UA / RU
Поддержать ZN.ua

Автобан — магистраль железнодорожная

С открытием 23 октября сего года первой очереди автобана Киев—Одесса в Украине началась эра создания современных автомобильных магистралей...

Автор: Александр Артеменко
С ветерком — по новому автобану!

С открытием 23 октября сего года первой очереди автобана Киев—Одесса в Украине началась эра создания современных автомобильных магистралей. Это неизбежный процесс, обусловленный объективной необходимостью развития экономики государства.

Невозможно переоценить усилия транспортников Украины, всего за полтора года выполнивших колоссальный объем работ. На трассе сооружены 14 мостов и 33 путепровода, 29 транспортных развязок, проложено 133 водопропускные трубы. Выполнены земляные работы в объеме 22 млн. кубометров для создания дорожной основы использовано почти 4 млн. кубометров щебня и шлака, а на дорожное покрытие пошло более 1,2 млн. тонн асфальтобетонной смеси.

На сооружении трассы работали свыше 50 подрядных организаций, 11 тыс. строителей, было привлечено около 5 тыс. единиц строительной техники. Основные исполнители работ — отечественные дорожно- и мостостроительные предприятия, строительные фирмы из России, Турции, Беларуси, Литвы, Финляндии, Германии, Македонии и Молдовы, а также строительные подразделения «Укрзалізниці», железнодорожные войска.

В ходе строительства стороннему наблюдателю трудно было выделить в общей массе работающих здесь людей железнодорожников, а ведь без их помощи движение по автобану открылось бы еще не скоро. Они трудились бок о бок со своими коллегами — автодорожными строителями — с самого начала строительства. Труженики стальных магистралей обустраивали земляное полотно, дренажные системы и водоотводные сооружения, защитные лесополосы вдоль всей трассы. Только на заключительном этапе строительства были привлечены 3,5 тыс. железнодорожников со всех железных дорог Украины и 1,5 тыс. единиц строительной техники.

Когда за три дня до объявленной даты открытия автомагистрали столичные журналисты побывали на трассе в районе Умани, они сперва были несколько обескуражены. Ведь на этом участке дорога была полностью готова лишь в одном направлении. А на месте встречной полосы движения зияла огромная яма длиной около километра. В ней на глубине нескольких метров трудились люди, растягивая на дне гигантское полотнище. Казалось, работе не видно конца. Но заключительный этап именно тем и показателен, что позволяет воочию убедиться, сколько можно сделать за единицу времени при четкой организации труда такого колоссального количества людей и техники.

— Здесь заболоченная пойма реки Ятрань, — объясняет начальник главного управления путевого хозяйства «Укрзалізниці» Михаил Костюк. — Чтобы укрепить переувлажненный грунт, пришлось вынимать торф на глубину до двух метров. Затем нужно послойно уложить высокопрочное полотно геотекстиля, армирующее насыпь, и засыпать его грунтом. Получившийся многослойный «сэндвич» станет надежной основой автомагистрали, обеспечивая ее высокую прочность. Работы ведутся с точностью железнодорожного расписания, и можете быть уверены, что к субботе этот участок будет полностью готов к эксплуатации.

Вклад железнодорожников в строительство очень весом. Прежде всего, это решение сугубо транспортных проблем: организация своевременной доставки сыпучих материалов — щебня, песка и щебеночной смеси из карьеров Львовской и Юго-Западной железных дорог. Всего на строительстве было использовано сыпучих материалов на 50 млн. гривен. Для приготовления щебеночной смеси, которую укладывают в дорожное полотно, железнодорожники разработали специальную технологию, а для ее оперативной доставки задействовали специальные саморазгружающиеся вагоны. На железнодорожных станциях вдоль трассы строительства были оборудованы пункты приема сыпучих материалов, благодаря чему обеспечивалась своевременная подача вагонов, их разгрузка, обработка, погрузка этих материалов в автомобили для доставки уже непосредственно к месту работ.

Второе важное направление приложения усилий железнодорожников — организация и выполнение работ непосредственно на автомагистрали: обустройство насыпи, водоотводов и бордюрного ограждения, отделочные операции, благоустройство обочин. Для трех тысяч путейцев, занятых на этих работах, — это хорошо знакомое дело, ведь между железной и автомобильной дорогой очень много общего: основа — насыпь — практически одна и та же.

И здесь посланцы «Укрзалізниці» продемонстрировали пример высокой организованности. Все подразделения прибыли со своими вагонами, в которых для занятых на строительстве созданы комфортные условия для отдыха. Каждого обеспечили трехразовым горячим питанием в вагонах-ресторанах, а работающих в ночную смену на разгрузке вагонов кормили еще и ночью. К этому следует добавить сверхнормативные комплекты рабочей одежды, полевые сушилки для ее просушивания в непогоду, постоянно работающую баню...

Кто хорошо ест, тот хорошо работает. Но чтобы люди были сыты и довольны, поварам приходится прилагать очень много усилий. Татьяна Безверхая, заведующая производством вагона-ресторана поезда №12 Киев—Симферополь рассказывает:

— Сюда мы командированы Центром обслуживания пассажиров. Нас — 15 человек на два вагона-ресторана, а накормить трижды в день нужно 560 человек. Чтобы все успеть, работаем почти круглосуточно. Естественно, нагрузка очень большая, поэтому каждую неделю поваров меняют, но всякий раз сюда присылают только лучшие наши бригады.

Магистральная автомобильная дорога государственного значения Киев—Одесса стала частью международного транспортного коридора №9 Хельсинки — Санкт-Петербург — Киев — Кишинев — Димитровград и далее на Грецию, соединив крупные промышленные, административные и культурные центры и обеспечив выход к портам Черного моря. Отныне эта важная международная магистраль обеспечит надежное сообщение Украины с государствами Балтии, а также Россией, Молдовой, Румынией, Болгарией, Грецией, другими странами Балканского полуострова.

Ни в коей мере не преуменьшая заслуги других строителей первого в Украине автобана, справедливым будет отметить, что в этом важном строительстве железнодорожники сыграли одну из ведущих ролей.