UA / RU
Поддержать ZN.ua

АВТОРЕКОРДЫ И АВТОСЕНСАЦИИ

Авторынок Украины продолжает удивлять. Во-первых, дальнейшим ростом объемов продаж новых автомобилей...

Автор: Петр Ходовой

Авторынок Украины продолжает удивлять. Во-первых, дальнейшим ростом объемов продаж новых автомобилей. Во-вторых, утратой позиций бессменного лидера последних лет — ВАЗа.

Динамика — лучшая в Европе!

Во втором полугодии 2003 года украинцы купили примерно на 50% больше новых легковушек, чем за такой же период год назад. Хотя и 2002-й был довольно успешным с точки зрения автопродаж. В начале второго полугодия текущего года темпы автомобилизации наших сограждан еще более ускорились. Только в июле, по данным «AUTO-Consulting», автодилеры Украины продали в общей сложности более 16 тысяч новых легковушек. А в августе продано около 13 тысяч машин. Если продажи и дальше пойдут такими же темпами, то за 2003 год в нашей стране будет продано не менее 150 тысяч новых легковушек! Такой результат позволяет записать отечественный рынок в разряд не самых маленьких в Европе, а по темпам развития — наиболее динамичным в Старом Свете!

Смена лидера

Проанализировав структуру продаж новых легковушек, можно заметить разительные изменения в предпочтениях украинцев. Если много лет подряд российский ВАЗ стабильно удерживал более 50% отечественного рынка, то в середине 2003 года он сдал позиции до 18,7% (в августе). Причем «подвинула» его марка, которая фактически ушла с мирового и украинского рынков — Daewoo (напомним, что в 2003 году корейцы утратили контроль как над ЗАЗом, так и над собственным автозаводом). По данным того же «AUTO-Consulting», на долю Daewoo пришлось почти 25% всех продаж. Более того, в рейтинге наиболее продаваемых марок на украинском авторынке ВАЗ чуть не опустился на третью позицию, уступив и ЗАЗам (то есть «Тавриям» и «Славутам»). Но по итогам августа российских автомобилей было продано на целых 30 штук (!) больше, что позволило ВАЗу сохранить второе место на рынке.

За автомобилем — в очередь

Таким образом, на украинском рынке безоговорочным лидером по количеству проданных машин стал национальный производитель — Запорожский автомобилестроительный завод (ранее — СП «АвтоЗАЗ-Дэу», еще раньше — «АвтоЗАЗ»). Причем украинцы покупают автомобили «родом» из Запорожья отнюдь не из патриотичности. Напомним, что на «ЗАЗе» собирается несколько марок автомобилей — ЗАЗ, Daewoo, Opel, Dacia, Mercedes Benz. А до конца года руководство завода рассчитывает наладить полноценное производство еще и ВАЗов двух моделей, а также Opel Astra. Следует отметить, что во многих странах национальный автопроизводитель занимает доминирующее положение на внутреннем рынке (Чехия — Skoda, Германия — VW и Opel, Франция — Peugeot и Renault). Но на одном предприятии мало кто выпускает машины сразу нескольких брендов. Такая политика «ЗАЗа» позволяет удовлетворить покупателя с различным объемом кошелька — ему предлагаются легковушки стоимостью от 2,5 до 100 тысяч долларов.

Другая причина увеличения продаж запорожской продукции — повышение цен на автомобили других марок. ВАЗы «подкосили» квотирование, которое установило максимальный импорт этих машин в Украину в количестве 15777 единиц в год, а также политика российского «АвтоВАЗа», который постоянно повышает цены и снимает с производства недорогие модели. Импортные легковушки (европейские и многие японские) подорожали из-за увеличения курса евро по отношению к доллару и гривне. В то же время цена запорожских ЗАЗов и Daewoo практически не менялась на протяжении всего 2003 года и оставалась одной из самых доступных на отечественном рынке. Учитывая хорошее качество сборки выпускаемых на «ЗАЗе» автомобилей и растущий спрос на новые автомобили в нашей стране, на рынке даже начал наблюдаться дефицит запорожских моделей. В частности, в первом полугодии купить Daewoo Lanos и Sens (прямые конкуренты ВАЗов по цене) в свободной продаже было невозможно. Как и в советские времена, эти машины продавали по предварительной записи. И как только в июле-августе данные модели появились в свободной продаже, они сразу же стали лидерами рынка. В то же время некоторые модели ВАЗов оказались в дефиците, на другие «Лады» существенно поднялись цены. И украинцы, несмотря на свою достаточную консервативность при покупке автомобилей, предпочли российским машинам отечественные.

Будет ли импорт?

Учитывая обстановку на рынке, при выборе автомобиля наши соотечественники будут по крайней мере до конца 2003 года и в дальнейшем выбирать украинское. А в следующем году многое будет зависеть от возможных изменений в законодательстве. Ведь украинский авторынок ждет повышения ввозных пошлин на новые автомобили, что повлияет на дальнейшее развитие производства иностранных моделей в нашей стране. Учитывая сложившуюся тенденцию, нетрудно предположить, что отучить украинцев от импорта будет не так сложно.