UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Авиалинии Украины»: полеты во сне? Нет, наяву

Похоже, что 4 августа 2005 года станет для ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины» той точкой отсчета, с которой началось ее возрождение...

Автор: Александр Артеменко

Похоже, что 4 августа 2005 года станет для ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины» той точкой отсчета, с которой началось ее возрождение. Именно в этот день в соответствии с решением Хозяйственного суда Киевской области по делу № 138/14б-04 и статьи 16 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» состоялось собрание кредиторов этого открытого акционерного общества со 100-процентной государственной собственностью. Главная цель собрания — создание комитета кредиторов и избрание его членов — была достигнута. Теперь руководству компании есть к кому обратиться с предложением о подписании мирового соглашения, которое предусматривает восстановление баланса интересов сторон путем предоставления должнику дополнительного времени для погашения долгов на условиях отсрочки и рассрочки платежей.

В финансовую пропасть, которая, по определению известного литературного героя, самая глубокая в мире, так как в нее можно падать всю жизнь, «Авиалинии Украины» сталкивали с настойчивостью, достойной лучшего применения. Практически с того момента, как после распада Союза она была создана как правопреемник «Аэрофлота» на территории Украины. Первыми в отдельные структуры из компании были выделены «Укравиарух» — организация, ответственная за пролет воздушных судов над территорией страны, и государственный международный аэропорт «Борисполь». То был логичный шаг правительства, пекущегося о создании полноценной отечественной авиатранспортной отрасли.

Однако дальнейшая государственная политика по отношению к государственной же компании стала неприкрытым свидетельством того, что высокопоставленным чиновникам гораздо ближе интересы частного капитала, нежели те, которые они должны отстаивать по должности. Больно уж лакомой конфеткой выглядел правопреемник «Аэрофлота», и нашлось много желающих если не откусить от него кусочек, то хотя бы лизнуть. Так, в 1992 году при «Авиалиниях Украины» создается дочернее предприятие «Международные авиалинии Украины», которое в дальнейшем становится закрытым акционерным обществом. Потом «родительское гнездо» стали одна за другой покидать региональные авиакомпании.

Казалось бы, все правильно. Свободное предпринимательство не терпит монополизма и должно развиваться в условиях конкуренции. Если бы не одно «но». Всякий раз при таком отделении подписывался нулевой баланс, и очередной «птенец» обретал самостоятельность, взваливая все свои долги на родительские крылья. Когда в 1994 году был создан консорциум «Аэросвит», долевое участие в нем «Авиалиний Украины» превышало 50%. Но и консорциум четыре года спустя чудесным образом был причислен к сонму самостоятельных авиакомпаний.

Болезненной проблемой для «Авиалиний Украины» всегда было отсутствие современной авиатехники. Однако всякая попытка приобрести новый самолет неизменно заканчивалась для руководителя компании снятием с должности.

Понятно, чем больше груз долгов, тем труднее продолжать даже горизонтальный полет. Что уж говорить о наборе высоты? Финансовый и стратегический кризис государственной авиакомпании, ухудшение общего экономического состояния экономики в стране, политическая нестабильность, негативные изменения в сфере гражданских авиаперевозок, дискриминация со стороны органов власти и их потакание укреплению монополизма частных авиаперевозчиков (перечень далеко не полный), привели «Авиалинии Украины» к неплатежеспособности со всеми вытекающими последствиями. В прошлом году представителями Госавиаслужбы у компании с нарушением закона был изъят сертификат эксплуатанта и аннулирована лицензия. В сентябре возбудили дело о банкротстве.

Нетрудно предвидеть, чем это могло закончиться, если бы не смена власти в стране. Но уже 21 февраля с.г. Министерство транспорта и связи Украины посвятило аппаратное совещание анализу ситуации, сложившейся вокруг ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины». По поручению президента Украины Виктора Ющенко министр транспорта и связи Евгений Червоненко составил комиссию по реорганизации компании и восстановлению ее в качестве национального авиаперевозчика. Нынешнее же событие подтверждает, что на этот раз правительство искренне намерено положить конец всем мошенничествам и растаскиванию имущества «Авиалиний Украины» при попустительстве и непосредственном участии некоторых своих предшественников, а компания наконец получит шанс выйти из кризиса.

— Мировое соглашение, которое мы намерены предложить кредиторам, никоим образом не предусматривает списание либо прощение долгов. Речь идет только об их реструктуризации, — говорит руководитель правления ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины» Алексей Ткаченко. — Основываясь прежде всего на статистических данных по количеству перевозок пассажиров за 2003—2004 годы, применяемых авиакомпаниями тарифах, на данных по обслуживанию самолетов, стоимости лизинга, мы подготовили бизнес-план, благодаря которому в течение сравнительно непродолжительного времени сможем рассчитаться по всем долгам. Сейчас он передан на утверждение в Госавиаслужбу, ознакомим с ним и комитет кредиторов. Думаю, это убедит их в реальности возрождения «Авиалиний Украины».