутся произвести и реализовать минимум 38 тыс. автомобилей, а то и выйти на 50-тысячный рубеж.

Итоги работы в первом квартале этих надежд, мягко говоря, не оправдывают. В Запорожье произвели 1030 автомобилей (1000 «Славут» и 30 «Таврий-пикап»), а в Ильичевске собрали 1308 машин корейских моделей (534 Lanos, 430 Nubira и 344 Leganza). Сколько из них удалось продать, заводская служба маркетинга традиционно предпочитает не уточнять, прибегая к обтекаемой формулировке: «с реализацией дела обстоят лучше, чем в 1999 году, но хуже, чем хотелось бы». Планы на апрель у СП следующие: произвести 1050 автомобилей (в том числе 480 «Таврий-нова», 70 моделей 11027 и 11028, предназначенных для инвалидов, 290 «Таврий-пикап») и собрать — 890 (500 Lanos, 290 Nubira и 100 Leganza). Предполагаемые объемы реализации, естественно, не оглашаются. И это, пожалуй, правильно, а то, не ровен час, случится очередной конфуз. В свете последних событий это вполне вероятно.

Дело в том, что на очередном заседании подкомитета комиссии «Украина—ЕС», состоявшемся в конце марта в Киеве, Европейский союз вновь продемонстрировал свое традиционное неравнодушие к СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», особенно в части предоставленных ему льгот. Они, по глубокому убеждению уважаемой европейской организации, «мешают Украине стать полноправным членом Всемирной организации торговли и усложняют общий процесс европейской интеграции». Как заявил член подкомитета комиссии «Украина—ЕС» Жан-Поль де Лает, Европейский союз рассматривает льготы для компании «АвтоЗАЗ-Daewoo» как нарушение режима торговли со стороны Украины. По его мнению, фискальные привилегии, предоставленные украинским правительством одному инвестору, привели к нарушению конкуренции на рынке автомобилей. Вследствие этого объем импорта автомобилей в Украину снизился за последние несколько лет вдвое, а это дискриминирует европейских производителей.

Подобные обвинения со стороны ЕС отнюдь не в диковинку. Однако на сей раз реакция на них решительно отличалась от предыдущих. В частности, украинский сопредседатель подкомитета комиссии «Украина—ЕС», начальник департамента международного развития и европейской интеграции Минэкономики Украины Владимир Игнащенко признал, что общая концепция привлечения иностранных инвестиций в автомобильную промышленность «была неверной», поскольку вместо создания рамочных условий для привлечения инвесторов фискальные льготы получил только один производитель. А на следующий день на заседании правительства было принято постановление, упраздняющее минимальную таможенную стоимость импортируемых автомобилей и увеличивающее «возраст» ввозимых в Украину бывших в пользовании автомобилей с пяти до восьми лет. Кроме того, правительство намерено предложить парламенту внести изменения в закон о стимулировании производства автомобилей в Украине, касающиеся отмены предоставленных ранее льгот.

При подобном повороте событий разговоры об успешном разрешении противоречий и достижении полного взаимопонимания между учредителями украинско-корейского СП — это скорее из области благих пожеланий, чем суровой действительности. Уже хотя бы потому, что принятие столь нежелательных для ЕС льгот было, как известно, одним из обязательных условий действующего учредительного договора совместного предприятия, которое корейская сторона последовательно и бескомпромиссно отстаивала в ходе длительных переговоров по созданию СП. Следовательно, их упразднение даст корейцам вполне обоснованный и весомый повод для разрыва контракта. А это, по мнению начальника управления автомобилестроения Госкомпромполитики Украины Богдана Ничая, повлечет за собой потерю государством средств в размере 325 млн. долларов.

Руководители СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» и АО «АвтоЗАЗ» пока воздерживаются от каких-либо официальных заявлений. Однако, как стало известно из неофициальных источников, готовится совместное заявление СП и Украинской ассоциации импортеров автомобилей, негативно оценивающее принятые под давлением ЕС украинским правительством меры. Ведь по существующему в ряде европейских стран законодательству, производители автомобилей обязаны за свой счет заниматься утилизацией машин, срок эксплуатации которых превысил пять лет. А поскольку занятие это хлопотное и затратное, гораздо выгоднее определить местом европейской автомобильной свалки Украину, получая при этом приличные доходы.

Если у кого-то сложилось впечатление, что на этом проблемы отечественного легкового автомобилестроения исчерпываются, то вынужден огорчить — помимо трений на международном уровне, по-прежнему актуальными остаются еще и чисто внутренние недоразумения. В частности, на недавней встрече с народными депутатами от Запорожской области председатель облгосадминистрации Владимир Куратченко заявил:

— Обладминистрация считает одним из важнейших направлений своей работы передачу нам полномочий по управлению государственными корпоративными пакетами предприятий, которые определяют социально-экономическое положение региона, таких, как «АвтоЗАЗ-Daewoo». Просим тут вашей поддержки. После ликвидации агентства, которое заключало с «Укравто» договор, эти функции не определены, и сегодня, имея полномочия председателя наблюдательного совета и практически управляя государственным пакетом акций, предприятие оказалось бесконтрольным. Два наших письма в Фонд госимущества остались с ответами чисто формальными, и пока администрация не получила прав даже на контроль инвестиционного предложения, которое выдвинуто по «АвтоЗАЗ-Daewoo». Я считаю, что если этого не произойдет, ситуация по «АвтоЗАЗу» просто выйдет из-под контроля региона.

То, что к передаче в управление принадлежащего государству пакета акций АО «АвтоЗАЗ» корпорации «Укравто» Запорожская обладминистрация относится далеко не с восторгом, не было тайной. Противоречия особенно обострились в связи с намерением председателя правления ОАО «Укравто» Тариэла Васадзе занять пост председателя наблюдательного совета ОАО «АвтоЗАЗ».

— Наша корпорация получила в управление государственный пакет «АвтоЗАЗа» с соблюдением всех правил, — говорит Т.Васадзе. — Не мы, а Минпромполитики вышло с инициативой найти нормального управляющего, когда ситуация на заводе стала тупиковой и он двигался к абсолютному застою. «Укравто» было предложено принять участие в тендере. Мы изучили вопрос, провели переговоры с корейской стороной, представили свои предложения в тендерную комиссию и были признаны победителями конкурса. После этого произошли определенные изменения в руководстве областной госадминистрации — пришли люди, которые, в общем-то, имели отношение к управлению этого СП. Первая встреча на уровне руководства области у нас состоялась накануне общего собрания акционеров. И разговор сначала был довольно резкий. После того, как нам удалось убедить обладминистрацию в том, что передача госпакета акций в управление «Укравто» произведена в рамках закона, было заявлено, что я не могу занимать пост председателя наблюдательного совета ОАО «АвтоЗАЗ», поскольку тогда, по мнению В.Куратченко, я сам себя контролирую. Но, извините, а как же иначе управлять? Сидеть и ждать общего собрания, которое по закону можно провести через 45 дней после объявления? А что касается контроля, то корпорация подписала очень жесткий контракт, в котором указано, сколько автомобилей должно быть произведено и реализовано, как должны выполняться внутренние инвестиционные программы… Словом, в конце концов, мы сошлись на том, что я займу пост председателя наблюдательного совета «АвтоЗАЗа», а обладминистрация представит кандидатуру заместителя. На следующий день состоялось общее собрание акционеров, которое практически единогласно поддержало такое решение…

То, что с новым управляющим госпакетом акций «АвтоЗАЗа» достигнут компромисс, подтвердил в свое время и В.Куратченко. Но, выходит, соглашение оказалась весьма краткосрочным. И что самое интересное — заявлено об этом как нельзя более «вовремя», когда угроза полного краха нависла над Запорожским автозаводом как никогда явно. Но что поделаешь, такова, наверное, наша ментальность — сначала перессориться при дележе шкуры, а уж потом приступать к особенностям национальной охоты.

Владимир ПИСКОВЫЙ