Минфину оказалось недостаточно январского поднятия ставок акцизов, после которых, по данным ГНАУ, производство ликероводочных напитков только за два месяца (январь—февраль 2008 года против аналогичного периода 2007 года) сократилось на 17%, их реализация — на 7%, экспорт — на 16%. В кабинетах министерства полным ходом готовится законопроект с намерениями еще в этом году дважды поднять ставки акцизного налога. При этом задекларированные в проекте закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам акцизного сбора» новые уровни налога заставляют чесаться корни волос давно облысевших аналитиков. Разве можно сравнить январское повышение водочных акцизов на 13% (с 19 грн. до 21,5 грн. за литр 100-процентного спирта) с ожидаемым скачком до
39 грн. т.е. сразу более чем в 1,8 раза?! Еще хуже с налоговой арифметикой для ценителей коньяка. Акциз по сравнению с прошлогодним вырастет на 457% (в 5,6 раза)! Добавьте сюда стремительный рост цен на все: бутылку, этикетку, спирт… А еще неудержимый рост зарплат, которые предприятия должны сами зарабатывать. И вы, читатель, поймете, что, употребляя слово «кризис», автор отнюдь не сгущает краски. Тем более что ровно десять лет назад мы это уже проходили…
Юбилей абсурда
Ровно 56 дней продержалась августовская 1998 года инициатива Кабмина, в соответствии с которой акцизные ставки на крепкие спиртные напитки (включая коньяк) были одномоментно увеличены в 2,3 раза, т.е. с 3 до 7 экю за литр 100-процентного спирта. Тогда Кабмин Пустовойтенко, осчастливленный указом президента Кучмы от 18 июня 1998 года, предоставившим право правительству на свое усмотрение «вносить изменения в ставки акцизного сбора», решил под конец года пополнить госбюджет. 3 августа было подписано постановление №1200, а уже 29 сентября пришлось в спешке визировать кардинальные изменения в него, уменьшая акцизные ставки в два раза. Но и после этого разгулявшийся кризис обуздать не удалось.
Производство спиртного скатилось буквально до уровня 1940 года. Часть предприятий обанкротились. В стране свирепствовал фальсификат, доступный по цене, но неопределенного качества. Доля теневого рынка достигала 60% — в 2001 году учтенная реализация внутри страны составляла 14 млн. дал водки при годовом потреблении 33—35 млн. Даже покупки в магазинах с кассовыми аппаратами не гарантировали безопасности приема на грудь рюмки спиртного. Не хочется верить, но это было, это наша современная история. Неужели из-за чьей-то близорукости весь этот ужас опять придется пережить?
Жадность приводит к бедности
Всего один неудачный эксперимент потребовал десятилетия для возрождения отрасли. На сегодняшний день доля водочного фальсификата сократилась до 20—22% (с учетом январского повышения ставок). Соответственно, производство ликероводочных изделий (ЛВИ) в 2,4 раза превысило уровень 1998 года. Наполнив внутренний рынок, предприятия вышли на внешние рынки — в прошлом году экспорт ЛВИ превысил 9 млн. дал (245 млн. долл. США). Наконец, значительно вырос и вожделенный акциз — в прошлом году его собрали только с водочников около 3 млрд. грн. (в 3,75 раза больше, чем в 2000 году). Налоговые поступления от коньяка растут еще более динамично — 104 млн. грн. акциза в 2007 году против 9,6 млн. в 2000-м.
Но, увы, Минфину хочется значительно больше и уже сейчас. Законопроект предусматривает повышение ставок акцизного сбора на этиловый спирт, спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина и выжимок из винограда, с
1 июля 2008 г. — с 21,5 грн./л до 30 грн./л, а с 1 января 2009 г. — до 39 грн./л. Неужели забыли сказку о золотой рыбке?..
Снова лошадь позади телеги
Мясо есть вредно, и чем выше на него цены, тем здоровее нация. Приблизительно такая логика заложена в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа почему-то уверены, что повышение цен на легальный алкоголь неминуемо приведет к улучшению здоровья населения. Не вижу прямой связи. А опыт доказал противоположное.
Дорогой легальный алкоголь в условиях низкой платежеспособности населения действительно приводит к сокращению его потребления, зато растет употребление суррогатов-заменителей, фальсификата, самогона… Последнее неминуемо ведет к учащению отравлений и даже смертельных случаев. Откуда возьмется здоровье? Боюсь, что непомерный налоговый аппетит приведет к противоположному. 1 млрд. грн. дополнительных поступлений в госбюджет от введения новых ставок, которые разработчики обещают уже в этом году, будет стоить здоровья нации, а отдельным ее представителям — жизни. Как по мне, цена слишком высока.
Как-то не гармонируют в пояснительной записке к законопроекту призыв к приведению отечественного законодательства в соответствие с нормами ЕС и предложение ориентироваться на российские ставки. В Европе ставки гораздо выше, но ведь там же и доходы населения несравнимы с украинскими. В РФ, кстати, тоже.
Давайте скажем правду: акциз — это непрямой налог на потребителя. Хотя отчисления в бюджет осуществляет производитель, реально платит этот налог потребитель через более высокую цену на товар. Готово ли наше население платить 20 грн. за пол-литра самой дешевой водки или минимум 40 грн. за коньяк? Если нет, то за него будут вынуждены доплачивать производители, так как государство возложило на них функцию сборщика акциза.
Оценивали ли авторы законопроекта, сколько людей перейдет на альтернативные напитки? Боюсь, что нет. Так как же получился 1 млрд.? А ведь в случае повторения сценария 1998 года продажи легальных производителей упадут в несколько раз, уступив первенство на рынке фальсификату. А так оно, скорее всего, и будет. Ведь условия мало изменились. До сих пор нет эффективной системы рыночного контроля розницы, которая гарантировала сбор налога с каждой проданной бутылки алкоголя.
Отечественная система контроля за реализацией подакцизных товаров несравнима с европейской или даже российской. С этого-то и нужно начинать совершенствование отечественного законодательства, а не запрягать лошадь позади телеги, направляющейся в Европу. Нельзя кивать в сторону России, умиляясь ее акцизной ставкой (35 грн.), не замечая, что эта ставочка является прямым следствием высокой доли (40%) теневого рынка. И это при том, что там внедрена чрезвычайно жесткая система контроля за оборотом алкоголя.
Не Украине брать пример с России, а наоборот. Кстати, российские налоговики так и делают, всерьез рассматривая вопрос о снижении акцизных ставок до 100 руб. (21,5 грн., т.е. до нынешнего украинского уровня). Они ищут оптимальное соотношение между платежеспособностью и акцизом, отечественные же теоретики молятся только на голые ставки, не рассматривая вопрос в комплексе.
Государственная теневая политика
Вместо того чтобы организовать действенный рыночный контроль за продажами в ритейле, государственная машина ограничивается проверками легальных предприятий. Самое неприятное в этой истории, пожалуй, то, что основой теневого рынка является государственный спирт. Откуда, скажите, брался бы неучтенный алкоголь, если бы не было левого спирта? А ведь в Украине все еще существует государственная монополия на производство спирта, и это преподносится как большое достижение.
На практике же сплав монополии и коррупции обеспечивает бесперебойные поставки нелегального сырья для фальсификаторов. Вот поле деятельности для государства. Там нужно искать миллиарды, а не в дырявых кошельках потребителей. Странно, что разработчики проекта не заметили отсутствие спиртовой госмонополии и в России, и в странах ЕС.
Мало того, что государство является опорой теневой составляющей алкогольного рынка, так оно непомерными налогами норовит столкнуть туда и легальных производителей. Ведь последние будут вынуждены что-то делать, чтобы выдержать конкуренцию с теми, кто не платит в казну ни копейки. А что предпочтительнее в данной ситуации — закрываться или идти в тень?
Акцизный гамбит
Не хочется верить, что законопроектом не просто увеличиваются ставки акциза, а разыгрывается многоходовка на поле крепких и крепленых напитков. Однако факты — упрямая вещь, а они свидетельствуют о дискриминации одних подакцизных товаров перед другими. Так, январско-февральский спад на 17% производства ЛВИ совпал с увеличением разлива крепленых вин на 23% (данные ГНАУ). Все просто — январское повышение акцизов не коснулось крепленых вин, которые изготавливаются с добавлением спирта, поставляемого с нулевой ставкой акциза. И в готовящемся законопроекте с шокирующими акцизными ставками о крепленом вине тоже забыли, т.е. оздоравливать нацию будут не столовым или сухим вином, а «биомицином» («шмурдяк» советских времен).
«Бо гине село», — возражают оппоненты, требуя вдобавок еще и со снижением импортных пошлин не спешить. А что же будет с селом, когда ставки на коньяк на протяжении года поднимут в 5,6 раза, как это предусмотрено законопроектом, а ввозную пошлину снизят до нуля в связи со вступлением в ВТО? Или это чужое село, где отечественные коньячные заводы выращивают виноград? А может быть, производство коньяка — это не виноделие? Или оно не дает в госбюджет около половины акцизного сбора от всей винодельческой продукции?
Нет, что-то здесь не так. В законе о Госбюджете-2008 записано, что ставка 10 грн. на коньяки действует «до 1 января года, следующего за годом, в котором ВР ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО». А тут вдруг без предупреждения, невзирая на здоровую логику и на требования Бюджетного кодекса, уже с 1 июля «лупят» 30 грн., а с 1 января 2009 года — 39 грн.
Т.е. пускай их село «занепадає», а наше процветает? Какие теперь коньячные дома Украины и коньяки за 1000 долл. за бутылку! Снова будем сражаться с фальсификатом. Это при том, что сейчас нелегальный рынок коньяка не превышает 1—2%. А будет все 50, ведь в коньячном сегменте не существует даже тех механизмов борьбы с неуплатой акцизов, которые внедрены на рынке водки.
Нет, дефицита не будет. То, что будет не под силу фальсификаторам, заполнят дешевые грузинские и молдавские коньяки. ВТО тут ни при чем, уже сейчас с этими и другими станами действуют двусторонние соглашения о свободной (беспошлинной) торговле.
Вот и все секреты незатейливой акцизной комбинации.
Блицинтервью операторов рынка
Вопросы «ЗН»
1. Ваши первые впечатления от ознакомления с ожидаемыми новациями в сфере акцизного налогообложения?
2. Как резкое поднятие ставок акцизного сбора отразится на работе вашего предприятия, отрасли в целом?
3. Как оно отразится на рынке алкогольной продукции?
4. Кто будет в выигрыше от ожидаемых новаций и почему?
Александр Глусь, президент «Nemiroff Холдинг»
(Таких ценовых скачков новейшая история Украины еще не знала)
— Столь резкое повышение акцизных ставок может привести к серьезному кризису на алкогольном рынке Украины. К сожалению, правительственные чиновники пытаются вернуться к неоднократно осужденной практике резкого повышения акцизных сборов в середине года. Это решение приведет к тому, что предприятия и бизнес-структуры должны будут в авральном порядке пересматривать свои годовые бюджеты и производственные программы. В результате серьезные убытки потерпят не только частные структуры и государственные спиртовые заводы, но и бюджет страны, который не получит значительной доли поступлений в виде акцизов и других налогов и сборов.
Таким образом, вместо увеличения поступлений в бюджет от повышения акцизов непродуманные действия чиновников приведут к существенному снижению доходов госбюджета.
Чтобы понять, о каких суммах идет речь, напомню, что отечественная алкогольная отрасль является бюджетообразующей. В 2007 г. поступления в госбюджет только от акцизного сбора от водки и ликероводочных изделий составили почти 3 млрд. грн. Поэтому даже 10-процентное сокращение легального производства обернется для бюджета страны серьезными потерями.
Последний раз правительство повышало ставки за 1 л 100-процентного спирта с 19 до 21,5 грн. с 1 января текущего года. Январское увеличение акциза обернулось сокращением производства водки за два месяца этого года на 11,2%. Сократились и продажи алкоголя на внутреннем рынке. Это закономерная реакция на новые цены.
Если зимнее повышение акцизов обернулось для потребителя ростом цен на 1—1,5 грн. за бутылку спиртного, то летнее грозит удорожанием в 5—7 грн. за бутылку водки. Таких ценовых скачков новейшая история Украины еще не знала. Резкое повышение акциза в середине года может привести к остановке предприятий, т.к. ценовой шок резко снизит объемы продаж легального алкоголя в торговых точках. В результате отрасль будет отброшена на десять лет назад, т.к. население начнет массово переходить на потребление заведомо более дешевой продукции нелегалов и производителей фальсифицированной продукции. Если за последние годы общими усилиями ведущих предприятий отрасли, народных депутатов и чиновников удалось добиться уменьшения доли теневого рынка до 15—18%, то после такого резкого повышения акцизов объемы продаж нелегального алкоголя могут вырасти до 50%. А это уже чревато полным развалом отрасли и невосполнимыми потерями для бюджета.
Немаловажно и то, что конкурентное преимущество получат нелегальные производители спиртного, использующие различные схемы для уклонения от уплаты налогов. А пострадают легальные компании, которые не смогут конкурировать по цене и вынуждены будут сокращать производство, а значит, и существенно снизятся отчисления в бюджет.
В худшем случае на рынке повторится ситуация десятилетней давности. Тогда из-за непродуманных действий чиновников отечественная алкогольная отрасль пережила самый большой спад в своей истории. Так, в августе 1998 года было принято решение увеличить акцизный сбор с 3 экю до 7 экю. Это привело к настолько резкому снижению объемов производства, что правительство было вынуждено вдвое снизить ставку сбора уже через 56 дней с момента повышения. Однако и этого срока хватило, чтобы ситуацией воспользовались теневые производители, которые путем различных ухищрений уходили от уплаты акцизов. В результате отрасли был нанесен непоправимый урон. Несмотря на пересмотр ставки, легальное производство спиртных напитков сократилось более чем вдвое. К 2001 году ликероводочные предприятия Украины произвели всего 14 млн. дал продукции, тогда как до повышения ставок акцизов выпускали 30 млн. дал. По оценкам экспертов, тогда теневой сегмент рынка достиг 60%. И только после 2001 года начался рост производства. К 2006 году благодаря взвешенной акцизной политике и принятию ряда законодательных актов, закрывающих каналы поступления на рынок нелегального спирта, теневой рынок алкоголя уменьшился в три раза, а предприятия нарастили выпуск ликероводочных изделий до 49,3 млн. дал.
Для того чтобы закрепить этот успех и не допустить коллапса на рынке, необходимо продолжать взвешенную политику постепенного повышения акцизов в течение трех—пяти лет.
При этом очень важно, чтобы повышению акцизов на водку и ликероводочные изделия предшествовали меры, обеспечивающие эффективный контроль над их продажей в рознице и детенизацию спиртовой отрасли, поставляющей спирт для производства нелегальной продукции, с которой не уплачиваются налоги.
В выигрыше от возможного резкого повышения акцизов всегда остаются теневики, нелегальные производители, которые не платят налогов. Колоссальные суммы сэкономленных на акцизах средств они направляют на подкуп чиновников и правоохранительных структур, способствуя расцвету коррупции в стране.
В проигрыше всегда остаются легальные производители, которые не выдерживают ценовой конкуренции с теневиками и вынуждены сокращать производство. В проигрыше остается государство, которое таким образом недополучает сотни миллионов долларов поступлений в бюджет. И в проигрыше, конечно же, оказываются потребители. Не будучи в состоянии покупать легальную продукцию в связи с ее резким подорожанием, они переключаются на низкокачественную продукцию теневого рынка, ставя под угрозу свое здоровье, а порой и жизнь.
Андрей Охлопков, генеральный директор группы компаний «Союз-Виктан»
(Что это за государственная политика, возвращающая привлекательность теневого рынка?)
— Планируемые новации в сфере акцизного налогообложения — это дежавю. Нет, наверное, ни одной страны и отрасли, в которой бы акцизы меняли несколько раз на протяжении года и увеличивали бы в 2 раза (как в случае с водкой), и в 5,5 раза (как в случае с коньяком) к уровню прошлого года». По расчетам компании, минимальная цена за поллитровую бутылку легальной водки составит 20,0 грн. Подобная ситуация была в 1998 году, когда акцизы увеличились с 3 до 7 экю, а вскоре были снижены до 3,5 экю за литр 100-процентного спирта, но за столь короткое время половина алкогольных заводов, в основном государственных, вымерла.
В выигрыше от ожидаемых новаций будет теневой рынок. Парадокс, но государство, обладая монополией на производство спирта, продолжает поставлять сырье для теневого рынка, способствуя этой тенизации. Что это за государственная политика, возвращающая привлекательность теневого рынка водки?
Понятно, что народ пить меньше не станет. Потребители будут переходить на спиртосодержащие заменители. А вот увеличения бюджетных поступлений однозначно не произойдет. Потребители просто будут искать более доступные напитки, тем самым уменьшая объемы продаж легальной водки, соответственно, снижая налоговые поступления в госбюджет.
Владимир ДЕМЧАК, директор ассоциации СОПАТ (Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака)
(Обслуживаются не государственные интересы, а частные через действия государства)
— В отрасли есть понимание, что повышение акцизов неотвратимо, но это должно делаться достаточно плавно, в четком соответствии с платежеспособностью населения, законами о системе налогообложения и Бюджетным кодексом (изменения должны приниматься минимум за шесть месяцев до их вступления в силу). Тогда не будет возникать диспропорций на рынке, а производители и потребители смогут адаптироваться к новациям.
Меняют ставки, но никто не предлагает осуществлять эффективный рыночный надзор. По моему мнению, делается это сознательно. И истинной целью новаций, скорее всего, является получение преференций в других сферах, в том числе в производстве подакцизных товаров. Ведь никто не предлагает изменить акциз на бензин, винодельческую продукцию, производящуюся с добавлением спирта. А в декабре прошлого года не пересматривались ставки на пиво. Почему такие разные подходы? Если доходы населения выросли, то акцизная политика должна заключаться в изменении ставок по всей подакцизной группе товаров. Иначе это попытка пополнить бюджет за счет одних, а другим создать преференции. Это чистой воды лоббирование корпоративных преимуществ. Обслуживаются не государственные интересы, а частные через действия государства.
Сегодня фактически весь контроль сведен к проверкам производителей. Как результат, мы имеем неконтролируемую ситуацию в розничной сети. Там, где существует коррупция, нет никаких проблем с продажей нелегального продукта в рознице. Поэтому должен быть очень жесткий рыночный надзор, т.е. проверка на полноту оплаты акцизного сбора за продукцию, попадающую на полки магазинов. По такой системе действуют в ЕС. Она сложная, но там не исчезают миллиарды недоплаченного акциза.
Юлия Самойлова, генеральный директор бизнес-направления «Производство и продажа ликероводочных изделий» компании «ОЛИМП»
(Будут перечеркнуты усилия последних десяти лет по становлению и развитию легального рынка)
— Первые впечатления — это удивление и надежда, что здравый смысл все равно победит. Увеличение ставки акцизного сбора на треть может разрушить все, что было построено за последние десять лет. Ломать легко, а вот строить сложно, долго и затратно. Это мы уже проходили. Вспомните кризис августа 1998 года. Увеличение ставки акциза более чем в 2 раза привело к полному обвалу легального рынка водки. Через 56 дней после необдуманного решения Кабмин снизил ставку в два раза, но последствия оказались необратимыми — рынок водки начал восстанавливаться только три года спустя. Мы не учимся на своих ошибках и опять набиваем шишки. Но теперь эта шишка может быть смертельной для отрасли. Получается, что мы только рассуждаем о европейском уровне и стандартах жизни, но не заботимся об экономике страны и ее развитии. Вместо того чтобы развивать национального производителя, у нас предпринимаются такие шаги, которые губительны для него. И как следствие — негативно влияют на экономику страны.
Сегодня прибыль водочных компаний во много раз меньше средств, которые собирает государство в виде налогов. А помимо общего налога действует еще акциз. Его величина с каждым годом растет и превышает доход водочников от производства и продажи водки. Государство делает акцент на непрямые налоги, которые собираются по факту продаж. Причем это не зависит от того, получила компания прибыль или нет. Поэтому акциз сегодня — это бремя предприятий отрасли, которое делает их работу невыгодной ни с одной точки зрения. Ведь акциз растет быстрее, чем отпускные цены! Рентабельность снижается и происходит методичное ограничение алкогольного рынка. На этом фоне идет развитие рынка пива (пивной акциз растет гораздо медленнее) и развивается теневой рынок.
По моему глубокому убеждению, повышению акцизов на водку должен предшествовать ряд законодательных и нормативных актов. Необходим эффективный контроль за продажей водки в рознице. Повышенное внимание следует уделять и детенизации спиртовой отрасли. Всем известно, что сегодня в Украине спирт для производства нелегальной продукции поставляется в крупных объемах. При этом с продажи контрафактной водки налоги не уплачиваются. Возникает закономерный вопрос: почему мы, крупные производители, имеющие лицензии, должны покрывать этот канал своими доходами?
В последнее время водка как бизнес становится все менее интересной. Ее производство требует серьезных вложений в материальные активы, современные технологии, оборудование. Однако рентабельность вложенных средств достаточно низкая. Выгодно продать эти активы фактически невозможно — например, сегодня невозможно продать ликероводочный завод за сумму, адекватную той, которая была потрачена на его строительство. Логичным было бы привлечение инвестиций в развитие национального производителя, а не развал отрасли…
В прошлом году подорожание водки в среднем составило 12%. В 2008-м эта тенденция продолжается. Резкое повышение акцизов на ликероводочную продукцию приведет к тому, что водка уйдет снова в тень. По нашим прогнозам, теневой рынок вырастет на 25%. Этим самым будут перечеркнуты усилия последних десяти лет по становлению и развитию легального рынка.
В первую очередь, это риск для здоровья нации, потому что существует угроза употребления алкоголя, качество которого никто не гарантирует и не несет за него ответственность.
Такое решение невыгодно всем, кто озабочен развитием экономики страны и легализацией отрасли, невыгодно потребителю. Резкое увеличение акциза сразу обострит социальные и экономические проблемы. Повышение акциза предполагает рост цены, а это ударит по карману покупателя. Средний украинец будет не способен покупать алкоголь в магазине, где существует уверенность в качестве, а значит, будет покупать дешевые некачественные нелегальные продукты. Спрос рождает предложение. Колоссально увеличится самогоноварение и количество людей, подорвавших здоровье и рискующих потерять жизнь из-за некачественного алкоголя. Все это загонит водку обратно в тень, перечеркнет усилия парламентариев и производителей по легализации рынка, и в результате — погубит отрасль.
Однако я верю в людей, которые принимают решения на уровне государства. Надеюсь, что водочная отрасль будет развиваться, а потребители смогут получать только качественные продукты, за которые производитель в ответе.
Юлия Комарова, руководитель департамента маркетинга ТМ «Шустов»
(Цена на коньяк вырастет на 35—40%)
— Повышение ставок акцизного сбора в конечном счете ставит в более выгодное положение импортеров коньячной продукции и коньячных спиртов, что в значительной степени вредит реальным производителям коньяка, производящим свою продукцию из винограда, выращенного и переработанного на территории Украины, из спирта перекуренного в Украине, выдержанного в дубовых бочках в Украине и разлитого в Украине. На Одесском коньячном заводе все эти процессы сосредоточены в рамках одного предприятия, что позволяет производить продукцию высокого качества.
Если законопроект с задекларированным повышением ставок акциза станет законом, цена на коньяк вырастет на 35—40%, что резко снизит объемы продаж и затормозит объемы инвестиций в отрасль. В итоге начнется стагнация рынка. Станет невыгодным развивать виноградарскую отрасль, высаживать виноградники, развивать первичное виноделие и т.д.
После январского 2008 года повышении акциза до 10 грн. уже произошел рост цен на коньячную продукцию минимум на 5—10%. Дальнейшее повышение может поставить под угрозу всю коньячную отрасль. Компромиссом в данном случае может быть только поэтапное повышение акцизного сбора, позволяющее не только пополнять бюджет, но и адаптироваться к новым условиям потребителям и производителям.
Роман Вашколуп, генеральный директор ООО «Национальные алкогольные традиции»
(Кто может гарантировать, что эти деньги смогут собрать в бюджет с каждой продаваемой бутылки крепкого алкоголя?)
— Я согласен с введением новых акцизных марок, но повышения акцизного сбора без должного экономического обоснования — это нонсенс. Отечественный рынок алкоголя всегда выгодно отличался от российского, потому что в Украине акцизный сбор не подвергался резкому повышению на протяжении последних лет. В России же все — наоборот. В итоге сегодня около 50% российского рынка находится в тени. Нам нужен такой результат?
Можно повысить акциз до шести и даже 10 у.е. за литр. Но кто может гарантировать, что эти деньги смогут собрать в бюджет с каждой продаваемой бутылки крепкого алкоголя? Обоснованный же налог собрать легче, чем завышенный. Соответственно, реализация планов о значительном увеличении поступлений в бюджет за счет акцизного сбора может оказаться под вопросом. Заодно будут перечеркнуты все усилия прошедших лет, направленные на детенизацию рынка. Уже сейчас, после январского повышения налога, украинский теневой рынок существенно вырос. А после введения новых акцизных ставок скачок цен будет куда выше.
Брендовые качественные крепкие алкогольные напитки вырастут в цене, следовательно, теневые производители начнут зарабатывать больше, но все их бурные финансовые потоки текут мимо бюджета. Отрасль придет в упадок, ведь алкогольный рынок только устоялся после кризиса 10-летней давности, и пошатнуть его позиции очень просто.
Нашему предприятию придется пересматривать бюджеты, переоценивать потенциал, рентабельность брендов и видов продукции, скорее всего, повышать цены и увеличивать экспорт. Другие лидеры рынка, думаю, поступят так же. И, несомненно, увеличится экспансия импорта — ВТО предоставит импортерам подходящие для этого условия.
Сместятся рыночные позиции легальных отечественных производителей. После значительного удорожания качественной продукции вырастет спрос на низкокачественный, теневой алкоголь, как более привлекательный по цене для широких сегментов потребителей. В сочетании с возможным снятием запрета на розничную продажу питьевого спирта сомнительным выглядит показное стремление правительства ограничить потребление алкоголя в целом. Разве можно в этом контексте говорить о здоровье нации? Уверен, для достижения целей, озвучиваемых правительством, лучше заниматься проблемами развития культуры потребления алкоголя совместно с представителями нашей стабильной, приносящей в бюджет средства отрасли. Результат будет гораздо более интересным и для отечественного потребителя, и для производителя, и для государства.
Думаю, что в выигрыше от ожидаемых новаций скорее всего будут импортеры. Подобное ущемление отечественного производителя дает им едва ли не единственный шанс выйти на насыщенный и очень конкурентный украинский рынок. В любом случае, проиграет потребитель.
Феликс Черток, учредитель ЗАО «Алеф-Виналь»
(Ставки должны быть стабильными, а их изменения — экономически обоснованными)
— Недопустимо изменять ставки акцизного сбора по два-четыре раза в течение года. Для стабильного развития отрасли необходима стабильность в области налогообложения. Считаю допустимым изменение не чаще, чем раз в три года, да и то с понятным и прозрачным подходом к формированию ставок, а не с 19 грн. на 21 грн., затем сразу с 21 грн. на 39 грн. за 1 л 100-процентного спирта, как это предусмотрено для водки.
Из каких соображений 39 грн.? Почему не 49 или 139 грн.?
Считаю, что резкое повышение ставок акциза на водку и особенно коньяк (с 10 грн. за 1 л 100-процентного спирта сразу до 39 грн.) в сочетании с резким повышением себестоимости продукции (увеличение стоимости спирта, цены на который определяет опять-таки государство; бутылок и других комплектующих, заработной платы, транспорта и т.д.) приведет к резкому увеличению розничных цен на алкогольные напитки (примерно на шесть-семь гривен за бутылку водки и восемь-девять гривен за бутылку коньяка). А это означает рост инфляции, с которым пытается бороться правительство. Другая сторона медали — увеличение доли теневого оборота алкоголя, борьба с которым только начала давать положительный результат.
Такой резкий скачок ставок неизбежно приведет к резкому снижению объемов продаж и производства, особенно в сегменте недорогих качественных напитков. А поскольку пить население все равно меньше не станет, то можно предположить, что покупатели перейдут на более дешевые низкокачественные напитки или самогон…
Александр Гаран, председатель правления ЗАО ЗМВК «Коктебель»
(Неизбежны дополнительные расходы на текущую оперативную деятельность)
— Поднятие ставок акцизного сбора негативно скажется как на работе нашего предприятия, так и на рынке украинского коньяка в целом. Темпы роста коньячного производства наверняка снизятся. Повышение акциза потянет за собой дополнительные затраты на текущую оперативную деятельность. А так как все мы еще и ожидаем снижение таможенных пошлин в связи со вступлением Украины в ВТО, то данный процесс может очень сильно исказить ситуацию на коньячном рынке.
Геннадий Васюков, директор по правовым вопросам ЛВЗ «Хортиця»
(За год нам предлагают трижды поменять ставки, увеличив их в конечном итоге на спирт — в два раза, а на коньяк — в четыре раза)
— Еще в январе, когда произошло повышение ставок акцизного сбора, эксперты прогнозировали их очередное увеличение. Поэтому говорить о том, что данные инициативы неожиданны, не стоит. Другой вопрос, в какие сроки и на сколько нам сейчас предлагают увеличить акцизный сбор.
Думаю, никто из представителей алкогольной отрасли не ожидал, что предложения по дальнейшему увеличению будут столь кардинальными. Фактически, за 2008 год нам предлагают трижды поменять ставки, увеличив их в итоге на спирт — в два раза, а на коньяк — в четыре раза. В таких условиях достаточно сложно планировать бизнес и бюджеты компаний.
Январское увеличение акциза уже обернулось спадом производства в отрасли на 12%. И это при 13-процентном повышении акцизного сбора. Можно предположить, что с куда более существенным увеличением ставок акцизного сбора на алкогольные напитки (около 70%) эта тенденция будет лишь усиливаться.
Однако свято место пусто не бывает. Его займут другие участники рынка, которые никаких акцизных сборов платить не будут.
Акциз — это налог на потребителя, он ориентирован, прежде всего, на потребительскую способность. Последствием принятия радикальных изменений станет увеличение цен на алкогольные напитки. Минимальная цена на бутылку водки в рознице поднимется до 20 грн. При условии низкой покупательной способности это приведет к замещению потребления легальной алкогольной продукции на продукцию теневого сектора.
То есть доли нелегального рынка, которые мы отвоевывали на протяжении последних пяти лет, вернутся на свои места. А это — 50% нелегального рынка.
Предложенные новации могут принести лишь кратковременный эффект. В долгосрочной перспективе они приведут к снижению объемов производства и уплаты налогов легальных производителей и росту теневого рынка. В итоге от таких инициатив не выиграет ни производитель, ни потребитель, ни государство.