UA / RU
Поддержать ZN.ua

400 МИЛЛИОНОВ ПИШЕМ — МИЛЛИАРД В УМЕ

Рецептов спасения украинской экономики и выведения ее из кризиса за последние годы предлагалось немало...

Автор: Александр Рожен

Рецептов спасения украинской экономики и выведения ее из кризиса за последние годы предлагалось немало. К настоящему времени многие экономисты, производственники, банкиры сходятся на одном - необходимо как можно быстрее приступить к реализации инновационных проектов. Здесь таятся возможности, реализация которых откроет путь нашей стране к возрождению. Вот только с чего начать?

Известный экономист Владимир Лановой считает, что рычагом, с помощью которого можно поднять промышленное производство, должно стать машиностроение. Для этого не нужно полностью задействовать весь потенциал, доставшийся нам в наследство. Достаточно поднять 50-60 передовых предприятий, способных производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Они создадут спрос на внутреннем рынке, и начнется долгожданное возрождение.

На вопрос, где достать необходимые для этого средства, ответ у Владимира Ланового тоже есть - потуже затянуть пояса государственным чиновникам. По его расчетам, государство может ограничить траты непродуктивного характера, которые могут составить до 25% бюджета. Вот эти деньги, обычно идущие в песок, следует заставить работать на подъем экономики.

Заместитель министра промышленной политики Вадим Лящев видит огромные перспективы в развитии некоторых направлений украинской металлургии, обладающих уникальными технологиями. Продукция этой отрасли уже доказала свою конкурентоспособность на мировых рынках. Ее охотно берут не только в Азии, но и в Европе. Даже Германия готова резко увеличить закупки изделий украинских металлургов.

Не менее интересные перспективы готовы обосновать стратеги нашего агропромышленного комплекса, большой химии, судостроения, имеющих свои уникальные наработки...

Министр по делам науки и технологий Владимир Семиноженко предлагает еще одну концепцию - опереться на передовые нетрадиционные технологии. Только здесь, по его мнению, можно надеяться на действительно стремительный прорыв, который позволит достичь годового роста экономики страны в I0% и более. В чем же состоят особенности этой концепции?

Намечается война технологических укладов

- Инновационные проекты, - подчеркнул Владимир Семиноженко, - в прогрессе экономики сегодня играют особую роль. Причем важно понять, что дело не только в освоении научных знаний и технологий, - нужно прежде всего создать условия выгодности занятия этим. Если в США кто-то организует новую фирму, то пять лет, насколько я знаю, не платит налогов.

У нас иная ситуация. Нет четкой льготной инновационной политики. Зачем человеку рисковать, создавая инновационные фирмы, когда, ничем не рискуя, можно заняться перепродажей готового?

Но для занятий оригинальным нужно рисковать, надрываться. Нужна хорошая база. Нужны толковые люди. Нужно, чтобы занятие было вмонтировано в современное развитие отраслей. А у нас очень консервативное развитие. Скажем так - мы хотим внедрить новый метод изготовления лекарств, так как биотехнологи создали генную технологию лечения диабета. Это означает, что мы должны вторгнуться в традиционный метод производства инсулина и занять чужую нишу. А это уже чревато...

Есть понятия: торговые войны, информационные войны, а здесь вроде бы намечается война технологических укладов. Мы должны создавать условия для побед технологиям более высокого порядка, за которыми будущее. Однако это пока не закреплено ни в налоговом законодательстве, ни в реальных действиях. Кроме того, нет предпринимательских рычагов, которые обеспечили бы успех.

То, что не удалось сделать предыдущему парламенту

Первая ласточка, которая наметилась за последние годы, - инновационные центры должны поддерживаться законом об обложении прибыли. Первые три года они должны платить только пятьдесять процентов в том случае, если попадут в реестр Миннауки и будут признаны выполняющими инновационную работу. Но закон проходит тяжелейшее согласование, потому что у нас порочная система - никому не давать никаких льгот. Так нельзя. Политика приоритетов предполагает, что по инновационным проектам должен даваться зеленый свет. Смельчакам нужно идти навстречу.

Кстати, здесь все можно оценить в точных цифрах и взвесить будущий эффект - если эти льготы дают прибыли для накоплений, то это приведет к быстрому росту экономики, что сделает страну цивилизованной. Темпы роста для нас нужны не меньше, чем 10-15% в год, чтобы догнать хотя бы за 10 лет уровень европейских стран. Такая количественная постановка задачи позволяет трезво подойти к оценке рычагов, которые сегодня имеем. К примеру, черная металлургия дает объем, но у нее нет рентабельности, кроме того, неприятные экологические последствия. Поэтому потенциально следует рассматривать уменьшение выплавки от 50 до 30 млн. тонн в год.

Отрасли, которые у нас не развиваются или обладают низкой рентабельностью, необходимо перекрыть быстро развивающимися направлениями. А что способно быстро развиваться? Энергетика?

Нет, чтобы она вернула вложенные средства, нужно 10-15 лет. Постройте самую современную атомную электростанцию или традиционную с новыми методами сжигания, и все равно она отработается за 10-15 лет. Значит, столько времени страна будет в убытке.

- А если взять малую энергетику, которая у нас столько потребляет, но очень неэффективна?

- Все равно это даст малый процент роста. Не следует обольщаться и по поводу возможностей альтернативной энергетики. Она хороша при локальном применении и никогда более 4-5% от всей энергетики не даст, поэтому ее вклад в экономику роста минимальный. Сегодня нужно стимулировать те сферы, которые могут быстро развиться.

Что сегодня сулит наибольшие прибыли?

- Биотехнологические производства, к примеру. Это колоссальная сфера, которая приводит к стремительному экономическому росту.

Ко всему нам следует усвоить необычную для нас мысль - деньги живут своей жизнью. Они могут содействовать быстрому росту страны, если разумно использовать ну хотя бы имеющиеся у нас возможности транзитной зоны для финансовых потоков.

Нужно присмотреться к сфере различных услуг, в том числе и к рынку информатизации. Прекрасные перспективы у нас в развитии пленочных технологий, новых органических материалов, вообще функциональном материаловедении. Украине, обладающей прекрасными научными кадрами, следует ориентироваться на те направления, где максимальная доля умственного труда в единице продукта. Сейчас у нас создается производство сапфиров. Оно одно из самых передовых и крупнейших в Европе.

- И есть рынок?

- Продаем сто процентов сапфира. Создан специальный оптический сапфир высокого качества, в производстве которого Украина имеет большой приоритет. Хотел бы обратить внимание и на иммунокорректоры. В этой сфере мы тоже можем блистательно сработать. В Институте микробиологии прекрасно отработано направление молочнокислых бактерий - сфера консервации и так далее. Перебросьте ее на всю нашу экономику сельского хозяйства - это колоссальные вещи. Здесь большие масштабы применения.

Вообще трудно переоценить прогресс буквально в ближайшие годы в области растениеводства и животноводства. На этом направлении экономический эффект измеряется даже не миллионами, а миллиардами! Причем диапазон очень широк - от создания новых азотфиксирующих растений до высокопродуктивных пород животных. У нас очень интересные достижения в создании экологически чистых лекарственных растений. Среди разработок, сулящих наибольший экономический эффект, я бы выделил трансгенные сорта картофеля. Здесь у украинских генетиков есть интересные наработки.

Горе от ума

События, о которых рассказал министр-академик, конечно, могут вызвать «чувство глубокого удовлетворения» достижениями нашей науки. Но тогда возникает традиционный вопрос - если мы такие умные, почему такие бедные?

Добившись прекрасных результатов на стадии исследования и даже разработав иногда вполне пристойную лабораторную модель, наши ученые, как правило, дальше не идут. Объяснение простое - сравнительно небольшие деньги на престижные фундаментальные исследования в государстве находятся, но выделить необходимые средства на то, чтобы запустить перспективную разработку в производство, а тем более довести до такого уровня, чтобы оригинальное изделие стало конкурентоспособным на мировом рынке, решиться трудно. Не разработан даже механизм продвижения в промышленность. Среди наших ученых стоит буквально стон - многие из них готовы обвинять кого угодно: собственное государство, «коварство» мецената Сороса, международный валютный фонд в кознях против украинской науки.

Понятно, что я не мог не поинтересоваться, что думает по этому поводу министр.

- Среди наших ученых действительно есть немало профессионалов высочайшего класса, которые могли бы оказать честь престижным лабораториям. И, кстати, сегодня немало коллег работает за рубежом. Но очевидно и другое - мы не можем больше позволить себе распылять и без того небольшие средства по колоссальному кругу проблем, над которыми работали ученые, то есть заниматься фактически всем и ничем.

Бедность порождает бедность. Нужно определиться и сосредоточиться на главном. Необходимо заняться тем, что быстро дает результат. Только четыре-пять главных направлений. Вот чем должно заниматься наше министерство в рамках целевых программ.

- Но для инноваций нужны деньги. Где их взять?

- Для инноваций прежде всего нужна воля и умные головы, а деньги можно найти. Причем вовсе не обязательно оглядываться при этом на заграницу. Можно поначалу обойтись своими ресурсами. Только правильно их использовать. Кстати, эта мысль находит все большее понимание.

Приведу в качестве примера такую хронологию - с конца 96-го года происходят удивительные вещи - исчезают в Украине отраслевые инновационные фонды. Решением правительства прикрывается Государственный инновационный фонд. Он даже не планируется в бюджете на 97-й год. Исчезает единственный внутренний источник инвестиций для нововведений. То есть в момент, когда страна нуждается в источниках создания собственных промышленных и научных инноваций, эта сфера убирается напрочь. Остаются только внешние источники, а они без определенных стимулов, думаю, не двинут Украину по самостоятельному пути развития как технологической страны.

Однако в течение 97-го ситуация начинает восстанавливаться принятием трех законов, которые ставят инновацию в ранг государственной политики. Происходит это с большим скрипом, но дело движется. Вектор однозначно определен - на развитие инновации. На 98-й год имеем 400 миллионов гривен на инновации. Не хочу вас утомлять экономическими расчетами, но они показывают, что с помощью правильно вложенных в инновационное производство средств вы только в бюджет получите больше денег, чем вложили. Кроме того, деньги вернутся и после осуществления проекта. Это произойдет, как правило, через 2-3 года. Прибавьте еще 400 миллионов. Накопление идет каскадами. При таких раскладах на условиях обязательного возвращения кредитов у нас одна гривня в течение года даст минимум 2-2,5. Через три года она даст от 6 до 10 гривен. Придумайте какую-нибудь операцию, кроме чисто спекулятивной, которая давала бы такой прирост!

Инновационное производство создает темпы роста 100% в год. А мы говорим, что нам нужна экономика, которая росла хотя бы на 10% в год. Давайте же инновационными проектами перекрывать бреши, которые есть в других направлениях. Таким образом мы сможем сделать экономику нормального роста, где бы за 10 лет достигли уровня Испании, Португалии.

Те самые,

«с крылышками»

В мире идет жесточайшая борьба, в первую очередь, за свой рынок. Никто не отдает его просто так, как это сделали мы. У нас на каждом шагу валяются буквально золотые слитки под ногами. Только гигиенические материалы в Украине - это свыше 700 миллионов гривен в год. И этот колоссальный рынок отдан на откуп иностранным производителям...

- Это что, знаменитые «прокладки с крылышками»?

- И это тоже. Плюс вата, плюс марля. Причем у нас все есть для собственного производства. Только отбеливателя нет. Но это же можно быстро решить минимальными усилиями и достичь при этом высочайшей рентабельности. Здания у нас есть. Достаточно закупить соответствующие линии, потратив на это 200 миллионов гривен, то есть половину ресурсов Инновационного фонда, чтобы быстро наладить собственное производство. И эта продукция у нас уже имеет рынок. Она не будет лежать на складах.

На примере гигиенических материалов видно, какие колоссальные убытки несем, отдавая свой рынок. И для этого надо прежде всего понять: страшно неэффективно тратить средства, но еще страшнее - не создавать эффективного производства и терять возможности.

И тогда придет время поднимать бокалы?..

Застарелой особенностью нашего общества является то, что никогда не найдешь ни автора закона, который «раздевает» рядовых граждан, ни героя идеи, приведшей к катастрофическим последствиям. Зато когда малейший успех забрезжит на горизонте - толпы с криками «это моя идея!» могут затоптать реального автора, который неосторожно денно и нощно копошится у своего детища.

Чтобы не было сомнений в авторстве, когда придет время поднимать бокалы с шампанским за успех инновационной политики, я попросил Владимира Петровича собственноручно на министерском бланке запечатлеть расчеты, подтверждающие все выше обсуждавшееся, поставить число и тут же расписаться.

Документ я положил в тщательно хранимую папку: чем черт не шутит - вернется 400 миллионов гривен миллиардом в казну, на следующий год начнется новый цикл роста, кончится спад, заработает украинская экономика, достану я из папки бумагу и покажу всем - страна должна знать своих героев. Не обмануться бы только ( в который раз!) в своих радужных ожиданиях.