UA / RU
Поддержать ZN.ua

АМБАРНЫЕ ЗАМКИ ЭКСПОРТЕРЫ САМИ НЕ ОТКРОЮТ

Увядающая конъюнктура мировых товарных рынков существенно ограничивает возможности украинских экспортеров...

Автор: Нина Григоренко

Увядающая конъюнктура мировых товарных рынков существенно ограничивает возможности украинских экспортеров. Однако существуют и другие причины, не менее радикально влияющие на деятельность отечественных операторов внешнеэкономической деятельности. Одна из них — амбарные замки, которые все чаще появляются на таможенных воротах даже дружественных стран, казалось бы, на страже добрых торговых отношений с которыми стоят правительственные договора о свободной торговле. То и дело испытываются на прочность торговые связи с Беларусью, Россией, Грузией, другими странами СНГ и дальнего зарубежья. Предугадать и не допускать возможные осложнения экономических взаимоотношений — задача государства, коммерсантам это не по плечу. Проводить предупредительную работу, естественно, желательно на постоянной основе, а не в режиме пожаров и авралов. При этом не подразделяя товарные рынки на ведущие и второстепенные. А что на практике? Оскандалились с отечественными компакт-дисками, перманентно барахтаемся в приевшихся антидемпинговых расследованиях на поставки металла, а теперь еще потеря рынков крупнейших стран-импортеров отечественной табачной продукции — России, Беларуси. Кто следующий? Грузия?..

Большая брешь в экспортных поступлениях образовалась после появления замка на границе с Беларусью. Соседнее государство последнее время являлось самым значительным зарубежным рынком для украинских экспортеров табачной продукции. Но в начале прошого года в Беларуси были введены ограничительные меры, которые, по сути, перекрыли поставки в страну сигарет украинского производства. В частности, была введена специальная квота на поставки сигарет из Украины, а помимо этого еще и ограничения по цене вместе с дополнительной ввозной пошлиной. Лишь потом, по результатам случившегося, украинской делегации пришлось доказывать сябрам, что произошел явный перебор в мерах по защите своего производителя. В данном случае объектом чрезмерной отеческой опеки стала гродненская фабрика. Хотя она выпускает в основном сигареты бесфильтровой группы, которые не конкурируют с украинским экспортом. Вот как прокомментировал данный случай Валентин Егоров, генеральный директор ассоциации «Укртютюн», который в августе 2001 года лично принимал участие в переговорах в Минске: «Мы говорили соседям, что защита сегментов, в которых осуществляется производство местной фабрики, вводилась несколько неуклюже, поэтому не принесет ожидаемого результата». В конечном итоге братьев-славян таки удалось убедить в нецелесообразности предпринятых торговых ограничений. Однако рынок не терпит пустоты. В условиях вынужденного бездействия украинских экспортеров его потребности удовлетворили другие. Итог — всего 719 млн. шт. сигарет удалось экспортировать за 2001 год. Это почти в три раза меньше, чем годом ранее, — 2285 млн. шт. Самое неприятное, что и скромный прошлогодний результат теперь вряд ли будет под силу, ведь те 719 млн. сигарет были ввезены еще до изменения правил игры. А потом как отрезало...

Изменялись условия работы и с Российской Федерацией. Так, с 29 января 2002 года вступил в силу протокол об исключении из договора о свободной торговле между Россией и Украиной ряда товарных позиций, в том числе и под номером 2402 «Табачные изделия». Таким образом, если раньше на сигареты не налагалась ввозная пошлина, то теперь и Россия, и Украина таковую ввели. Так захотелось российской Думе, которая никак не решится на ратификацию договора о свободной торговле без длинного списка товарных исключений. Весь комизм в данном случае состоит в том, что 15 февраля прошли переговоры по согласованию графиков исключения принятых исключений?.. Как пояснили специалисты, речь идет о восстановлении статус-кво по крайней мере в отношении к табачному импорту/экспорту. Однако восстановить то, что было, уже невозможно. Ведь крупные табачные компании уже отреагировали на вступивший в силу протокол об исключениях. У них было достаточно времени, чтобы соответствующим образом переориентировать свои поставки. К примеру, Reemtsma уже не везет сигареты Киевской табачной фабрики в Россию, теперь этот спрос удовлетворяет ее волгоградская фабрика. Аналогично JTI остановила экспорт из Кременчуга, сделав упор на свое предприятие в Питере. Вернуть все назад вряд ли удастся. Ну зачем этим и другим международным компаниям еще раз вкладывать деньги в переориентацию своих товарных потоков? Маловероятно рассчитывать, что доводы их украинских менеджеров и на сей раз будут услышаны. Их козырь — способность лучше обслужить клиентов, чем их коллеги в зарубежных подразделениях тех же компаний, — наверняка не сработает. Это завоевать рынок сложно, зато отступать — быстро, а вернуться — почти невозможно. В российской Думе об этом тоже известно. Ее на первый взгляд бессмысленная инициатива по изменению правил игры на табачном рынке возымела свои результаты. Неутешительный итог прошлогоднего экспорта в РФ — 602 млн. шт. сигарет. Всего год назад было в пять раз больше — 3,23 млрд. шт.

Наверняка экономические отношения между Украиной и Грузией будут занимать не последнее место в регламенте визита премьер-министра Анатолия Кинаха в Тбилиси, который намечается на вторую декаду июля. Есть о чем поговорить руководству стран, между которыми уже более пяти лет существует договор о свободной торговле. Кстати, данный договор в первой же статье дословно предполагает, что «стороны не применяют пошлину и/или импортные пошлины, а также налоги и сборы, действующие эквивалентно пошлине, к товарам, которые происходят с таможенной территории другой Договорной стороны». Впрочем, это совсем не помешало Тбилиси ввести единый налог на импорт (в том числе и украинский) табачных изделий, величина которого в два раза превышает налог на внутреннего производителя аналогичной продукции. Такие радикальные меры ставят сигареты украинского производителя в весьма невыгодное положение на грузинском рынке. По всей вероятности, у украинских чиновников не нашлось достаточно аргументов, чтобы показать всю абсурдность такого способа защиты грузинского производителя в условиях, когда 75% табачного рынка закавказского государства заполнено контрабандой северного соседа. А могли бы убедить руководство дружественного государства в том, что гораздо полезнее в экономическом отношении бороться с нелегалами, которые совсем ничего не платят в казну, чем с законопослушным импортом, рассчитывающимся с госбюджетом сполна. Заодно поделились бы украинским опытом вытеснения контрабанды с отечественного рынка. Ведь у нас получилось всего за один 2001 год сократить нелегальные поставки сигарет с 20 млрд. шт. (что составляло более четверти общего объема отечественного рынка) до 8 млрд. шт. Однако пока полюбовно договориться не удалось — за прошлый год всего было экспортировано в Грузию 580 млрд. шт. сигарет.

По мнению аналитиков, достаточно благоприятным был режим табачного экспорта в Армению. Но и тут без потрясений не обошлось. Стоило бывшему послу Украины в Армении оставить свой пост, как налоговое бремя на импортные сигареты выросло до $1,1 за тысячу штук, против $0,8 для продукции местных фабрик. А ведь львиная доля этого самого импорта — как раз украинский. Суммарно в 2001-м на армянский рынок удалось экспортировать из Украины 668 млн. шт. сигарет.

Не лучшим образом обстоят торговые дела с Молдовой — годовой объем всего 153 млн. шт. сигарет против 202 млн. шт. в 2000 году. Причины те же. Если налог на местное производство составляет 7 лей/тыс. шт., что эквивалентно приблизительно $0,5, то экспортерам предлагают платить по $3,5 акциза плюс 3 евро импортной пошлины. Правда, с украинских поставок пошлина не взимается, но при таком высоком уровне акциза рациональность экспорта вызывает очень серьезные сомнения.

На остальных рынках присутствие нашей продукции скорее символическое. К примеру, за 2001 год продано в Азербайджан 60 млн. шт. сигарет, в Литву — 89 млн., Эстонию — 31 млн., Германию — 15 млн., Монголию — 4,5 млн. В общем за год не набежало и трех миллиардов — всего 2,940 млрд. шт., или только около 40% экспортного объема 2000 года, который превышал 7-миллиардную отметку. Соответственно, вместо того чтобы валютные поступления в страну составили $50 млн., как это было в 2000 году, они лишь немногим осилили скромный $20-миллионный рубеж. Конечно, табачные изделия — это не металл, не химия и не зерно, где объемы покрупнее. Но это, во-первых, не сырье, чем частенько грешит отечественный экспорт, а во-вторых, один из тех многих мелких ручейков, которые могли бы сообща пусть частично, но компенсировать спад конъюнктуры на основных мировых рынках. Только для этого потребуются внимание и усилия со стороны родного государства. Почему-то же Россия идет на колоссальное перепроизводство сигарет. В прошлом году их там было произведено 374 млрд. шт. Для этого даже склоняются к явно завышенной переоценке потребностей российского рынка, реальный объем которого составляет около 270 млрд. шт. сигарет. Ведь надо же каким-то фиговым листком прикрывать вывоз за пределы страны избытка произведенной продукции, который осуществляется правдами, а чаще неправдами. Фактически соседнее государство сознательно поддерживает контрабандные настроения своих производителей себе же во благо. Украина же далеко не всегда поддерживает своих легальных экспортеров, не очень-то беспокоясь о режиме, в котором им приходится вести свои дела за рубежом. Поэтому не стоит удивляться снижению эффективности их работы и, как следствие, уменьшению валютных поступлений во внешнеторговый баланс страны…