Уходящая осень запомнится крупнейшей украинской авиакомпании «Аэросвит» попыткой продажи госпакета, забастовкой пилотов и кадровыми переменами. То, что у компании проблемы, известно давно. Часть трудностей объективна и связана с разразившимся мировым экономическим кризисом, больно ударившим по мировым авиаперевозкам. Другая — весьма приличная, если не большая — объяснялась уже чисто внутренними проблемами.
Вопросы к качеству управления авиакомпанией непрерывно множились. Последние несколько лет основные новости, которые генерировал «Аэросвит», касались не столько авиаперевозок, сколько конфликтов с землей и недвижимостью. При этом финансовые результаты от основной деятельности постоянно ухудшались. А решению «профильных» вопросов руководство уделяло не столь много внимания.
Нарастание проблем резко обозначил уже прошедший год. Тогда при операционных доходах в 3,1 млрд. грн. убытки составили рекордные 405 млн. грн. Иначе говоря, каждый перевезенный пассажир принес компании 160 гривен убытка. Впрочем, и прибыль докризисного 2007 года в 20 млн. грн. воображение не поражала.
Достигнутый такой ценой в первом полугодии 2008-го рост пассажиропотока уже в конце года сменился резким оттоком, который продолжился и в текущем году. Первое полугодие 2009-го компания завершила с чистым убытком в сумме 201,71 млн. грн. (при доходе в размере 1,1 млрд. грн.).
При этом кредиторская задолженность «Аэросвита» за товары, работы и услуги по состоянию на конец первого полугодия составила 535,69 млн. грн.
Тут, правда, стоит заметить, что кризис здорово ударил по рынку, и наши авиакомпании уже назвали 2009 год худшим с 2001-го. Так, по данным Государственной авиационной инспекции, в первой половине текущего года объемы пассажирских перевозок в Украине сократились на 18,4%, грузов и почты — на 25,6%.
Средняя пассажирская загруженность на регулярных международных рейсах отечественных авиакомпаний снизилась до уровня в 61% (год назад в это же время она превышала 69%).
Однако ухудшение показателей деятельности «Аэросвита» оказалось более сильным, чем у его конкурентов. В итоге впервые компания «Международные авиалинии Украины» обошла «Аэросвит» по объемам перевозок.
Финансовая оценка компании перед возможной продажей госпакета тоже ничего оптимистичного не выявила. Вдобавок зарплаты пилотам не индексировались около года, что привело к их забастовке. Нарастали проблемы и с зарубежными контрагентами, появилась задолженность перед лизингодателями, иностранными аэропортами.
Четко назрела необходимость перемен… Однако долгое время они откладывались из-за проблем между основными акционерами.
Наблюдательный совет компании возглавлял Арон Майберг. Ему же принадлежала половина акций крупнейшего акционера компании — нидерландской фирмы Gilward Investments B.V. (имевшей 39,97% акций ЗАО «Аэросвит»).
Другую половину акций нидерландцев связывают с сопредседателем наблюдательного совета авиакомпании Григорием Гуртовым.
У партнеров было разное видение развития и перспектив компании. В частности, известно, что г-н Майберг был даже готов отдать ее имущество в залог одному из банков Виктора Пинчука. С Виктором Михайловичем связывают еще одного акционера авиакомпании — ООО «ГенАвиа-Инвест» (24,99% акций).
Если бы проект залога имущества был реализован, в настоящий момент «Аэросвит» (с нынешними-то финансовыми результатами) вряд ли располагал бы ликвидным имуществом.
Вообще финансовые схемы экс-председателя вызывали множество вопросов.
Фактически тогдашнее руководство «Аэросвита» сосредоточило свои усилия на попытках недорого получить участок земли в Борисполе под строительство терминала. Иногда доходя при этом до дипломатических скандалов.
Летом 2004 года состоялась встреча посла Японии в Украине Кищиро Амаэ с членами совета директоров аэропорта «Борисполь». Правительство Японии предлагало для его развития кредит в сумме, эквивалентной 175 млн. долл.
Условия были вполне привлекательными для страны. Но тут палки в колеса стало вставлять… именно руководство «Аэросвита».
Чуть позже посол публично заявил, что вскоре после появления официальной информации о реконструкции «Борисполя» и реализации других транспортных проектов с ним встретились некоторые учредители «Аэросвита», предложившие после возможного срыва сделки с государственным аэропортом поучаствовать указанными средствами в проектах авиакомпании «Аэросвит». На этой встрече с послом присутствовал г-н Майберг.
Японцы сильно удивились такому пониманию компанией перспектив развития страны и на всякий случай публично заявили, что кредит предназначен отнюдь не для частной фирмы…
Все эти «шалости» аукнулись позже, особенно после начала кризиса. Тогда потребовалось умение не растаскивать аэропортовскую землю, а решать вопросы оптимизации расходов, частоты рейсов, выстраивания маркетинговой политики в условиях спада пассажиропотока. Судя по всему, свежих идей у руководства компании не оказалось…
Зато нарастала задолженность перед банками. На 1 июля с.г. долгосрочные кредиты банков, выданные «Аэросвиту», составляли 99,19 млн. грн., краткосрочные — 188,38 млн. грн. При этом эффективность использования заемных средств была не слишком высока.
В конце концов неадекватность руководства сложившимся задачам стала очевидна и крупнейшим акционерам. Начались сложные переговоры, в результате которых г-н Майберг покинул состав реальных совладельцев «Аэросвита».
31 октября 2009 года Gilward Investments B.V. отозвала полномочия г-на Майберга, представлявшего ее интересы в набсовете. Так что он не мог оставаться и главой набсовета «Аэросвита».
16 ноября Арон Майберг написал заявление о сложении с себя полномочий председателя набсовета. Вопрос о назначении нового председателя будет рассмотрен на ближайшем собрании акционеров, назначенном на 24 декабря.
В день подачи им заявления состоялось внеочередное заседание набсовета ЗАО «Авиакомпания «Аэросвит».
Собственно, вопросов было два. Первый — изменения в руководящих органах компании (включая набсовет и дирекцию). Компанию покинули
А.Майберг и генеральный директор К.Ботев. Формулировки их ухода были выбраны достаточно корректные, но понятно, что смена произошла не от хорошей жизни.
Однако ключевым вопросом было привлечение средств для стабилизации положения. Мажоритарные негосударственные акционеры согласились предоставить компании финансирование в размере до 30 млн. долл. США для покрытия
наиболее критичных долгов «Аэросвита» перед кредиторами — государственными структурами («Украэрорух»), ГП МА «Борисполь», а также иностранными аэропортами. Часть выделяемого финансирования будет направлена на полное погашение задолженности по заработной плате перед персоналом авиакомпании.
Фонд госимущества (владелец 22,39 % акций) в целом позитивно отнесся к происходящему. Как сказал и.о. главы фонда Д.Парфененко, «негосударственные акционеры договорились, и слава Богу».
Хотя заодно Дмитрий Николаевич чуть было не создал новую сенсацию. Выступая перед журналистами, он заявил, что якобы теперь г-н Гуртовой и Приватбанк будут контролировать компанию. Фраза броская и сразу распространилась, вызвав заодно и глубокомысленные размышления даже о монополизации авиарынка.
Однако вообще-то глава фонда говорил совсем иное. По его словам, на сегодняшний день в «Аэросвите» сложилась ситуация, когда компанией управляют три группы акционеров плюс пакет ФГИ. То есть все, как и раньше.
Собственно, это подтверждают и расчеты. Структуры, дружественные одному из учредителей Приватбанка
И.Коломойскому, де-факто контролируют ООО «Бюро», которое владеет 4,8% акций «Аэросвита».
Возможно также, что они же приобрели контроль над той половиной нидерландской компании Gilward Investments B.V., которая принадлежала г-ну Майбергу.
Таким образом, максимально возможный пакет акций «Аэросвита», который может быть сосредоточен у структур, аффилированных с группой «Приват», — 24,785%. Другими словами — меньше блокирующего пакета. Так что поздравлять (или сочувствовать) Игоря Коломойского еще рановато…
Сейчас куда актуальнее восстановление рыночной позиции авиакомпании и вытягивание ее из долговой ямы. Хорошо хоть, что акционеры поняли – «Аэросвиту» необходимо опереться на «финансовое плечо» его совладельцев. Что ж, лучше поздно, чем никогда.