UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЛЫЕ РОЗЫ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЮ

Рассказывают, что когда на одном из международных автосалонов впервые была представлена советская легковушка повышенной проходимости «Нива», это вызвало нескрываемую иронию западных автомобилистов: «Ну, русские!..

Автор: Александр Артеменко

Рассказывают, что когда на одном из международных автосалонов впервые была представлена советская легковушка повышенной проходимости «Нива», это вызвало нескрываемую иронию западных автомобилистов: «Ну, русские! Что только не придумают, лишь бы не строить нормальных дорог». Но прошло совсем немного времени, и идею оценили по достоинству: внедорожники стали массово сходить с конвейеров мировых грандов автомобилестроения. Как ни странно, они обрели популярность прежде всего в тех странах, где дороги всегда были в идеальном состоянии.

При нынешнем разнообразии роскошных и мощных джипов никто уже и не вспомнит, что свою родословную они ведут от неказистой «Нивы» да еще менее презентабельной «Волынянки», созданной на Луцком автомобильном заводе. Сейчас, пожалуй, одни лишь волынские автомобилестроители помнят о том, что их «Волынянка» с 70-х годов прошлого века была «на вооружении» Советской Армии и прекрасно себя зарекомендовала в условиях афганской войны. Тогда ее рассматривали как основу для создания так называемых автомобилей специального назначения. Но в силу сложившихся исторических обстоятельств «гадкому утенку» так и не суждено было стать «лебедем».

Уважают только ту страну, которая в состоянии обеспечивать свою обороноспособность. А боеспособность современной армии непосредственно зависит от ее мобильности. Поэтому в выражении «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» для наших военных заключен особый смысл.

Украина стремится к сближению с Европой, в частности к интегрированию в структуры НАТО, одним из главных условий которого является унификация армейской материальной базы. Да вот беда: практически вся военная техника отечественных вооруженных сил не отвечает стандартам Североатлантического альянса. И чем дольше медлить с ее заменой, тем больших усилий и средств она потребует. Одной из главных позиций, требующих обновления, является автомобильная техника — грузовики, тягачи, джипы и пр. Можно, конечно, приобрести все это за рубежом, но, кроме того, что это обойдется непомерно дорого, важно, чтобы в случае военного конфликта не оказаться в технологической зависимости от другого государства.

Инвестиционная программа, предусматривающая производство 0,8-ми, 2,5- и 4-тонных грузовиков, а также трех классов автобусов, разработана луцкими автомобилестроителями. Готов к постановке на конвейер и новый отечественный внедорожник ЛуАЗ 1301, одна из модификаций которого представляет собой армейский джип. Весь этот модельный ряд подготовлен в тесном сотрудничестве с японской компанией Isudzu Motor и отвечает современным мировым требованиям к технике такого рода, в том числе и стандартам НАТО. Важность программы обусловливают и государственные планы создания транспортных коридоров, в том числе трансъевропейских. Ее также нельзя рассматривать в отрыве от официального курса государства на развитие малого и среднего бизнеса, для которого крайне необходим недорогой грузовой автотранспорт, что лишний раз подтверждает соответствие планов волынских автомобилестроителей национальным интересам.

Программой предусмотрено довести к 2007-му годовое производство новых автомобилей ЛуАЗ до 5 тыс., а автобусов — до 3 тыс. штук. Чтобы осознать, насколько это актуально, в частности и для обороноспособности страны, достаточно вспомнить, что сегодня доля отечественной продукции на украинском рынке грузовых автомобилей составляет лишь 2%. Остальное — новые российские грузовики и западный second hand.

Оценив по достоинству актуальность проблемы, Кабинет министров Украины 17 сентября этого года утвердил инвестиционную программу Луцкого автозавода. Но две недели спустя президентским указом соответствующее постановление Кабмина было отменено, а еще через неделю флагман волынской промышленности остановился. Тем же указом правительству было предписано представить в парламент в течение двух месяцев законопроект об отмене Закона Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине» и других нормативных документов, принятых в поддержку развития отечественного автомобилестроения. По той причине, что все они не соответствуют нормам и принципам ВТО и ЕС.

Стремление Л.Кучмы привести украинское законодательство в соответствие с международными стандартами можно только приветствовать. Если бы не то обстоятельство, что в одночасье лишился льгот только один Луцкий автозавод, тогда как остальные автомобилестроители продолжают ими пользоваться. И будут это делать до тех пор, пока гипотетический кабминовский законопроект обретет в Верховной Раде силу закона. Вряд ли кто возьмется спрогнозировать, сколько воды утечет к тому времени. Между тем практика предоставления льгот успешно продолжается. Не далее как 2 октября Кабинет министров утвердил инвестиционную программу днепропетровского завода «Энергоавтоматика» по производству аккумуляторов, также предусматривающую льготные условия. Но негодования Президента по этому поводу не наблюдалось.

Для государств, пребывающих на переломном этапе своего становления, характерным является применение экономических приемов в политической борьбе. Неудивительно, что многие наблюдатели связывают упомянутый указ Президента с этим явлением. О его политической подоплеке говорит именно тот факт, что отмененной оказалась инвестиционная программа только ОАО «Луцкий автомобильный завод». Одним из его основных акционеров является ЗАО «Укрпроминвест», контроль над которым приписывают члену «Нашей Украины», председателю комитета ВР по вопросам бюджета П.Порошенко.

Показательно, что ЛуАЗ «попал под раздачу» именно тогда, когда в ВР развернулась кампания по смене руководства бюджетного комитета, за которой, по некоторым сведениям, стояла фракция СДПУ(о).

Существует, впрочем, и другая версия. Дескать, ряд бизнесменов лоббируют перенос сборки российских автомобилей с ЛуАЗа на другие предприятия, среди которых фигурируют Запорожский автозавод, где к концу текущего года намерены собрать 10 тысяч ВАЗов, Кременчугский автосборочный, а также херсонское АО «Авто-Рус». Приверженцы данной версии приписывают многим из этих бизнесменов отнюдь не платоническую близость все к той же СДПУ(о).

Однако, утверждение о заинтересованности запорожцев в указе диссонирует с заявлением президента корпорации «Укравто» (владелец ОАО «ЗАЗ») Тариэла Васадзе, который считает, что развитие отечественного автомобилестроения нуждается в переходном периоде, и готов согласиться с отменой закона лишь при введении компенсаций, таких как повышение ввозных пошлин на иномарки.

В рассматриваемом нами контексте особого внимания заслуживает недавнее посещение Президентом Закарпатской области, а именно тот пункт его программы, которым предусматривалось участие высокого гостя в церемонии пуска линии по сборке автомобилей Volkswagen на ЗАО «Еврокар». Известно, что на «Еврокаре», расположенном в Закарпатской свободной экономической зоне, производится еще и сборка автомобилей Skoda и Audi. Как и вся Закарпатская СЭЗ, это предприятие со всеми его сбытовыми подразделениями в Украине курируется приверженцами алой розы — символом социал-демократов. Но известно также и то, что между ОАО «ЗАЗ», Adam Opel и европейским отделением General Motors подписано соглашение о сборке, дистрибуции и обслуживании автомобилей Opel в Украине.

Реализация этого соглашения позволит снизить розничные цены на автомобили не менее чем на 14%. Но «Еврокар» может теперь быть спокоен. Ведь для предприятия, контролируемого членом ППУ — «Трудовая Украина» Тариэлом Васадзе с отменой закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» льготы будут упразднены, а для «рыцарей алой розы», как субъектов СЭЗ, они останутся. Не правда ли, красивое решение проблемы конкуренции?

Однако, вернемся к ЛуАЗу. В свое время именно он стал инициатором антидемпингового расследования поставок в Украину автомобилей ВАЗ. В результате, к августу этого года их доля на украинском рынке сократилась с 50 до 18,7%. В контексте создания единого экономического пространства вполне логично предположить, что идея отмены инвестиционной программы волынских автомобилестроителей могла быть подсказана их «благодарными» российскими коллегами. Ирония в том, что Европу интересует не отмена льгот для ЛуАЗа, а закона о льготах в целом. Тогда как это вполне устраивает наших северных соседей.