После агонии старого руководства Государственной таможенной службы (ГТС) в феврале нынешнего года новое руководство этого ведомства демонстрирует шаги, которые робкий наблюдатель со стороны мог бы определить как прогрессивные. Верится с трудом, но факт: ГТС принялась ликвидировать свои письма и приказы. Те самые, которые раньше, как утверждают субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сводили на нет прогрессивные положения Таможенного кодекса (ТК). А во многих случаях и противоречили ему.
Долой письма и приказы!
Так, недавно Гостаможслужбой был досрочно ликвидирован приказ № 85 от 11.02.05 г. «О проведении операции «Экспорт». Этот приказ при прежнем руководстве ГТС превратился в сплошную экзекуцию для предпринимателей, занятых не только экспортом, но и импортом. Документ стал инструментом затягивания досмотра грузов. Тщательность досмотра доводилась чуть ли не до уровня «отдельной конфетки» в партии. От каждого экспортера (импортера) требовался цифровой фотоаппарат для фотографирования своего транспортного средства и багажа. Товары массово направляли на экспертизу, каждый раз заново определяли коды одних и тех же грузов, которые вывозятся (и ввозятся) годами. Был спровоцирован искусственный простой машин.
Как бальзам на рану экспортерам — отмена письма ГТС от 16.02.05 г. Согласно этой бумажонке, автомобильному транспорту при перемещении товаров по таможенной территории Украины были «рекомендованы» жесткие сроки доставки «в таможню назначения». Скажем, «при перевозке на расстояние от 500 до 1000 км — 2 суток». При этом не учитывалось, что может произойти поломка транспортного средства, оно может попасть в аварию, подвергнуться нападению и т. д. Таможенника не волновало, почему автоперевозчик не уложился в «физкультурный норматив». Поэтому на «нарушителя» с удовольствием налагался штраф… Или «вопрос нужно было как-то решать».
С оптимизмом должны воспринять предприниматели приказ №175 от 16.03.05 г. «Об утверждении положений о советниках главы Гостаможслужбы Украины и начальников таможенных органов на общественных началах». Как следует из преамбулы этого документа, теперь к деятельности отечественной таможенной службы будет привлекаться общественность. Представителям последней предоставляется возможность следить за соблюдением таможенного законодательства Украины, бороться с контрабандой и нарушением таможенных правил, препятствовать коррупции таможенников.
Что останется
на тщательный досмотр
И.о. начальника Западной региональной таможни (ЗРТ) З.Бурычко в придачу к вышеупомянутым трем уже неактуальным документам предоставил собкору «ЗН» немалый перечень ликвидированных приказов и писем. Отрадно. Однако юристов-практиков это не очень радует. Ведь ликвидация ведомственных документов, мешающих честным предпринимателям работать, — дело благородное, но уж очень длительное. Поскольку таких бумаг достаточно много. Их полный перечень одномоментно выявить и отменить практически невозможно. Некоторые письма и приказы могут быть выявлены и отменены спустя полгода, год и больше. А специфический внутриведомственный документ, ограничивающий оформление определенного специфического груза, имеет шанс быть обнаруженным и ликвидированным, лишь когда под его действие попадет декларант, решивший поработать с соответствующим грузом. При этом декларант должен оказаться принципиальным — он должен обратиться лично к руководящим органам таможни, обращая их внимание на коллизию.
Поэтому юристы предлагают действовать от противоположного. Они рекомендуют сосредоточиться на исполнении «тех норм, которые таможня обязана выполнять», т.е. документов, зарегистрированных в Министерстве юстиции. А все ненормативные бумаги просто отбросить. Правда, и такой подход неидеален. Так как среди документов, зарегистрированных в Минюсте, тоже встречаются противоречащие законодательству. Говорят, был период, когда министерство не очень педантично исследовало направляемые ему проекты. Эту категорию писем и приказов, согласно утверждению практиков, тоже нужно корректировать.
Бизнес дает задание государству
Видимо, учитывая отмеченную трудность при выявлении «устаревших приказов и писем», нынешнее руководство ЗРТ провело круглый стол с участием «представителей предприятий, которые предоставляют услуги в области таможенного дела, и субъектов внешнеэкономической деятельности». Справедливости ради нужно отметить, что круглые столы ЗРТ проводила и раньше, раз в год. Однако они были бутафорскими. Этот же стал первым такого рода мероприятием, на котором были сделаны вполне реальные шаги. Они, будем надеятся, повлияют на процедуру растамаживания.
Во всяком случае предприниматели, принимающие участие в мероприятии, прямо бросали таможенникам: «Мы пришли сюда критиковать! Мы теперь не будем это спокойно воспринимать!» Под словом «это» участники круглого стола подразумевали: а) практику склонения предпринимателей к сотрудничеству с коммерческими структурами, которые буквально «облепили» таможню; б) превалирование на таможне внутренних инструкций над законодательством. Помимо критики предприниматели высказали целый ряд предложений по изменению работы таможенного ведомства.
Работники ЗРТ составили протокол и одобрили решения круглого стола. Решено направить в адрес Кабмина, Гостаможслужбы и ЗРТ перечень из 26 вопросов-требований субъектов ВЭД.
Перед Кабмином поставлены задачи: 1. Ликвидировать показатели поступлений налогов и сборов в госбюджет, которые выполняются таможенными органами. Эти показатели — фактически план, толкающий таможенников на соответствующую изобретательность в выбивании денег. 2. Упростить системы сертификации органами Госпотребстандарта, в том числе процедуры признания иностранных сертификатов (в первую очередь стран ЕС).
Гостаможслужбе предложено: 1. Ликвидировать перечень товаров, которые подлежат обязательной лабораторной проверке. Такие проверки осуществлять только в спорных случаях первой поставки по условиям внешнеэкономического контракта, а в дальнейшем — по принципу неожиданности, избирательности, анализа и селекции рисков. 2. Разработать тарифы для платных услуг, которые могут предоставляться таможенными органами. 3. Внести предложения по ликвидации нормативных актов и инструктивных писем Гостаможслужбы под грифом ДСП касательно процедур таможенного оформления товаров широкого потребления.
* * *
Хочется верить, что большая часть данного перечня вопросов будет воспринята соответствующими ведомствами адекватно. И процессу детенизации работы таможни не помешает то обстоятельство, что высшее руководство страны с головой уйдет в предстоящие парламентские выборы и выпустит из-под контроля процесс демократизации таможенного ведомства. Хотя, по мнению аналитиков, такая опасность все же существует.
P.S. В результате последней проверки нормотворчества ГТС Минюст выявил незаконную практику издания инструктивных писем, устанавливающих новые правовые нормы. Кроме того, Гостаможслужба не подала в Минюст 61 акт, который в обязательном порядке подлежал госрегистрации…