UA / RU
Поддержать ZN.ua

Александра КУЖЕЛЬ: «Я создавала упрощенку не для минимизаторов»

Мое абсолютное убеждение как профессионала: коррекцию упрощенной системы налогообложения нужно ...

Автор: Сергей Следзь

«Зачем разводить бюрократию. Получается, опять иди и регистрируйся в социальных фондах. Хотите, чтобы мы платили эти взносы, так и отчисляйте их сами туда. Хотите, чтобы мы платили в ПФ — ну так сами и платите туда из нашей ставки единого налога. Установите нам одну ЕДИНУЮ ставку налога и не мучайте своей бюрократией. Ведь единый налог он на то и ЕДИНЫЙ, а упрощенная система — на то и УПРОЩЕННАЯ».

«Почему законотворцы думают, что кризис только в их карманах? Данное творение — геноцид предпринимателей! В более развитых странах снижают ставки налога, а у нас средний класс никому не нужен! Чиновники тянут с него взятки да облагают все более высокими налогами. Не за счет поднятия налогов надо спасать Украину, а за счет существенного сокращения расходов на поддержание дармоедов, которые такие законы продвигают! Им-то что, они на всем готовом живут: бесплатная медицина, служебные машины, высокие пенсии…»

«С ума сойти. Это каждый предприниматель должен быть бухгалтером или нанимать кого-то. И проверки проводить будут по полной. Если так упрощать, то лучше уйти в тень. Вот вам и отмена пенсионных взносов, а взамен получаем практически отмену упрощенной системы».

Так реагируют предприниматели на те изменения, которые готовятся на их законодательном поле. С 1998 года малый бизнес свою деятельность осуществлял в соответствии с указом президента, декретом и рядом корректирующих постановлений Кабмина. Время коррекции, похоже, уходит — у народных депутатов все сильнее чешутся руки создать новые правила игры для предпринимателей-упрощенцев. «ЗН» стало известно, что готовятся несколько альтернативных законопроектов «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Один из них выставлен для публичного обсуждения на сайте Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, где ныне снова председательствует Александра Кужель, которая в далекие девяностые была разработчиком упрощенки и столь популярного указа президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». С ней мы и поведем разговор о предстоящей реформе.

— Мое абсолютное убеждение как профессионала: коррекцию упрощенной системы налогообложения нужно было проводить еще лет шесть назад, потому что в 1998 году, когда я ее разрабатывала, были совсем другие экономические условия. Тогда при минимальной зарплате в 68 грн. максимальная ставка единого налога 200 грн. и 100 грн. фиксированного вполне обеспечивали пенсионную защиту самозанятых людей.

Все эти годы вместо того, чтобы все четко прописать в законе, к действующему указу президента «Об упрощенной системе…» принималось множество расшифровывающих и уточняющих постановлений правительства. К примеру, разъясняли, что пиво не относится к алкогольным напиткам и его можно продавать работающим на едином налоге. И горюче-смазочные материалы, если они фасованные, тоже можно реализовывать.

В условиях, когда только зарождались рыночные отношения, указ выполнил поставленную перед ним задачу. Он защитил людей, уволенных с заводов и институтов. Не обладая необходимыми знаниями, они оказались на базарах и в киосках. О каком учете тогда могла идти речь, если эти граждане даже не знали слова «аудитор», не могли оплатить бухгалтера, а элементарно выживали. Т.е. на тот момент это был социальный документ, освобождающий от учета и проверок. Тут, думаю, все понятно. Но для меня стало катастрофой то, что вернувшись на эту должность через 11 лет, я не обнаружила никаких изменений — мы не потратили деньги и не научили этих людей ничему — тех, кто остался на рынке и в МАФах (малые архитектурные формы. — Ред.).

Более того, меня кое-кто даже считает преступницей, за то что я придумала единый налог. К примеру, таково мнение легкой промышленности, половина транспортников и крупные предприятия ювелирной отрасли сегодня тоже против единого налога. Потому что те, кто владеют большими фирмами, уступают в конкурентоспособности одиночкам.

— Зато, если бы не единый налог, предпринимательства вообще бы не было.

— Да. Не было бы. И когда я вижу вывески на первых этажах зданий в городах или еду по трассам, понимаю, что все это сделал единый налог. Очень многие поднялись с рынков, открыв маленькие магазинчики, парикмахерские, ресторанчики. Не спорю, что-то они не доплатили в бюджет, но эти деньги не вывезли в Швейцарию.

Вместе с тем мы не могли тогда все предусмотреть в указе. Многие упрощенцы даже пытались не платить налоги при импорте. Поэтому пришлось принимать специальное постановление, показывающее, что одно к другому не имеет никакого отношения. Хотите работать, тогда завозите и растаможиваете как положено.

— Едва ли не каждый год при разных премьерах политики пытаются как-то модифицировать упрощенку. Не трудно понять, что власть, если бы могла, то с удовольствием избавилась от упрощенной системы. Почему?

— Потому что достаточно много примеров минимизации. Упрощенная система имеет социальное значение и должна работать для малого бизнеса. Для тех, кому сложно вести учет. А что происходит на рынках? Хозяин торгового учреждения сдает фирме в управление свой рынок. Обе стороны сделки — плательщики единого налога 200 грн. Фирма делит рынок на участки между физлицами так, чтобы в каждом из участков войти в оборот
500 тыс. грн., и отдает им за 3 грн. И уже эти физлица сдают места на рынке отдельно каждому предпринимателю по 3 тыс. долл. В результате все эти люди платят по 200 грн., тогда как месячный оборот превышает 10 млн. грн. Тоже самое происходит и в супермаркетах…

Не для них я придумывала эту схему. Поэтому, увидев в парламенте огромное желание многих депутатов, включая членов соответствующего парламентского комитета, заняться упрощенкой, поняла, что нужно садиться и писать все снова — самостоятельно. В качестве основы взяла проект, подготовленный комитетом перед моим возвращением. Я его упростила и больше привязала к указу. И меня очень удивляет, что в Интернете пишут о том, что мы сошли с ума, решив установить максимальную ставку предпринимателям, работающим по всей территории страны. Ведь это норма действующего на сегодняшний день указа «Об упрощенной системе…», выписанная в законопроекте один к одному… Да и это нормально, когда предприниматель, зарегистрированный, например, в Чернигове, и ставку получает по месту жительства, т.е. соответствующую местному уровню жизни. Конкретные ставки определяют местные советы. Если это бабушка, торгующая кулечками, то ей поставят 29 грн. налога. Но не может быть такого, что на ее имя зарегистрируют СПД, а приедут в Киев и станут на Владимирском рынке. Это несправедливо по отношению к Чернигову.

С возмущением пишут, что упрощенцам нельзя заниматься экспортом-импортом подакцизных товаров. Так и это есть в указе. И это правильно. Потому что за таким бизнесом стоят мерседесы, золото, бриллианты, коньяки и виски.

— По-моему, больше всего испугалась торговля, посчитав, что пунктом 1.5.4. законопроекта упрощенцам запрещают заниматься ею?

— Те, кто так считают, текста готовящегося документа не видели. Иначе они бы не писали такие глупости. Такой же глупостью является и утверждение, что ограничивают деятельность программистов. В тексте четко указывается, что ограничение по экспорту и импорту относится только к подакцизным товарам. На самом деле в п. 1.5. (Упрощенная система налогообложения не распространяется на: ...) мы сделали лишь три дополнения. Первое: убрали из армии упрощенцев только хозяев рынков и торговых центров. Сегодня это огромный бизнес.

— Неужели собственники торговых площадей под супермаркетами работают на упрощенной системе?

— В этом-то и ужас. Успешно используется схема, которую мы рассмотрели на примере рынков. Причем работает согласно закону. Но мы же не для этого создавали упрощенку. Они же ставят за аренду 100 грн., а реально получают за место по 3 тыс. долл. Почему хозяева рынков подняли такую бучу? Потому что я требую ограничения рентабельности, инвентаризации мест и заключения договоров с указанием стоимости аренды. Потому что я вывожу оборот из тени. В действительности бизнес хозяев рынков доходнее, чем проституция и наркомания. Они просыпаются утром первого числа каждого месяца и у них на счету вся сумма. Т.е. все стоящие на рынке на месяц вперед все оплатили. Целый месяц приходится только тем и заниматься, что тратить эти деньги.

— А кто им предоставил эти рынки?

— Местная власть, при этом лишив себя возможности самостоятельно зарабатывать деньги.

Заметьте, в отличие от других законопроектов об упрощенке, мы свой текст выставили на сайт Госкомпредпринимательства для обсуждения. И чтобы ни делали хозяева рынков, я не сдамся, потому что из-за них упрощенную систему вообще ликвидируют. Зато в другой новации мы готовы к поиску компромисса. Например, готовы к обсуждению п. 1.5.9., ограничивающего 150 м2 площадь помещений или земли, сдающуюся единщиками в аренду. При 12 долл. средней стоимости аренды квадратного метра в Киеве получается 172,8 тыс. грн. дохода в год. В принципе можно еще увеличить квадратуру скажем до 300 м2, если будут соответствующие предложения предпринимателей. Но когда вы собственник 10 квартир или 10 МАФов (а есть владельцы 100 МАФов, и платят они по 200 грн., хотя берут за аренду большие деньги) или сдаете в аренду всю территорию какого-нибудь гипермаркета, то за упрощенкой прятаться нельзя. Не для таких предпринимателей мы делаем этот закон. Либо пусть ведут общий учет, либо платят 10% с оборота. Можно и 6% с НДС. Кстати, россияне нам всегда завидовали: у нас есть возможность работать на упрощенке с НДС.

— Судя по тексту п. 1.5.11., третье ограничение в деятельности СПД касается телерадиовещания?

— Вы можете себе представить, что есть студии, которые платят единый налог? Это с их-то рекламой… Только лицензия на такую деятельность стоит миллион. Какой же это малый бизнес? Считаем, что они могут работать на общей системе.

Мы рассмотрели три ограничения видов деятельности, заложенные в проекте. Все остальное соответствует указу.

— Еще меняются ставки в зависимости от выручки. Какая логика заложена здесь?

— Для того чтобы в дальнейшем не менять ставки, мы привязали их к минимальной зарплате (МЗП) на начало года. Меняется ставка — меняется и оборот. Так, для физических лиц при МЗП 744 грн.
с 1 января 2010 г. годовой оборот ограничивается 1,116 млн. грн.
(1500 минимальных зарплат). Но если выручка от реализации не превышает 750 МЗП (558 тыс.
грн.), то ставка единого налога остается в диапазоне 29,8—
111,6 грн. (4—15% от МЗП). Сегодня это 20—200 грн. При обороте 1,116 млн. получается налог 223—446 грн. Для юрлиц мы повысили оборот с 1 млн. до 11,16 млн. грн.

— Почему такая щедрость по отношению к юрлицам?

— Потому что они за это платят. Юрлица-упрощенцы с налогом 6 или 10% с оборота просто обеспечивают себе спокойную жизнь. Им так проще. Анализ законодательства стран СНГ и некоторых европейских показал, что нигде, кроме Украины, нет фиксированной ставки. Там налог привязан к обороту. Минимальный налог для физлиц — 3% от дохода. Но при этих 3% и обороте 558 тыс. грн. отечественный предприниматель заплатил бы в год 16 тыс. 740 грн. А согласно обговариваемому законопроекту — только 2857 грн., даже если применить максимальную месячную ставку 111,6 грн., добавив к ней пенсионную составляющую и отчисления в социальные фонды (совокупно
238,08 грн. в месяц).

Если бы я поставила в законопроект ставку 3% от дохода, то и премьер, и другие депутаты были бы двумя руками «за».

— Боюсь, что предприниматели не согласятся.

— Потому что разбаловали. В Российской Федерации ставки 6 и 15% от оборота. При этом не дают работать с НДС, кроме импорта. Беларусь ввела фиксированную ставку только для ремесленников, но ее величина от 15 до 180 евро. И ни в одной стране не платят в составе единого налога социальные взносы. А мы говорим, что у них лучше условия для бизнеса. Чтобы это не потерять, я и предлагаю самый мягкий переход. Нужно учить бизнес постепенно начинать вести учет. В итоге ему придется работать от оборота.

— У нас физлица могут работать с НДС?

— В Украине они сами выбирают, как им лучше работать. Это есть в указе и остается в законопроекте.

— Ставка единого налога действительно уменьшилась, но появляются дополнительные выплаты в социальные фонды. Кроме того, забеспокоились рыночные торговцы, ведь ликвидируется рыночный сбор и фиксированный налог.

— Зато люди становятся застрахованными. Даже при максимальной ставке фиксированного налога 100 грн., сегодня они нигде не застрахованы (никаких больничных, декретных и т.д.) и платят 10 грн. в ПФ. Переходя с фиксированного на единый налог, согласно законопроекту при двух наемных работниках нужно будет платить 283 грн. в месяц вместо сегодняшних 338 грн. (при фиксированной ставке 100 грн.). Если же работа ведется самостоятельно, то сумма выплат для вчерашних плательщиков фиксированного налога (включая отчисления в ПФ и социальные фонды) остается прежней — 238 грн.

Причем предлагаемый вариант не окончательный. Его нужно обсудить с предпринимателями, чтобы выйти на окончательную формулу, вместе стать на ее защиту, провести через парламент.

— Очень важно для предпринимателей снова все это объединить одним платежом.

— Понимаю. Но здесь есть некоторые сложности. Нужно наполнять ПФ. Нужно идти на пенсионную реформу. Когда в солидарной системе сегодня
1,5 млн. человек платят по
10 грн., а будут получать минимальную пенсию, то возникают вопросы. Поэтому и было принято решение про переходный период.

Социальные взносы на переходный период (до 31 декабря 2010 года) для физлиц — плательщиков единого налога, не использующих наемных работников, в процентах от МЗП:

13% — в Пенсионный фонд;

1% — в фонд соцстраха на случай безработицы;

3% — в фонд соцстраха в связи с потерей трудоспособности.

— А чем будут компенсированы потери местных бюджетов при отмене рыночного сбора?

— Минимум 1 млрд. грн. (эти подсчеты производились при МЗП 669 грн.) рыночного сбора, собранный с людей, будет выведен из тени. Именно поэтому против таких намерений и выступают хозяева рынков. Это те средства, которые не доходят до местного бюджета. В ПФ дополнительно поступит 586 млн. грн. И это при том, что предприниматели будут платить в сумме почти столько же, а все 1,5 млн. сегодняшних плательщиков фиксированного налога станут застрахованными лицами. В фонды социального страхования дополнительно поступит как минимум 131 млн. грн. От отмены рыночного сбора не пострадают и местные бюджеты — минимальные дополнительные поступления составят 514 млн. Таким образом выходит, что у предпринимателя расходы практически не меняются, он становится социально защищенным, и при этом выигрывают все фонды.

— За счет чего так получается?

— Потому что платят все. Самое главное в налогообложении не взять с одного человека, а взять одинаково со всех. Т.е. мы расширили базу налогообложения плюс вытеснили минимизаторов, а значит, ожидаемые доходы будут еще выше.

— Что вынуждены делать минимизаторы?

— Они будут переходить на общую систему налогообложения. Покажут свои доходы и расходы. Заплатят 25% от прибыли.

— Расшифруйте, пожалуйста, почему решили изменить перечень налогов и сборов для единщиков?

— Мы оставили в составе единого налога с юридических лиц налог на землю, потому что 10% с оборота полностью все покрывают. Другое дело физлицо, которое платит фиксированную ставку. Если это сельскохозяйственная деятельность, то, по закону, и оно не платит. Если торгует на рынке, то у него этого налога тоже нет, потому что в составе арендной платы уже все учтено. Но если вы ставите на земле кафе и т.д., тут, господа, нужно платить.

— У предпринимателей создалось впечатление, что теперь их заставят использовать кассовые аппараты. Это действительно так?

— Ничего подобного. На упрощенной системе налогообложения кассовые аппараты не применяют. Дело в том, что это норма другого закона. Но раз это так волнует людей, то мы норму повторим, хотя в законодательстве тавтология не принята. Остается та же книга доходов и расходов. Кроме того, для торговцев на рынках мы сделали отчетность один раз в год, а не каждый квартал, как у остальных единщиков.

— Думаю, предприниматели, которые каждый год стоят в очереди на получение очередного свидетельства плательщика единого налога, не будут вас ругать за то, что в проекте предусмотрено бессрочное свидетельство.

— Нечего ходить по кабинетам, если ты сдаешь отчеты и входишь в оборот. Бессрочное свидетельство будет выдаваться по себестоимости. Кроме того, мы даем возможность перехода с оборота на оборот без наказания. Чувствуешь, что 558 тыс. грн. тебе мало, — пиши заявление и спокойно работай на другой ставке. Но если ты, уж извини, превышаешь ту ставку, то будет наказание, потому что это одна из форм минимизации.

— Много ли сегодня наемных работников у упрощенцев?

— Статистика свидетельствует, что из нанятых работников два приходится на единщиков и 0,6 на плательщиков фиксированного налога. Практически это означает, что никого не нанимают. А знаете почему? Потому что на нанятых работников нужно платить зарплату и 37% всех начислений. Они их просто регистрируют как предпринимателей. Есть и еще одна нерешенная проблема — предприниматели нанимают людей, не оформляя с ними трудовые соглашения. Им выгоднее платить в конверте, чем по ведомости. Это настораживает.

— Многие, узнав о том, что готовится законопроект, в пылу эмоций говорят: «Ничего платить не будем, уйдем в тень».

— На самом деле уходить не от чего. Они не разобрались. Кто-то что-то написал в Интернете, а другие, не читая первоисточника, делают выводы, а некоторые даже переписывают. Закон выставлен на сайт. Прочтите его и тогда уже делайте выводы. Более того, учтите, что на сегодняшний день это не окончательный вариант и многое будет зависеть от активности предпринимателей в его обсуждении. Вносите ваши предложения и мы их рассмотрим. Сегодняшний законопроект — это результат поиска паритета между государством и бизнесом, который может быть принят парламентом. Тем более что зарубежный опыт показывает, что отдают предпочтение налогу с валовых доходов. В России упрощенкой практически никто не пользуется, потому что это не выгодно. А у нас к ней за 10 лет привыкли, потому что она многим помогла подняться. Но критики нашего законопроекта настроены ввести налог с оборота, и тогда о нем забудут навсегда. Только тогда им и пользоваться не будут. Поэтому я понимаю это как переходный период. В будущем все равно необходимо менять подходы — выписывать отдельно условия для вновь создаваемого бизнеса, для семейного бизнеса… Т.е. единый налог должен остаться лишь для малых форм предпринимательства.

— Когда все-таки планируется ввести закон в действие?

— Если бы предприниматели сейчас прочли законопроект и сказали «да», я бы нашла депутатов, которые внесли документ на рассмотрение парламента и заставили его принять.

— И он бы действовал с 2010 года?

— Да. И это было бы очень хорошо, потому что уменьшалась бы нагрузка: предприниматели ушли от рыночного сбора, который разворовывают, стали социально защищенными. Уверена, что сегодня этот переходный законопроект — лучший. Для меня очень важно, чтобы проект почитали люди с мозгами и предложили его «почистить».

— Подсчеты взносов в соцфонды в наших примерах проводились по переходным ставкам, которые, как записано, действуют только до конца 2010 года. Тут, по-моему, присутствует некая неопределенность.

— Мы сначала писали, что социальные взносы действуют «до принятия закона о едином социальном налоге», потом написали как компромиссный вариант — до конца 2010 г. Это можно обсуждать. Но налоги платить все равно надо.

— Сколько времени еще осталось на обсуждение законопроекта?

— Мы собираем замечания заинтересованных предпринимателей до конца года.