UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖАТВЕННЫЙ «СОЛЯРИС»

Знакомый комбайнер Григорий днем с огнем (хотя это и небезопасно!) ищет «солярис», а попросту — солярку, которой мечтает напоить «лошадки» своей латаной-перелатаной «Нивы»...

Автор: Владимир Чопенко

Знакомый комбайнер Григорий днем с огнем (хотя это и небезопасно!) ищет «солярис», а попросту — солярку, которой мечтает напоить «лошадки» своей латаной-перелатаной «Нивы». Григорий уверен, что именно так — «солярис» — звучит на греческом дизтопливо. Он прослышал, что греческая компания Polestar Compania Maritima S.A. к началу июля импортирует в Украину 60 тыс. тонн этого самого «соляриса» и очень рассчитывает заполучить хотя бы бочку. И пусть он дороже (1700 грн./т по сравнению с 1300 грн./т за дизтопливо, изготовленное из нефти украинской добычи), а куда деваться. Рад и этому «подарку», поскольку на сегодня из 1,5 млн. тонн светлых нефтепродуктов, необходимых для всего жатвенного процесса, в наличии только 200 тыс. На внутреннем рынке можно купить еще 270 тыс. тонн. Но они остаются невостребованными ввиду отсутствия кредитов у сельхозпроизводителей.

Вообще-то, если бы меня «кинули» так, как в прошлом году греческих бизнесменов, я бы не стал плакаться в жилетку Президенту. Я бы больше не потыкался на эту «бандитскую» территорию и не то что десятому — каждому заказал бы. Но сыны Эллады хоть и настойчивы, но все же джентльменских кровей: долги долгами, а подсобить дизтопливом в страду согласились в охотку. Правда, в этом году Polestar Compania Maritima S.A. стала умнее-мудрее и сама подобрала украинских операторов-компаньонов.

Конечно, 60 тыс. тонн дизтоплива из страны, где все есть, — капля в украинском солярочно- бензиновом море. Общая потребность сельхозпроизводителей в светлых нефтепродуктах на 2000 год составляет 4,3 млн. тонн, из них на уборку — 1,5 млн. В пропорциональном соотношении это выглядит так: 2/3 дизельного горючего и 1/3 бензина, в основном А-76. В начале года, сопоставив свои аппетиты с возможностью рынка нефтепродуктов в Украине, МинАП констатировало вероятность провала весенне-полевых работ. По состоянию на 29 февраля, аграриям было поставлено 4,8 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, или 6,8% запланированного на этот месяц объема — 70 тыс. тонн. В ходе совещания в правительстве 28 февраля вице-премьер Михаил Гладий заявил, что «правительство будет ставить вопрос о снятии с должностей директоров» тех НПЗ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. По состоянию на 29 февраля в правительственной программе обеспечения АПК нефтепродуктами участвовало 18 операторов, среди которых компании «Энергоимпекс», «Рейлин», «Агротех», «Украгротех», «Агроинвест», «Укрнефтепродукт», «Еврокрым». Но страшилка «снятием» никак не улучшила ситуацию.

29 февраля премьер-министр Украины Виктор Ющенко подписал постановление о выделении реформированным сельхозпредприятиям из правительственного резервного фонда 50 млн. грн. на закупку горюче-смазочных материалов для проведения весенне-полевых работ. Но и этих мер оказалось недостаточно. Февральские цены подскочили до 2 тыс. гривен за тонну дизтоплива, бензина — еще выше. Постановление №2307 обязывало выделить Министерству аграрной политики 2 млн. тонн нефти и газового конденсата отечественной добычи, что составляет свыше миллиона тонн светлых нефтепродуктов. Надо сказать, что это постановление исправно «отработало» три месяца: февраль, март и апрель. Увеличились объемы, стал наблюдаться откат цен: за тонну солярки платили уже 1400—1450 гривен. Более того, по предложению МинАП парламент Украины принял закон «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов», предполагающий льготный режим налогообложения. Согласно ему импорт в Украину сырой нефти до 1 января 2001 года и дизельного топлива до 1 июня 2000 года освобождались от уплаты ввозной пошлины и НДС. До 1 июня продажа дизельного топлива, изготовленного нефтеперерабатывающими предприятиями Украины с использованием сырья любого происхождения, освобождалась от уплаты акцизных сборов и сбора в Государственный инновационный фонд, а при переработке импортного сырья на давальческих условиях — от уплаты ввозной таможенной пошлины.

По «солярису» предусмотрительные минаповские чиновники, учитывая предстоящую жатву, просили продлить льготный срок до 1 октября. Но Минфин и Минэкономики были непоколебимы: у операторов предостаточно времени, чтобы насытить рынок и тем, и другим. На сев октановых чисел хватило, а вот накопить на уборку не успели. Тем временем первоиюньская льгота кончилась и мониторинг рынка нефтепродуктов засвидетельствовал повышение цен, в первую очередь на столь необходимое селу дизтопливо — 1450 и даже 1500 гривен за тонну. Стратеги Министерства аграрной политики оказались правы. Ситуацию нужно было корректировать мгновенно.

Я не припоминаю другого случая, чтобы в обычный «заседательный» день — 13 июня, а не «голосовальный» четверг депутаты Верховной Рады так дружно — 275 голосами — поддержали предложение: ничего не меняя в предыдущем законе, продлить льготу до 1 октября только на ввоз дизельного топлива, так как свыше 2/3 его потребляет аграрный сектор. Народные избранники, понимая всю важность проблемы, пожертвовали даже регламентом. Не все, правда… На следующий день в прессе появились экивоки в адрес аграрного лобби в ВР: мол, это оно сделало «дыру» в бюджете...

Хотя я бы проблему с ГСМ для уборочного цикла рассматривал сквозь иную призму. Собственно говоря, всех причастных к жатве сегодня беспокоит не столько отсутствие «горючки», сколько нехватка кредитов. Именно финансовый вакуум перекрыл краны страждущим приобрести даже то мизерное количество топлива, которое имеется сейчас на рынке. Из-за денег страда может серьезно «страдануть».

В предыдущие годы сельское хозяйство ходило в кредитной рубашке S-размера: ему доставалось лишь 0,02% общего объема кредитования экономики Украины. Сегодня мы заметно выросли: с «эски» — до XXL. В 1999 году кредиты составили 20 млн. гривен, а в текущем — 597 млн. Из них 402 млн. гривен получили непосредственно сельхозпроизводители. Лучше всех кредитный процесс налажен в Харьковской области, где задействованы 20 коммерческих банков, которые выдали 46,3 млн. грн. (105% ранее оговоренной суммы), Днепропетровской (40,6 млн. грн.), Кировоградской (30 млн.), Полтавской (26,3 млн.). Даже в самой маленькой по объемам аграрного производства Закарпатской области привлечено 9,6 млн. грн. И совсем мизерными на этом фоне смотрятся «успехи» Донетчины, руководители которой сумели «заарканить» только шесть банков с кредитным «дождем» в 10,1 млн. грн. (30% потребности). Судя по всему, здесь, как и в Ривненской, Хмельницкой и Ивано- Франковской областях, вообще не искали пути в коммерческие банки. Хотя в этой сфере действует режим наибольшего благоприятствования.

Закон Украины от 11 мая с.г. «О внесении изменений к закону «О Государственном бюджете Украины на 2000 год» выделяет 175 млн. грн. на частичную компенсацию ставок по кредитам коммерческих банков, которые предоставляются сельхозпроизводителям. Это дает возможность получить компенсационные кредиты в сумме 1,5—2,0 млрд. грн. 9 июня принято постановление Кабмина №935, снимающее практически все проблемные вопросы. Среднемесячная кредитная ставка составляет сейчас 1,2—1,5%. Кто предложит более выгодные условия? Этот льготный режим должен был подхлестнуть банкиров к сотрудничеству с аграрным сектором. Тем более, по данным Нацбанка, свыше 1 млрд. гривен кредитных ресурсов «гуляет». К большому сожалению, главная финансовая лошадка крестьян — банк «Украина» — уже не тянет ввиду отсутствия таковых. А «скакуны» порезвее не спешат бросаться в рискованный сельскохозяйственный аллюр.

По подсчетам областей, минимальная потребность в кредитах на период жатвы составляет 900 млн. грн. Коммерческие банки подтвердили участие в финансировании уборки и согласовали возможное предоставление на эти цели за счет собственных кредитных ресурсов пока что 140 млн.

Если же, не приведи Бог, кредиты «не сработают», какие тогда схемы поставок горючего будут подключены?

— А других и не предвидится. Бартер? Ему объявлен бой как врагу сельского хозяйства. Нужны «живые» деньги, — сказал Валентин Яковенко, замминистра аграрной политики.

Состояние дел по обеспечению ГСМ в разных регионах отражает разный уровень ответственности и организации этой работы во всех руководящих структурах. Если похвалы заслуживают Закарпатская, Ивано-Франковская, Луганская, Черкасская, Житомирская, Кировоградская и Хмельницкая области, то критики — Николаевская, Киевская, Тернопольская, Херсонская, АР Крым.

Кстати, именно в южном регионе на две недели раньше обычного пробил страдный час. Жатва идет на все большей площади. Знакомый комбайнер Григорий живет севернее, у него еще есть время поискать «солярис». Неужели и в этом году, как и в прошлом, хлеборобы будут мерять горючее… бутылками?

Да, в 1999 году из-за дефицита топлива Украина потеряла как минимум 3 млн. тонн зерна, что составляет половину годовой потребности страны в продовольственном зерне. Думаю, за такое количество стоит бороться!

Критическая масса солярочно-бензиновых паров продолжает накапливаться. Не взорвалась бы, как прошлой весной, из-за непоступления ГСМ. Тем взрывом из кресла «выбросило» тогдашнего министра агропромышленного комплекса Бориса Супиханова. Именно на него легла ответственность за срыв весенне-полевых работ. Действия министра АПК Леонид Кучма расценил как «экономическую диверсию». Жестокий приговор! Неужто история повторяется? Может, впору на кресло министра АП водрузить предупреждающее «Взрывоопасно!»?