UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зерновое забрало

Евросоюз такой же не предсказуемый в действиях, как и наши правительства. Померещилось что-то Кабмину — закрыл экспортные ворота перед зерновыми...

Автор: Владимир Чопенко

Евросоюз такой же не предсказуемый в действиях, как и наши правительства. Померещилось что-то Кабмину — закрыл экспортные ворота перед зерновыми. Да еще и на два года. Стоило польским фермерам на три часа заблокировать автомагистраль на Варшаву, помитинговать под министерством экономики Польши, протестуя против импорта украинского зерна, как ЕС спешно опустил перед ним забрало. Ограничив зерновой импорт, он подрезал крылья украинским аграриям, потерявшим почти треть экспортного рынка.

Собственно, поляки подложили нам экономическую свинью — при перепроизводстве зерна, да еще и в разгар финансовой дестабилизации... Между тем, если бы не Украина, покупавшая в значительных объемах польскую свинину, то кризис на тамошнем рынке не утих бы в апреле 2008 года, а продолжался бы по сей день.

«Свободным» ЕСовский рынок можно назвать с большой натяжкой. Импортную таможенную пошлину то аннулируют, то восстанавливают, вот как сейчас по требованию Польши. То, что введение ограничений на ввоз совпало с выступлениями польских фермеров, — чистая случайность. Поскольку еще в середине августа министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий обратился в Еврокомиссию с предложением восстановить в рамках ЕС пошлину на привозные зерновые.

И в то время, когда возмущенные польские крестьяне шли на Варшаву, Еврокомиссия уже вынесла положительный вердикт. С 27 октября начали действовать следующие таможенные ставки: 95 евро за тонну пшеницы, 93 евро — за тонну ячменя, 24,16 евро — за тонну ржи и сорго, 8,68 евро — за тонну кукурузы.

Видеть в украинских аграриях диверсантов, изнутри расшатывающих польскую экономику, не стоит. В 330 тыс. тонн импортируемой пшеницы доля нашей составляет примерно пятую часть. Остальное ввезли побратимы по ЕС: Венгрия, Чехия, Германия.

Вероятнее всего, сдетонировала разница в ценах. Если нашу пшеницу продавали по 150 долл. за тонну, то кто будет покупать польскую по 500? Их фермеры считают слишком низкой и интервенционную цену на зерновые — 101,3 евро за тонну, установленную Еврокомиссией для закупки хлеба в интервенционный фонд стран — членов ЕС. Перед наступлением причерноморского зерна (из Украины, России, Казахстана) не устояла даже Франция, которая планирует на 200 тыс. тонн снизить экспорт фуражной пшеницы в другие страны ЕС. Вот 27 стран и солидаризировались против бросового экспорта.

Прибегнуть к ограничительным мерам заставило и ожидание рекордного урожая зерновых в ЕС — до 308 млн. тонн. По сравнению с прошлым сезоном он вырастет на 20% при урожайности свыше 50 ц/га.
При этом Евросоюз прогнозирует экспортировать 15 млн. тонн пшеницы, половина из которых уже вывезена.

Нынешние таможенные ставки и квоты не удивляют. На моей памяти только в 2001 году украинское зерно беспрепятственно попадало в Европу, да еще и без дополнительных таможенных сборов. Правительство даже попыталось договориться с ЕС о том, чтобы размер квоты — 2 млн. тонн пшеницы — был постоянным для Украины, по крайней мере, на несколько лет. Не получилось...

Правда, импортные тарифы «плавают» в зависимости от насыщенности внутреннего рынка тем или иным видом зерна. И тогда на чужие территории можно еще протолкаться. Даже при импортной таможенной пошлине 12 евро за тонну причерноморская пшеница выдерживала конкуренцию с европейской.

Например, в 2005 году на первом же тендере по выдаче лицензий на импорт причерноморской пшеницы среднего и низкого качества ЕС «съел» квартальную квоту. Объем в 592,9 тыс. тонн покупатели выбрали вмиг. Столь агрессивный спрос на дешевое зерно дал повод европейским фермерам, прежде всего французским, потребовать от правительств увеличить финансовую поддержку экспорта их зерна.

В том же году субсидии достигли фантастических сумм. Производители зерна получили 63 евро за каждую выращенную тонну. Плюс 9 евро — за вывезенную за границу. Причем последнюю «материальную помощь» Комиссия европейского сообщества может пересматривать практически каждую неделю. Возможности ЕС таковы, что он даже не выбирает лимиты. В 2005 году ЕС выделил субсидии на экспорт 13 млн. тонн зерна.

Даже в США поддержка фермеров меньше, чем в Европе. В Америке прямое и косвенное дотирование АПК составляет в среднем 68 млрд. долл. в год, а в ЕС — 124 млрд. евро. Если же говорить о субсидиях, то в расчете на гектар пашни американские фермеры получают 250 долл., европейские же — более 400. А во Франции на 19 млн. гектаров земли выделяется 19 млрд. евро поддержки для крестьян. Так государство частично компенсирует стоимость будущего урожая.

Может ли украинский аграрий конкурировать с зарубежными коллегами, получая из бюджета 100 грн.
дотации на гектар озимой пшеницы? Тем более что Украина, вступая в ВТО, добровольно отказалась субсидировать экспорт. Куда теперь податься с низкокачественной дешевой пшеницей, уступающей даже российской?

Экспорт нужно срочно диверсифицировать, но... Внутренний рынок остыл из-за негативных тенденций мирового рынка, где цены на пшеницу каждую неделю снижаются почти на треть. У нас они упали до критических 650—600 грн. за тонну фуражного зерна и 800 — продовольственного. В горах неликвида и покоятся оборотные средства, которых так не хватает под будущий урожай.