UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зерновой шлагбаум

Застойные времена. Военный парад на Красной площади, за которым с трибун мавзолея наблюдают зарубежные гости...

Автор: Владимир Чопенко

Застойные времена. Военный парад на Красной площади, за которым с трибун мавзолея наблюдают зарубежные гости. Вслед за грозными баллистическими ракетами семенят три пожилых старичка в штатском. «А это кто?» — изумленно спрашивают Леонида Брежнева иностранные коллеги. «А-а-а, это стратеги из Совета Министров СССР... Они что угодно развалят!»

В умении завалить аграрный рынок, как вепря, нашим министрам также нет равных. До надуманных экс-руководителем МинАП 40 млн. тонн зерна, озвученных еще до начала уборочной страды, Украина пока недобирает почти десять миллионов. Неказистые «виды на урожай» вынудили правительство Януковича, которому памятен прошлый зерновой кризис, перестраховаться, притормозив отток зерна за рубеж. Лицензирование экспорта, со временем трансформировавшееся в квотирование, почти полностью стреножило внешнеэкономические контракты.

Разделяя обеспокоенность правительства насчет продовольственной безопасности Украины, вместе с тем освистываю меры — поспешные, противоречащие действующему законодательству, — которыми чиновники пытаются укрепить зерновой фундамент страны. К потерям зернотрейдеров добавился и подупавший имидж Украины как зернового государства. Об этом свидетельствует недвусмысленная реакция международных ассоциаций по торговле зерном и кормами (GAFTA), сельхозтоваропроизводителей в странах ЕС (Coceral), импортеров.

Как вы думаете, будет ли совестливый посол сидеть в меблированном офисе, попивая кофе Toaster Choice, если над дочерними компаниями транснациональных корпораций глумятся чиновники страны, где он проходит дипломатическую службу?! Именно поэтому Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Уильям Тейлор лично прибыл в Минагрополитики, дабы уведомить его руководителя Юрия Мельника: ограничения на экспорт зерновых нанесли заокеанским инвесторам серьезные убытки.

Для американских компаний, входящих в лидирующую десятку зернотрейдеров, внезапное введение лицензирования-квотирования, как снег на голову. Кабмин сперва вроде бы согласился на двухнедельную отсрочку, чтобы экспортеры могли адаптироваться, однако сроков не сдержал. В соответствии с постановлением правительства №1364 от 28 сентября, начиная с 3 октября и до конца текущего года, экспорт продовольственной пшеницы и смеси пшеницы с рожью подлежит лицензированию.

Вообще-то режим автоматического лицензирования, а именно к нему прибег Кабинет министров, никому ничего не запрещает. Принцип таков: если правильно оформлены документы (имеется соответствующее заявление, копии контракта с иностранным покупателем и спецификация к нему, копии свидетельства о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности), вам беспрепятственно выдают лицензию. Ради этого в МинАП создали комиссию в составе девяти человек. На первом ее заседании 4 октября был санкционирован экспорт 320 тыс. тонн пшеницы. С согласованиями на руках — в Минэкономики, поскольку именно это ведомство выдает лицензии.

Согласно приказу, комиссия МинАП должна была работать каждый день, однако собиралась она лишь трижды, в целом «благословив» на вывоз 540 тыс. тонн пшеницы. А первые разрешения из Минэкономики экспортеры получили только... в пятницу, 13 октября, а их еще нужно было развезти по портам.

Десять суток бездеятельности... 15 зерновозов на приколе в портах, ведь без лицензий запрещают не то что отдать швартовы, но и загружать зерном. Убытки (демередж) от суточного простоя 50-тысячетонного «панамакса» — 50 тыс. долл. Но эти суммы не сравнимы с неустойкой, которую придется уплатить за невыполнение сроков контракта, — порядка 1,8 млн. долл. Скопление вагонов непосредственно на терминалах, подъездных путях также влетает в копеечку — штрафные санкции за их задержку начисляются по двойному тарифу.

Из-за спровоцированного затишья южные порты почти на четверть недовыполнили план погрузочно-разгрузочных работ. Зерновые пробки не дают возможности своевременно переадресовывать и транзитные грузы, что вызывает справедливые нарекания отправителей. Все это заставило «Укрзалізницю» с 10 октября ввести запрет (конвенцию) на движение вагонов с пшеницей и ячменем в сторону черноморских портов.

Поняв «запретительную» бестолковость автоматического лицензирования, Кабмин во второй раз за два недели меняет правила игры на зерновом рынке, введя постановлением №1418 от 11 октября лицензирование квотное. В густое экспортное сито, кроме пшеницы и смеси пшеницы с рожью, попали еще и собственно рожь, ячмень и кукуруза. Определены объемы для вывоза: соответственно 400 тыс. тонн, 3 тыс., 600 тыс. и 600 тыс. тонн до конца календарного года. Если фуражные ячмень с кукурузой в какой-то мере влияют на продовольственную безопасность государства, то список следует пополнить еще и топинамбуром и пасленом. Аграрные чиновники утешают трейдеров: если урожай окажется пощедрее, то с нового года что-то и вам уделим. Но кто из перевозчиков всерьез сделает ставку на неопределенные контракты?

Отвергая упреки в администрировании зернового рынка, Кабмин прикрывается тем, что проект постановления по квотированию экспорта отдельных видов зерна подготовлен по итогам правительственных совещаний с участием центральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных общественных профессиональных организаций. Но как бы клерки ни ароматизировали упомянутые заседания, единодушием на них и не пахло.

Еще один аргумент исполнительной власти: международные документы позволяют временно ограничивать или запрещать экспорт, дабы предупредить или ослабить критический дефицит пищевых продуктов или других товаров, имеющих стратегическое значение для страны-экспортера. Я бы продолжил: при введении таких ограничений мировая практика предусматривает подготовительно-адаптационный период — 90—120 дней.

В конце концов, зачем «плавать» в зарубежном законодательстве, если есть отечественное — понятное и доступное.

Во-первых, Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», который так часто цитируют высокие мужи, предусматривает режим административного регулирования рынка зерна. Правда, по специальной процедуре — по представлению Аграрного фонда в Кабинет министров. Но оттуда никаких месседжей не поступало.

Во-вторых, согласно части 7 статьи 16 Закона «О внешнеэкономической деятельности», решение о применении режима установления квот (количественных или других ограничений) принимает Кабинет министров по представлению центрального органа исполнительной власти по экономической политике с определением списка конкретных товаров, экспорт которых подпадает под режим квотирования, периода действия этого режима и количественных или иных ограничений в отношении каждого товара. Вместе с тем, как следует из части 1 статьи 9 этого закона, утверждать список товаров, экспорт которых подлежит квотированию или запрещается, может лишь Верховная Рада. Поскольку она не принимала решения о включении зерна в список товаров, на которые может распространяться лицензирование или квотирование, то Кабмин, по сути, действовал через голову партнера.

В-третьих, готовя постановление №1364 от 28 сентября 2006 года, его авторы допустили (случайно или умышленно?) произвольную формулировку названия товара — «продовольственная пшеница и смесь пшеницы и ржи (меслин)». Ведь, согласно УКТВЭД, коды 1001 10 00 90 и 1001 90 99 00, указанные в постановлении, относятся к «пшенице и смеси пшеницы и ржи (меслин)».

И, наконец, в-четвертых. Оба постановления могут аукнуться Украине и в ЕС, и в ВТО. По моей информации, Европейская комиссия в Брюсселе намерена инициировать рассмотрение лицензирования и квотирования экспорта украинского зерна на саммите ЕС — Украина и напомнить нашим высокопоставленным мужам о соблюдении международных правил и стандартов, принятых ВТО, особенно в контексте возможного вступления Украины в эту организацию. При таком развитии событий депутатам можно и не торопиться с принятием 21 ВТОшного законопроекта.

Об этом шла речь и в разговоре Уильяма Тейлора с Юрием Мельником. С американским послом могут солидаризироваться немецкий и швейцарский коллеги, поскольку и перед их компаниями Кабмин опустил зерновой шлагбаум. Такие действия иначе, как нарушением договорных отношений Украины в сфере международных двухсторонних договоренностей о содействии и взаимной защите инвестиций, не назовешь.

При грамотных юристах иностранные компании через суд могут заставить Кабмин еще и возместить в полном объеме убытки, причиненные регуляторными актами, которые нарушили права инвесторов и повлекли невыполнение экспортных контрактов. Именно такое наказание предусматривается Законом «Об инвестиционной деятельности». Да и наши трейдеры, при желании, вооружившись Гражданским кодексом, могут посоревноваться с, по сути, неподсудным центральным исполнительным органом. Собственно, так оно уже и случилось. 18 октября несколько компаний подали в Хозяйственный суд г. Киева исковое заявление к Кабинету министров о признании незаконными и отмене обоих правительственных постановлений — №1364 и 1418.

Я уж не говорю о том, как оценят чиновники ЕС такую «гармонизацию» нашего законодательства с законодательством Евросоюза, а ВТО — нетарифные методы, являющиеся показателем «рыночности» экономики. Адвокатское объединение «Волков и партнеры» выловило в кабминовских постановлениях столько «блох», что с лихвой хватит для пособия «Как не руководить государством».

Можно ли было обойтись без ограничений? На безответственном зерновом прогнозе, составленном экс-министром, выстраивали свои экспортные планы и зернотрейдеры. Перед ними маячила цифра 13 млн. тонн — объемы вывоза в пределах прошлогодних... Но Украину накрыл недород. Нынешнее руководство аграрного ведомства кивает на климатические условия, растянувшие жатву, как гармошку, почти на два месяца, дожди, залившие западные области. Потому-то прогноз зерновых и «переверстали» в сторону уменьшения, и если выйдем на рубеж 35,4 млн. тонн (вместе с кукурузой), считайте, будем на коне.

Объективности ради, зона Полесья, в которую входят семь областей (Волынская, Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ривненская и Черниговская), ежегодно засыпает во всеукраинские закрома почти 2,5 млн. тонн зерновых. Где растеряли еще столько же до плановых 40 млн. тонн?

Видимо, нехватку следует искать в других статистических графах. Осенью 2005-го посеяли озимых лишь 86,2% против 2004 года. В разрезе областей показатели еще ниже: Херсонская — 71,8%, Черновицкая — 72,5, Хмельницкая — 73,4, Ивано-Франковская — 73,7%... Увеличению посевных площадей не поспособствовала даже возросшая бюджетная поддержка.

В целом же производство зерновых и зернобобовых культур (включая кукурузу) сократилось в 21 регионе. Наиболее существенно — в Луганской (на 37%), Харьковской и Черновицкой (28) и Сумской (27%) областях.

Но даже откорректированный баланс не дает оснований наглухо опускать зерновой занавес.

Не знаю, каким алгоритмом составления зерновых балансов пользуется Василий Моцный, замминистра МинАП, но цифры у него явно завышенные: на продовольственные нужды — 7,3 млн. тонн, которых хватит с лихвой стране с 60-миллионным населением. Нашим пекарям из года в год требуется 5 млн. тонн зерна: 3 млн. тонн — третьего класса и 2 млн. — четвертого. Излишки списали на птицеводство и скот — 14,5 млн. тонн. И это притом, что по состоянию на 1 октября с.г. крупного рогатого скота стало меньше на 1,5% против 2005 года, коров — на 6,8%.

Зерновой прочности ради МинАП планирует даже удвоить переходные запасы — порядка 4 млн. тонн, чего раньше никогда не делало. Распихав по амбарам и закромам зерно, аграрное ведомство соглашается: 3 млн. тонн пшеницы можно безболезненно экспортировать. Трейдеры вывезли 1,7 млн. Следовательно, остаются еще 1,3... Но правительство ввело лицензирование и квоты.

Их таинственное появление породило немало домыслов. Первая версия: аграрный министр, которого связывают с представителями куриного бизнеса, таким образом решил перекрыть канал сбыта зерна, которое на внутреннем рынке из-за повышенного предложения упадет в цене и станет легкой добычей для птиц. Вторая версия: в сравнительно дешевом зерне нуждаются и хлебопеки, и производители спирта. Зернотрейдеры же, конкурируя между собой, только за неделю подняли цену на пшеницу почти на 20%, вынудив не отставать и мельников. Соответственно возросла и стоимость муки. Вслед за ней прогнозируют подорожание хлеба: на 15—20 копеек за килограмм в течение полугодия. Естественно, такая перспектива высоким чинам не понравилась. Короче говоря, нашептывание кабминовских ушей не прошло бесследно. Ведь как тогда можно объяснить тот факт, что экспорт зерна запретили, а муки — нет?

По третьей версии, с помощью зерновых квот Кабмин пытается выбраться из тупика, куда его загнали зернотрейдеры с надоевшим возвратом НДС. Нет экспорта — нет и проблем с возмещением. Но самой вероятной считаю версию, связанную с... неофициальной просьбой чиновников к зернотрейдерам «поделиться» уже приобретенным зерном. Правда, по заниженной цене — на 20 долл. дешевле. Сперва речь шла о 200 тыс. тонн, а потом — и обо всех 900. Компании наотрез отказались от «государственного бизнеса»: покупали по 880 грн. за тонну, а их заставляют продавать Аграрному фонду по 777. Отсюда все и пошло.

Знаю фирму, в которой вместе с уборщицей работают 19 человек. За сезон она покупает полмиллиона тонн зерна. А каковы штаты Аграрного фонда, ГАК «Хлеб Украины» и Госрезерва и их достижения? Если потрясти Аграрный фонд, из него выпадет несколько зернышек. Согласно распоряжению Кабмина №474 от 30 августа 2006 года, фонд должен был закупить в госпродрезерв 400 тыс. тонн продовольственного зерна. В наличии — 30,1 тыс. тонн (7,5%).

Если бы работники Аграрного фонда четко улавливали колебания мировой конъюнктуры, знали, что общемировой урожай пшеницы в этом году сократится по сравнению с прошлым почти на 5% — до 588 млн. тонн, на что мгновенно отреагировал и внутренний рынок, то не прибегали бы к операциям с залоговым зерном. По сути, логика подсказывала: нужно сразу идти на прямые закупки, заполнять продрезерв, ведь зерно с каждым днем будет дорожать. Но деньги израсходовали на залоговые, а пока ожидали очередной финансовой порции, цены реализации перевалили за максимальный уровень для Аграрного фонда. Собственно говоря, трейдеры, предлагая сельхозтоваропроизводителям высокую цену, не допускали традиционного сезонного спада.

При таких темпах сформировать полугодовые региональные и государственные продовольственные резервы нелегко. Прежде всего из сугубо финансовых соображений. Чтобы «сбить» внутренние цены, правительство со второй попытки таки «загнуздало» экспорт. Теперь государственным операторам в локальной среде, без конкуренции, легче будет отрапортовать о достижении стратегической правительственной цели — пополнении продзапасов.

Какова цена такой «сытости»? Квотная пайка Кабмина спровоцировала рост цен на мировом рынке зерновых. При отсутствии на нем украинцев выручка может перетечь в карманы извечных конкурентов — российских компаний. А вот счастливые обладатели «пшеничных» лицензий Минэкономики столкнулись с тем, что органы Государственной таможенной службы их просто не признают.

Устранение посреди маркетингового года с экспортной дистанции для многих мелких и средних зернотрейдеров — словно удар под дых. Отсутствие конкурентной среды внутри страны так или иначе приведет к падению цен. Причем на большинство видов продукции растениеводства. Ожидаемые убытки аграриев едва ли перекроет возросший на 2 млрд. грн. бюджет АПК на 2007 год.

Похоже, что Год села, так и не начавшись, завершится хуже, чем обычно.