UA / RU
Поддержать ZN.ua

Акцизная амнистия

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, которым временно, до 31 декабря 2017 г., ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении импортные легковые автомобили снижаются в 2–28 раз. Цель - избежать уклонения от уплаты налога через использование схем "временного ввоза". То есть владельцам импортных б/у транспортных средств предлагают своеобразную "налоговую амнистию" в форме временного снижения стоимости их растаможивания. По словам экспертов, стоимость таких авто может упасть на треть.

Автор: Василий Худицкий

Как временное снижение акциза на авто будет содействовать сокращению транзитного "порожняка" на границе

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, которым временно, до 31 декабря 2017 г., ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении импортные легковые автомобили снижаются в 2–28 раз. Цель - избежать уклонения от уплаты налога через использование схем "временного ввоза". То есть владельцам импортных б/у транспортных средств предлагают своеобразную "налоговую амнистию" в форме временного снижения стоимости их растаможивания. По словам экспертов, стоимость таких авто может упасть на треть.

Обычно человек, покупающий какой-либо автомобиль за границей, должен в течение 5–10 дней его растаможить, заплатить деньги во все фонды, поставить на учет и получить украинский госномер. Сейчас это удовольствие слишком уж дорогое.

"Для себя мы подсчитали, что стоимость растаможивания автомобиля среднего класса, который стоит в Польше 3 тыс. долл., может достигать 7 тыс. долл., - говорит председатель ОО "Завтра" Роман Тузяк. - То есть сумма налога более чем вдвое превышает цену машины. Потому неудивительно, что в пределах закона люди ищут возможность оптимизировать уплату налога. Если бы государство установило экономически обоснованные акциз и пошлину, то дополнительные поступления в государственный бюджет от оформления этих авто были бы больше. Люди не имели бы хлопот с необходимостью каждый раз пересекать границу в пунктах пропуска".

Но что делать, если средств нет, а автомобиль очень нужен?

До кризиса 2008 г., благодаря стабильности курса доллара и, как на нынешние времена, неплохим заработкам, многие украинцы имели возможность покупать отечественные авто в кредит. Конечно, тогдашние "Ланосы" - это не немецкие автомобили, но по категории цена-качество покупателей вполне устраивали. Однако кризис сделал кредиты недоступными. А со временем было свернуто и само производство этих машин. Тогда предприимчивые люди нашли легальный выход из положения - транзитный. Тем более что за границей вполне приличная б/у иномарка среднего класса стоит каких-то 3–5 тыс. долл.

В украинском законодательстве есть норма, которая разрешает пользоваться транспортным средством с иностранными номерами в течение пяти дней. Через пять дней владелец транспортного средства должен пересечь границу, не важно, с какой целью, главное - чтобы была пометка. В Украине эта норма работает только для нерезидентов. Но украинцы тоже используют такую схему. По подсчетам экспертов, экономия на растаможивании позволяет покрывать дополнительные затраты на бензин в течение шести–семи лет.

Как свидетельствуют львовские таможенники, немало (около 60–65%) автомобилей, которые ежедневно пересекают границу, имеют иностранные номера. Но только 2–3% их реальных собственников - иностранцы. Остальные автомобили - "транзитные", которые каждую неделю курсируют через границу. А заодно покупают продукты для перепродажи.

Больше всего этим пользуются те, у кого есть карта поляка или удостоверение участника малого пограничного движения. Время, потраченное на регистрацию на границе, и израсходованный бензин вполне перекрываются экономией средств, которые пошли бы в уплату акциза и пошлины при оформлении транспортного средства.

По подсчетам Львовской таможни, транзитных автомобилей в Украине около 500 тыс. единиц. Преимущественно они принадлежат жителям пограничных областей Западной Украины - Львовщины, Волыни, Закарпатья, Черновицкой области. В Польше, где б/у автомобили чаще всего покупают украинцы, нет ограничения на количество транспортных средств и уплату налогов от движимого имущества. Это позволяет некоторым полякам становиться совладельцами до 2 тыс. автомобилей. Как сообщил Роман Тузяк, эти граждане берут определенные суммы от украинцев - от 100 до 200 долл., записываются в техпаспорт и таким образом предоставляют услуги, чтобы украинцы могли пользоваться этими автомобилями как транзитным средством.

Но необходимость регулярно отмечаться на границе заострила давнюю болячку - очереди. Из-за этого "порожняка" в многочасовых пробках ежедневно оказываются тысячи людей, которые едут за границу по собственным делам. С большой нагрузкой работают как таможенные службы, так и пограничники.

- Эту ситуацию государство создало само себе высокими пошлинами, акцизами, НДС. Именно здесь корень проблемы, - убежден Роман Тузяк.

Как указано в объяснительной записке к законопроекту №3251, авторами которого являются около 100 народных депутатов, на фоне девальвации национальной валюты и падения покупательной способности населения значительно уменьшились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест в отрасли. А значит, и к уменьшению поступлений в госбюджет. "Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а старые импортные - из-за высоких ставок акцизного сбора...", - подчеркивается в объяснительной записке к законопроекту.

Но это не единственный законопроект, который предусматривает существенное снижение стоимости растаможивания авто и борется с транзитным "порожняком".

Как объяснил журналистам Роман Тузяк, согласно разработанному ОО "Завтра", но пока не зарегистрированному в парламенте альтернативному законопроекту, растаможить можно будет какой угодно автомобиль. Это - фишка законопроекта. Главное условие: транспортное средство должно находиться у владельца на законных основаниях полгода в течение последнего года. Независимо от года выпуска и экологического стандарта. То есть гражданин должен лично ввезти автомобиль и законно им пользоваться. Не быть резидентом, дилером. Это, в сущности, станет налоговой амнистией, а не законом на постоянной основе. Нам важно, чтобы хотя бы часть этих людей заплатила налоги, растаможила свои автомобили. И таким образом сократила очереди на границе. А дальше следует вводить изменения, которые работали бы на постоянной основе. Но это не так просто.

В то же время альтернативный законопроект содержит две важных момента, которые не позволят нечистым на руку людям злоупотреблять правилами. Первый касается транзитных автомобилей, не подпадающих под стандарт Евро-5, согласно которому запрещено ввозить в страну авто, старше пяти лет.

"Большинство транзитных автомобилей - 98–99% - не соответствуют этому стандарту: они старее. Поэтому документом предусмотрено, что владельцы автомобилей более старого года выпуска будут иметь право в течение полугодичного срока со дня вступления в силу законопроекта оформить свой автомобиль по сниженной ставке акциза. Второй момент - автовладельцы транзитных автомобилей не будут иметь права после растаможивания и уплаты налогов перепродать автомобиль в течение определенного времени - трех лет", - подчеркнул начальник Львовской таможни ГФС Украины Левко Прокипчук.

По его мнению, эта норма в законе позволит координировать процесс ввоза в Украину транзитных автомобилей: "Суть в том, чтобы люди не оформляли по сниженным ставкам транзитные автомобили и не перепродавали их сразу же, чтобы потом снова купить новый "транзит". И вместе с тем - чтобы упростить процедуру растаможивания автомобиля для пользования им на территории нашего государства".

Начальник областной таможни считает, что новые правила растаможивания существенным образом разгрузят таможенные переходы. Если удастся решить эту проблему, то таким образом будут созданы нормальные условия для пересечения границы. Законопроект не вызовет сопротивления у производителей автомобилей и автодилеров, так как большинство украинцев, которые сейчас ездят на транзитных машинах, не являются клиентами ни первых, ни вторых, поскольку у них уже есть автомобиль.

Но эксперты другого мнения. Они считают, что с принятием такого закона Украина "подорвет" рынок новых автомобилей, который за последние годы и так уже обвалился в разы. Выдержать наплыв импортных б/у автомобилей смогут только отдельные автодилеры, остальным придется перепрофилировать свой бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять-таки не избежать.