UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зернолюб

И вновь министр шокировал аграрный мир. В разгар жатвы Александр Баранивский своим приказом, в сущ...

Автор: Владимир Чопенко

И вновь министр шокировал аграрный мир. В разгар жатвы Александр Баранивский своим приказом, в сущности, запретил деятельность аккредитованных товарных бирж, направив зерновой поток исключительно на государственную Аграрную биржу. Последней предоставлено привилегированное право регистрировать внешнеэкономические и региональные контракты, то есть быть эксклюзивным экспортером. Хотя функции ее совсем иные.

Устранив «чужих» игроков, МинАП стремится единолично играть как на внутреннем, так и на внешнем зерновом поле. Ввиду отсутствия эффективного менеджмента, опыта повторится та же история, что и с ГАК «Хлеб Украины» и Госрезервом. Их в свое время тоже выдвигали на роль государственных зерновых форвардов. Так и не выполнив возложенной миссии, сейчас они отсиживаются на скамейке запасных в дубле.

Но самая большая беда — упомянутый приказ внес сумятицу в зерновой рынок, полностью стреножил зернотрейдеров, поставив под угрозу выполнение международных контрактов.

Уверен, Сергей Терехин с Олегом Юхновским, авторы Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», видят Аграрную биржу совсем не такой, как «сельский» министр. Если бы они писали закон «под Баранивского» и предвидели, во что превратится рыночный инструмент в его руках, то еще хорошенько подумали бы. Аграрный руководитель по-своему интерпретировал не только этот закон, но и другие. И вот что из этого получилось.

Судя по преамбуле, в приказе №366 от 10 июля с.г. «Об усовершенствовании регулирования рынка зерна» МинАП вроде бы опирается на законы Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «О зерне и рынке зерна в Украине», постановления Кабмина №1148 от 20 июля 2000 года «О мерах по усовершенствованию регулирования рынка зерна» и №1285 от 26 декабря 2005 года «О создании Аграрной биржи». А вот в постановляющей части все эти документы одним махом перечеркивает. В первом пункте министр «застолбил» за Аграрной биржей исключительное право регистрировать внешнеэкономические и региональные зерновые контракты. А вторым аннулировал ведомственный приказ от 1 августа 2003 года № 259 «Об утверждении Порядка предоставления товарной бирже заключения о ее соответствии требованиям», проще говоря — устранил другие биржи с аграрного рынка.

Если препарировать упомянутые законы и постановления скальпелем, а не отбойным молотком, то в них недвусмысленно сказано, что товарные биржи — это субъекты аграрного рынка; предусмотрены порядок и срок их аккредитации. Именно на них должны заключаться и регистрироваться соглашения купли-продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и региональных потребностей, в частности внешнеэкономические контракты. Полноценность бирж подтверждают и Хозяйственный кодекс Украины, и закон о товарной бирже. Кстати, МинАП обязано каждую неделю информировать Кабмин об объемах зерна и ценах по заключенным и зарегистрированным на этих биржах сделкам.

Еще один пробел в правовых знаниях аграрных руководителей. Согласно статье 9 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», каждый проект регуляторного акта обнародуется с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений. Срок, на протяжении которого аккумулируются замечания и предложения, не может быть меньше одного месяца и больше трех месяцев со дня обнародования проекта. МинАП эти сроки не выдержало, поскольку не афишировало вышеупомянутый приказ.

Я не идеализирую деятельность 36 бирж, аккредитованных Министерством аграрной политики. Естественно, они работают в той среде, в которой существуем мы, — далекой от совершенства. Словом, такого шума, летающих бумажек, как на Лондонской или Чикагской бирже, отечественные не увидят еще с десяток лет. При этом от наших торговых «ям» всегда требовали большего, чем от мировых. Их заставили заниматься торговлей спотом, тогда как их сестры за рубежом оперируют «продвинутым» инструментарием — фьючерсами, деривативами. Мы же, не сумев в них разобраться, налегли на самый простой рычаг и определяем эффективность деятельности бирж по количеству проданного на них зерна.

Да черт с ними, фьючерсами, деривативами, спекулянтами и остальными ругательными для сегодняшних аграрных руководителей терминами. Как бы там ни было, украинские биржи действительно являются индикатором, формирующим цену, а не слепо фиксирующим ее. Такую роль они выполняют практически на протяжении семи лет, и в прошлом году их оборот превысил 10 млрд. грн.

Но не сумма стала поперек горла «рыночным» аграрным руководителям. Помните, с какой поспешностью создавалась Аграрная биржа? За несколько дней до нового 2006 года... Потом из столицы начали «клонировать» ее филиалы в областях. Хотя, ради здравого смысла и экономии бюджетных средств, выгоднее и полезнее было бы создать представительства Аграрной биржи на аккредитованных действующих биржах. Тем более, последние не противились соседству.

Излишне говорить, что «дочки» Аграрной готовы к операциям с новым урожаем, а тем более — достойно конкурировать с биржами-аксакалами. Поэтому их «деликатно» отодвинули, указав место за частоколом не только зернового тока.

Второпях отменяя приказ №259 «Об утверждении Порядка предоставления товарной бирже заключения о ее соответствии требованиям», которым биржи лишили и аккредитации, министр не заметил, что гамузом отменил и приложения к приказу, первое из которых касается регистрации биржевого соглашения (контракта) на экспорт зерна. Собственно, этим министр наложил вето на вывоз зерна за пределы Украины. Не помню, чтобы к таким «революционным» шагам прибегал кто-либо даже из премьеров. Я уже не говорю о том, что МинАП может аннулировать действие заключения о соответствии в случае систематического нарушения (два и больше раз) товарной биржей Правил биржевой торговли и биржевого арбитража, при отсутствии котировки цен, в чем нельзя обвинить ни одну из 36 аккредитованных бирж.

Министр и юридический департамент ведомства, судя по всему, уверены, что свернули голову зерновым спекулянтам. Однако последние ее даже не опускали. Самое интересное то, что приказ №366 от 10 июля с.г. «Об усовершенствовании регулирования рынка зерна», если разобраться, отменяет только... приказ №259. Поскольку на каждую биржу, прошедшую аккредитацию, есть отдельный, «именной», приказ и такое же заключение о соответствии требованиям. Например, Украинской специализированной зерновой бирже такая «индульгенция» предоставлена приказом Министерства аграрной политики Украины от 2 сентября 2005 года за №446 «О предоставлении Украинской специализированной зерновой бирже заключения о ее соответствии требованиям», и действительна она в течение трех лет. Следовательно, Александр Баранивский для полной победы должен издать запретительные приказы на каждую из 36 аккредитированных товарных бирж и аннулировать заключения. Но успеет ли?

Даже если от большого ума такое и случится, Аграрная биржа недолго будет править на аграрном рынке. Во-первых, уверен, к «единоличнику» на заманчивом продовольственном рынке присмотрится Антимонопольный комитет. Во-вторых, не будут спать и другие органы, поскольку в по себе скроенной «лавочке» намерены торговать не только зерном. По некоторым позициям Аграрная биржа «заломила» биржевой сбор за регистрацию контрактов в десять раз больший, чем аккредитованные товарные. За экспорт до ста тонн зерна — 0,5% его стоимости, но не менее 300 грн. Вывозишь за пределы Украины три тонны — все равно плати 300 грн. Тогда как по расценкам товарных бирж — до 40.

Среди тарифов на услуги встречаются и вовсе импозантные: за регистрацию договоров купли-продажи недвижимого имущества, в том числе земельных участков — 2,0% от стоимости контракта, но не менее 350 грн. Предусмотрены также вознаграждения бирже за подготовку и проведение торгов по реализации имущества юридических и физических лиц, государственного и коммунального, предприятий-банкротов и ликвидируемых предприятий, залогового и арестованного имущества, конфискованного... Но вы не увидите тарифов на клиринговые операции, торговлю деривативами — собственно тем, чем непосредственно должна заниматься биржа с громким и всеохватывающим названием.

Я не против таких аппетитов, но ведь Аграрная биржа — неприбыльное предприятие. Если хотите, казенное специализированное. В Законе «О зерне и рынке зерна в Украине» Аграрная биржа выступает в роли посредника между Аграрным фондом и земледельцами: «Формирование объемов зерна государственного продовольственного резерва осуществляется Аграрным фондом путем заключения соглашений купли-продажи на аграрной бирже, а порядок его использования определяется законодательством». Следовательно, нынешний министр — не хозяин-барин всех намолотов, как ему кажется. И не ему сужать или расширять полномочия и функции Аграрной биржи.

Согласно Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», Аграрная биржа для проведения расчетов по заключенным биржевым соглашениям (договорам) и предоставления (учета и выплаты) биржевых гарантий должна создать расчетно-клиринговый центр и систему гарантирования выполнения зарегистрированных ею биржевых соглашений (контрактов). Именно для функционирования такого центра и получения лицензии для расчетно-клиринговых операций биржи были выделены 36 млн. бюджетных гривен, поскольку, по закону, такое учреждение должно иметь уставный фонд в размере 5 млн. евро.

Но в совместном приказе №764/940 Министерства аграрной политики и Министерства финансов от 29 декабря 2005 года среди первоочередных покупок значатся... земельный участок площадью 0,5 гектара, офис — 1200 «квадратов», 542 единицы оргтехники. Чтобы успевать на торги, требуется пять автомобилей, 40 сейфов, чтобы надежно прятать документы от конкурентов, и, кроме 25 стационарных телефонов, служащие экипированы еще... 150 «мобилками».

Разумеется, что при таких запросах расчетно-клирингового центра Украине не видать еще с полгода. А без него Аграрная биржа — жалкое подобие действующих, желторотый птенец на рынке сельхозпродукции. Ее вдохновители с творцами якобы государственными интересами прикрывают выгоду. Представьте эдакие «торги» на бирже-монополисте при твердой таксе 700 грн. за тонну пшеницы третьего класса в течение всего маркетингового года. С вереницей заранее «избранных» продавцов... Полный штиль! Да экспортные пути с недавними 12—13 млн. тонн зерновых из-за засилья незнаек на них просто порастут травой.

До тех пор, пока аграрная столица будет находиться в Житомире, пока сельским хозяйством будут понукать горе-зернолюбы, в Украине еще долго будут скрипеть «серые» агрорыночные механизмы. Как говорили в родном колхозе, много шума и мало силоса.