Если на рынке продаж недвижимости активность резко упала, то аренда неуклонно набирает обороты. Этому способствуют вынужденные миграционные процессы внутри страны. Многие люди лишились крыши над головой и вынуждены искать жилье. Ой непростая это работа, особенно для переселенцев с Востока или Крыма.
Расскажу о своем личном опыте. В конце прошлого лета на улице оказалась семья переселенцев из Крыма. Женщина с двумя детьми была вынуждена уехать из Симферополя во Львов, к чему побудила как политическая ситуация, так и жизненная необходимость: один из мальчиков уже 10 лет лечится в нашем городе. Он нуждается в постоянном медицинском наблюдении и ждет операции на сердце. Три месяца семья прожила в студенческом общежитии, но в начале сентября их в ультимативной форме попросили оттуда выехать. Львов - студенческий город, и традиционно с началом учебного года заселяется все доступное жилье - от общежитий до недорогих квартир и комнат. Однако такой безнадежной ситуация еще не была никогда. Все ответы риелторов в течение месяца были как под копирку: "Извините, вы не первая. Вот тут люди приехали из… (далее назывались города на востоке) и были вынуждены ночевать в хостеле (на вокзале, на улице)". Волонтер организации "КРЫМ-SOS", созданной для помощи с жильем и работой крымским переселенцам, на мою просьбу ответила, что она сама живет в офисе. Все обращения к государственным структурам закончились ничем, а в одной из церквей рассказали, что в их паломническом центре живут по две семьи в одной комнате. Я обзвонила всех друзей и знакомых, неоднократно писала в социальных сетях - все напрасно: свободных квартир нет. То есть, вообще, квартиры есть - посуточно (от 100 грн за сутки) или за 500 долл. в месяц, но разве это реально? Интернет пестрит объявлениями с привлекательными предложениями, но на самом деле это фикция, рекламный ход, чтобы вы позвонили риелтору. В конце концов, благодаря "Каритас Украина" многострадальная семья на два месяца поселилась в семейном общежитии в комнате парня, ушедшего воевать в АТО. Но что будет дальше? Снова на улицу?
Есть еще один аспект этой проблемы. Случаи преступных действий отдельных переселенцев, настоящие они или просто умелая пропаганда, привели к тому, что владельцы квартир категорически отказываются сдавать жилье при одном лишь упоминании о Крыме, Донецке или Луганске. Разочарованные люди возвращаются в зону боевых действий, надеясь хоть на какую-то крышу над головой.
Резкий всплеск спроса и обесценивание гривни "подогрели" цены на аренду почти вдвое. То есть если на рынке и появится свободная недвижимость, она будет дорогой и недоступной для таких незащищенных категорий населения, как переселенцы, студенты, молодые семьи и семьи с детьми, где работает только один из родителей. Впрочем, есть люди, которые нашли работу, не ждут помощи от государства, но вынуждены жить в неудовлетворительных условиях. Цивилизованный рынок арендованного жилья способствовал бы решению жилищной проблемы, созданию новых рабочих мест, в частности в сопутствующих сферах, выводу из тени доходов арендодателей. Более того, в долговременной перспективе государство могло бы частично снять с себя бремя ЖКХ и внедрение энерго- и теплосберегающих мер, в которых будет заинтересован прежде всего сам владелец доходного дома.
Каковы же перспективы для развития доходных домов в Украине сегодня? Строительные компании и девелоперы прогнозируют инвестиции только в премиум-сегмент, ориентированный на иностранцев и корпоративных клиентов в городах-миллионниках (такие проекты уже реализованы в Киеве). Очевидно, необходимо активное участие государства, чтобы стимулировать приток капитала в строительство жилья, доступного для всех категорий населения. Конечно, в кризисных условиях затраты государства на экономическую деятельность и инвестиции уменьшаются в первую очередь. Но следует заметить, что даже теперь выделяются средства на мероприятия, которые не принесут никакой прямой финансовой выгоды в будущем. Особенно "порадовали" суммы почти 60 млн грн на реформирование государственной статистики и еще 60 млн грн на модернизацию государственных финансов, привлеченные от МБРР на 2014 г. А еще 300 тыс. долл. поступят на обновление системы социального обеспечения. В 2013 г. из государственного бюджета профинансировано строительство жилья "аж" на 307 млн грн, тогда как трансферты предприятиям достигли 8 млрд, или 45% всех капитальных затрат государства! Об эффективности такой "щедрости" говорить не приходится! Часто это скрытое субсидирование "избранных" в ручном режиме без соответствующего экономического обоснования. В регионах ситуация еще хуже.
Но если участие государства как прямого инвестора сомнительно, существует много других инструментов государственного стимулирования. Например, в сентябре Госинвестпроект подписал меморандум о намерениях по привлечению наибольшей прямой китайской инвестиции за всю историю независимости Украины на сумму 58 млн долл. в отечественный аграрный сектор. Итак, необходимо обеспечить привлекательность и жилищного строительства для иностранных инвесторов, имеющих доступ к более дешевым и длинным финансовым ресурсам. Это могут быть соответствующие налоговые льготы, предоставление в бесплатное пользование земельных участков, государственные гарантии и даже долевое участие государства. Ежегодно на Львовщине проходят инвестиционные форумы, на информационное обеспечение которых тратятся немалые средства. Но, кроме деклараций и меморандумов, каких-либо значительных результатов они не достигли. Почему бы нам не предложить инвестиционный проект доходного дома или даже целого квартала, как, например, "коммуны" в Швеции. Таким образом можно стимулировать и отечественных инвесторов, ведь немалую часть себестоимости строительства составляют затраты на земельный участок и сопутствующие затраты застройщика на подключение к коммунальным сетям города. Все это может обеспечить местная власть. Как и ускорение процесса получения необходимых для строительства разрешительных документов. Возможен также вариант долевого или акционерного финансирования с участием средств государственного или местных бюджетов. Оправдано и привлечение займов муниципалитетами под строительство доходных домов. Ведь эти проекты - окупаемые, пусть и в долговременном периоде, а города получат собственность, стоимость которой со временем не будет снижаться. Важно обеспечить этому процессу соответствующее правовое регулирование, изучив опыт других стран.
Впрочем, решать назревшие социальные проблемы, что, собственно, и побудило к написанию статьи, можно уже сегодня. Например, по схеме программ молодежного жилищного кредитования. За средства бюджета покупаются квартиры в новостройках (по себестоимости строительства), но не продаются претендентам, а сдаются в аренду по социальной цене. Такой вариант требует меньше капиталовложений на нынешнем этапе и может быть реализован уже в ближайшее время. Но нужно помнить, что чем больше помещений в доходном доме, тем выше его прибыльность.
Потому быть или не быть цивилизованному рынку арендованного жилья - вопрос государственный, но приобщиться к его решению можем мы все. Строим новую Украину!