Все согласны с тем,
что грядут изменения.
Спор идет только
о направлении.
Когда по распоряжению мэра Днепропетровска ООО «Никтранс» предприняло попытку организовать бесплатный проезд малоимущих, школьников и льготников на одном из маршрутов, водителя просто избили. Досталось за компанию и автобусу. В итоге маршрут замер на неопределенное время. Ваш корреспондент сам был свидетелем бесцеремонного «выдавливания» с дороги на одном из пригородных маршрутов одного микроавтобуса другим. Вот и получается, что на трассах, улицах и проспектах ведутся партизанские боевые действия, не предусматривающие соблюдения каких-либо правил.
В мутной воде
С организацией перевозок днепропетровских граждан происходит полная, мягко говоря, неразбериха. На одном и том же маршруте цены за проезд осенью в одном случае — полтинник, во втором и третьем — 75 коп. и 1 гривня соответственно. Пассажирам первый и второй варианты нравились, зато «гривневым» водителям — отнюдь. Дело зашло так далеко, что нынче водителям дорогих маршруток ничего не стоит перекрыть своими авто дорогу «бедным» конкурентам. Можно представить себе чувства пассажиров салона, когда водитель одного маршрутного микроавтобуса попросту заблокировал проезд другому такому же автобусу, требуя пересадки пассажиров в свой транспорт. Что характерно, такие разборки стали на многих маршрутах обычным делом.
А что же многочисленные контролирующие органы, призванные не допускать и карать? В ответ на многочисленные жалобы и заявления, включая «телегу» группы народных депутатов, — тишина. Единственный, кто оперативно отреагировал, — это начальник Днепропетровского областного автотранспортного управления Дмитрий Кубрак. Его сотрудники в содружестве с гаишниками отработали несколько маршрутов и на всех выявили вопиющие нарушения. О чем и поставили в известность управление транспорта горисполкома и других заинтересованных лиц.
Бумага все стерпит…
Единственное положительное явление на транспортной ниве Днепропетровска — это появление на улицах новеньких «Богданов» и «Эталонов». Их экологическая безопасность — главное для самого загрязненного в экологическом отношении мегаполиса Украины, который в буквальном смысле забили дряхлые «Форды» и далеко не быстроногие «ГАЗели».
Кроме того, «Богданы» с «Эталонами» — автобусы отечественного производства, что дает стране новые рабочие места со всеми вытекающими последствиями. Например, Бориспольский автозавод уже «набил» портфель заказов из Днепропетровска на первое полугодие 2004 года. Улучшилась и безопасность движения, точнее, снизилась его опасность, которую создавали в большинстве своем ветхие микроавтобусы. Наконец, автобусы большой вместимости особенно порадуют жителей спальных окраин — Тополей, Паруса, Левобережного и других, поскольку помогут раствориться утренне-вечерним «хвостам», напоминающим очереди за хлебом военных времен. (К слову, «короткое» метро областного центра в состоянии обслужить жителей только нескольких массивов, расположенных в одном конце города.) Еще одна положительная особенность — новые экономичные автобусы позволяют без особых финансовых затруднений перевозить льготников.
Городской голова Днепропетровска Иван Куличенко развязку гордиева узла транспортных проблем видит в выходе на все городские маршруты по меньшей мере 600 таких машин. По расчетам, они смогут безболезненно заменить микроавтобусы-такси.
Широко закрытые глаза чиновника
Городские власти признают, что проблема перевозки населения существует. Но благих намерений недостаточно для ее решения. Известно, что по меньшей мере 14 автотранспортных предприятий различной формы собственности так и не выполнили условия прежнего тендера о перевозке в автобусном режиме за полтинник. Более того, если раньше предприятия получали разрешения на перевозку пассажиров и соответствующим образом выполняли свои обязанности, то сейчас наблюдается совсем иная картина.
Нарушители, которых горисполком лишил права на работу за невыполнение условий прежнего тендера по перевозке льготных категорий, по-прежнему на коне. А в опале оказываются те самые перевозчики, которые уменьшили цену на билеты и стали возить всех льготников.
Автор этих строк с удивлением выяснил, что работа городских маршруток на 70% закрыта огромной «тенью». Полным ходом идет распродажа прав на перевозку… Продавцы — сами перевозчики. Такса на одну машину по разным оценкам колеблется от 500 до 1500 гривен в месяц в зависимости от привлекательности маршрута. Чтобы покрыть расходы, хозяева маршрутов увеличивают, вопреки полученной лицензии, численность машин на линии, уплачивая только легальный 120-гривневый налог.
Неужели всего этого не знают в инспекции по вопросам пассажирских перевозок? Ой ли… Попытка поговорить с главой управления транспорта горсовета Василием Маципурой оказалась безуспешной — мы не услышали на вышеупомянутые темы ничего кроме отговорок. Секретарь же горсовета Сергей Михайлович Костюченко занят до такой степени, что встретиться с прессой ему недосуг.
Кто по несчастью бывал в Днепропетровской областной детской больнице, онкоцентре или родильном доме № 2, тот знает, как трудно туда добраться или оттуда уехать. В ответ на отправленную еще 3 февраля 2003 г. просьбу 66 медиков о введении нового маршрута они получают формальную отписку: «…Сообщаем, что городские магистрали перегружены… и связать все жилмассивы с предприятиями, культурными учреждениями, больницами…, маршрутами, обеспечивающими беспересадочные поездки, невозможно. Все предложения по открытию новых маршрутов будут рассматриваться в комплексе при оптимизации маршрутной сети, после изучения пассажиропотоков».
Интересно, каким образом тяжело больной человек, не имеющий персонального авто, должен добираться, скажем, в онкоцентр с несколькими пересадками?
Тем временем бытует мнение: надо вернуться к старой советской, да что там — по сей день существующей мировой системе городских транспортных перевозок автобусами средней и большой вместимости. Маршруты должны быть преимущественно сквозными, пересекающими Днепропетровск из одного конца в другой. Движение должно осуществляться строго по графику, с определенными в соответствующих местах остановками. А маршрутные такси-микроавтобусы станут вспомогательным транспортом. К слову, лет 30 назад маршрутки уже «бегали» по Набережной Ленина, заполняя извозную нишу между троллейбусом и «Волгой»-такси. Что характерно, при минимуме личных авто никто тогда в микроавтобусы особо не рвался, поскольку общественный транспорт ходил ритмично.
Объективности ради стоит заметить, что после приостановки работы на троллейбусных маршрутах №11 и 13 начальник управления транспорта горсовета В.Маципура издал 24 ноября 2003 года приказ о дублировании этих маршрутов автобусами большой вместимости с перевозкой в них льготных категорий граждан. Это, пожалуй, единственный позитив на сегодняшний день.
Слышащий да услышит
Бесконечный поток жалоб избирателей на работу городского транспорта привлек внимание девяти народных депутатов от Днепропетровщины. В своем письме на имя городского головы они серьезно озаботились положением дел.
Всем понятно: назрела настоятельная необходимость резко улучшить на городском транспорте финансовую дисциплину и уплату реальных налогов, покончить с коррупцией в этой сфере. И, разумеется, пересмотреть направления и количество маршрутов с действенным контролем за техническим состоянием транспорта. Во главу угла своих требований депутаты по-прежнему ставят обеспечение гарантий перевозки льготных категорий населения, включая проезд школьников и студентов по льготным тарифам. Кроме того, на коротких маршрутах цена билета не должна быть выше 50 копеек. И, безусловно, рейтинг претендентов в будущем тендере должен быть определен по реальному техническому, организационному, а не только финансовому положению предприятий.
Причем тендер на перевозки должен быть абсолютно открытым, надо привлечь к обсуждению депутатов всех уровней, представителей громад и журналистов не только на страницах газет и ТВ, но и конкретно в конкурсной комиссии. Более того, рассматривать заявления участников тендера должны самые заинтересованные лица — жители города. Им же и определять победителей.