UA / RU
Поддержать ZN.ua

АМК или ПЗС? Антимонопольный комитет Украины снова пытается регулировать телекоммуникационный рынок. Операторы протестуют

Председатель АМКУ Алексей Костусев вернулся к любимой теме, заявив о том, что возглавляемый им орг...

Автор: Владимир Ковальчук

Председатель АМКУ Алексей Костусев вернулся к любимой теме, заявив о том, что возглавляемый им орган намерен принять жесткие меры по отношению к мобильным операторам «Киевстар» и UМС, если они не отменят или не снизят плату за соединение (ПЗС). Похоже, Антимонопольный комитет пытается заявить о своих правах на регулирование одного из наиболее динамично развивающихся сегментов украинской экономики — телекоммуникационного рынка. По мнению АМК, отмена ПЗС будет отвечать интересам миллионов украинских абонентов. Вот только бы не получилось «как всегда»… Запретив ПЗС без учета реальных механизмов ценообразования на рынке мобильной связи, госрегулятор рискует нанести удар по инвестиционному имиджу страны и заставить мобильных операторов заметно поднять свои тарифы.

«Объясниться с UMC и «Киевстаром» не вышло, — приводит слова А.Костусева «Українська правда». — Если ничего не изменится, то дело перейдет к… наложению миллионных штрафов и судебным процессам». Глава АМКУ на пресс-конференции рассказал, как встречался с руководителями мобильных операторов, но Комитет их предложения не устроили. «Из общения с представителями компаний мне стало ясно, что они пойдут не в госбюджет платить штрафы, а пойдут в суды. Я всячески старался избежать этого. Для нас очень важно, чтобы была отменена плата за соединение или, по крайней мере, была полностью предоставлена альтернатива», — говорит А.Костусев. Мобильные операторы считают свои тарифы оптимальными и не намерены отменять такую их составляющую, как ПЗС.

Напомним краткую историю вопроса. Плата за соединение, или плата за установление звонка, появилась в тарифных планах «Киевстара», а затем и UMC в 2000 году, когда эти операторы перешли на посекундную тарификацию звонков. Сначала она составляла 2 цента за звонок. Однако в конце 2003 года, после введения сотовыми компаниями принципа СРР (бесплатных входящих), она была повышена до 5 центов (27 копеек). При этом такие операторы, предоставляющие услуги подвижной связи, как «Голден Телеком» и «УРС», а также CDMA, плату за соединение не вводили. Такой же политики придерживается и «Билайн» (новая торговая марка «УРС»). Другой мобильный новичок, Life:), сначала также не взимал ПЗС, однако позже ввел ее в нескольких тарифных планах.

Нужно отметить, что возможность звонить без ПЗС есть у абонентов и UMC, и «Киевстара». Так, последний ввел летом тарифный план VIP, в котором отсутствует плата за соединение. Однако в нем присутствует обязательный и немалый объем предоставленных услуг. Еще раньше по этому пути пошла UMC: в действующих тарифных планах для контрактных абонентов оператора ПЗС не взимается при звонках, входящих в пакетные минуты. А c декабря 2006 года оператор отменил ПЗС и для бесплатных минут в «Новогоднем» JEANS, и для бесплатных минут в рождественском тарифе.

Тем не менее в конце октября 2005 года АМКУ снова вернулся к теме отмены платы за соединение. Поводом для такого решения стало обращение в Комитет некой общественной организации «Киевский союз защиты прав потребителей», о которой никто не слышал ни до, ни после этого. В декабре 2005 года Комитет возбудил дело в отношении «Киевстара» по признакам злоупотребления монопольным положением: по окончании отведенного срока оператор не соизволил даже дать письменный ответ органу госвласти. В свою очередь, «Киевстар» оспорил распоряжение Антимонопольного комитета в Киевском хозяйственном суде. UMC же в законном порядке попросила отсрочки в предоставлении необходимых расчетов...

Операторы дают ряд объяснений о необходимости ПЗС. С одной стороны, она является барьером для коротких звонков, с помощью которых отдельные абоненты пытаются сэкономить свои средства. По данным операторов, короткие и частые звонки в большей степени «загружают» их коммутационное оборудование, чем длинные и более редкие, принося убытки. На этом основано и второе объяснение необходимости ПЗС: установление соединения — отдельный процесс, требующий ресурсов оператора, а значит, необходима его отдельная оплата абонентами.

Нелишним будет напомнить, что плата за установление звонка — не украинское изобретение. Например, в России с августа так называемая большая тройка операторов — «МТС», «Билайн» и «Мегафон» — ввела плату за соединение (или, как она у них там называется, ФСТ — фиксированная составляющая тарифа) в размере 35—50 копеек. Это, как и тремя годами ранее в Украине, стало реакцией местных сотовых компаний на законодательное введение принципа СРР («платит звонящий», или бесплатные входящие). По оценкам тамошних экспертов, ФСТ может дать около 10% прибавки к выручке операторов, что должно компенсировать падение доходов в результате отмены оплаты входящих вызовов.

По данным независимой исследовательской компании Detecon, стоимость минуты разговора в пересчете на одного абонента в Украине (так называемый коэффициент APPM ) — самая низкая по сравнению с европейскими тарифами.

Если же решить проблему «кавалерийским» запретом ПЗС, то это может привести к увеличению мобильными операторами стоимости минуты. Ведь им нужно будет как-то компенсировать падение выручки! Вспомним, что именно введение «из-под палки» бесплатных входящих вынудило операторов поднять плату за соединение. Отменят ПЗС — увеличится стоимость минуты…

И наконец, стоит подумать и о печальных последствиях для всей Украины. Ведь волюнтаристское вмешательство в рыночные процессы ради собственного пиара приведет к замедлению развития рынка телекоммуникаций и нанесет удар по инвестиционной привлекательности страны.