UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗЕМЛЯ МОЯ ГОСАКТИЗОВАННАЯ...

Если бы моя родная Кировоградщина попала в «зону действия» Проекта поддержки приватизации земли...

Автор: Владимир Чопенко

Если бы моя родная Кировоградщина попала в «зону действия» Проекта поддержки приватизации земли в Украине Агентства США по международному развитию (USAID), то государственный акт на право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения достался бы мне даром. А так пришлось раскошелиться на 70 гривен: стоимость землеустроительных работ, необходимых для выделения моего земельного пая размером 3,75 гектара в натуре, плюс собственно изготовление документа на владение им...

Количество украинцев-счастливчиков, облагодетельствованных Америкой, по окончании проекта достигнет 1,8 млн. человек. Это — почти четверть потенциальных собственников земельных госактов. О масштабности проекта, его результативности, препятствиях, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации программы, рассказывает директор Агентства США по международному развитию в Украине, Молдове и Беларуси Кристофер КРОУЛИ.

— Живя в айовской глубинке, видел, как вокруг американского фермера вращается вся рыночная инфраструктура: семеноводческие фирмы, компании по продаже техники, средств защиты растений, банки, элеваторы... Заботятся о нем, как жених о своей избраннице. Чего не скажешь об украинском аграрии... Даже за государственным актом на землю он должен тащиться в райцентр, обивать пороги райгосадминистрации, хотя законом предусмотрена регистрация и выдача документа сельским советом. Господин Кристофер, ваш Проект поддержки приватизации земли в Украине не запутался в наших бюрократических сетях?

— Я прибыл в Украину в нелегкие времена: демонтаж колхозной системы, потом — выдача сертификатов на земельные доли (паи), но без определения границ участка. В 1999 году в указе Президента Кучмы четко очерчена цель, подкрепленная авторитетом и властью лидера государства: все земли сельскохозяйственного назначения должны быть приватизированы до 2003 года. Поэтому USAID решило подставить плечо Украине в реализации этих планов, в частности, помочь в изготовлении и выдаче 1,8 миллиона государственных актов на право собственности на землю.

Стартом Проекта поддержки приватизации земли в Украине можно считать 31 октября 2001 года, когда правительства Украины и США подписали соответствующий Меморандум о взаимопонимании. Важно, что наша помощь является грантом, то есть бесплатной.

Выдаче госакта предшествует большой комплекс землеустроительных работ: полевые геодезические обмеры с привязкой к государственной геодезической сети; закрепление границ земельных массивов, подлежащих паеванию, межевыми знаками длительного сохранения; разработка проекта организации территории земельных долей (паев). Все это в целом требует определенных финансовых затрат. По украинским меркам — 12—15 американских долларов. Мы же, начиная проект, задекларировали значительно более низкие расценки — четыре-семь долларов, взяв в качестве образца опыт реализации подобной программы в Молдове.

Как мы добились удешевления? Прежде всего, привлекли на тендерных началах только частные землеустроительные организации. Каждая фирма имеет лицензии Государственного комитета Украины по земельным ресурсам и Государственной службы геодезии, картографии и кадастра. Все геодезическое оборудование соответствует стандартам Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины и надлежащим образом зарегистрировано. Более ста контрактов на выполнение работ по изготовлению и выдаче государственных актов проект заключил с более чем 50 частными землеустроительными организациями. Подрядчики получают оплату только по окончании всех работ. И даже на таких, я сказал бы, жестких условиях оказалось довольно много желающих сотрудничать с нами. Сейчас сельскохозяйственный компонент проекта реализуется в 17 областях Украины, охвачена почти половина районов.

— И в каждом — своя специфика, разные стадии выполнения работ по изготовлению и выдаче госактов. У кого-то на руках — еще земельный сертификат, а кто-то уже получил государственный акт, который существенно отличается от предшественника, утвержденного Верховной Радой еще в 1992 году. Две «ходовые» формы госактов сеют смуту среди населения: какой же из них имеет большую силу? А законодательная и исполнительная власть не спешит аргументированно успокоить. Ситуация сложная и запутанная. Как вы в ней ориентируетесь?

— Как правило, в каждом сельском совете граждан можно распределить на следующие группы: уже получившие государственный акт на землю; те, для кого госакты изготовлены на основании соглашения между сельскохозяйственным предприятием и землеустроительной организацией, но за них средства не перечислены, поэтому госакты и не выдают; работа частично профинансирована, но не проведена полностью, поэтому документы и не изготовлены; и, наконец, категория крестьян, для которых эта работа еще не начиналась. Благодаря такой градационной шкале исполнители проекта четко определяют круг претендентов на получение государственных актов при нашем содействии.

В той местности, где работы по выдаче документов у нас проводились слишком медленно, добиваемся расторжения всех предыдущих соглашений, расчищаем, так сказать, русло и только после этого принимаемся за дело. Тем самым устраняем возможность двойной оплаты за одни и те же операции. Бывают случаи, когда некоторые сельские советы, где выполнен значительный объем работ по изготовлению госактов за средства крестьян, ошибочно включают в программу деятельности проекта.

— По ошибке или умышленно? Могу поделиться фактами, когда за изготовленные вашими подрядными организациями государственные акты — бесплатно для крестьян! — с последних берут дополнительно немалые суммы. Как это было в Чорнухинском районе на Полтавщине. А в Новосанжарском районе нефтеносные земли вообще исключили из паевания, чтобы целостным массивом передать нефтегазовым «королям» в аренду на десять лет без права расторжения договоров. Во-первых, это — дискредитация альтруистских принципов Проекта поддержки приватизации земли в Украине USAID. Во-вторых, не все справедливо оценивают помощь США в приватизационных земельных процессах. Кое-кто выдает это в качестве собственной заслуги, затеняя настоящих авторов. Крестьянам подбрасывают тезис о том, что американцы суетятся неспроста: присматриваются к плодородным землям, проводят рекогносцировку, чтобы после старта продажи-купли земли завладеть ими.

— Нам также известны подобные финансовые хитрости и операции. Поэтому параллельно с выдачей государственных актов специалисты проекта проводят мощную информационно-просветительскую работу, стремятся дойти до каждого сельского двора. Они распространяют справочную литературу, оказывают юридическую помощь новым собственникам земельных участков, организуют учебные семинары для юристов, судей, местных должностных лиц. Собираемся популяризировать судебные решения, направленные на обеспечение реализации законных прав граждан, обобщать эту информацию и распространять ее среди сельского населения.

Поработав какое-то время, мы поняли, что регионального офиса в Тернополе мало и с февраля текущего года открыли пять центров юридической помощи крестьянам в Виннице, Херсоне, Ривном, Чернигове и Тернополе. В новосозданные центры идут любопытствующие, обделенные, обманутые. Люди ищут правду и находят ее у нас. Как по мне, массовость намного сильнее досадных случаев препятствования нашей деятельности как на региональном, так и общегосударственном уровнях.

— Уже то, что председатель Госкомзема Анатолий Даниленко, отчитываясь на Дне правительства в Верховной Раде по вопросам выдачи государственных актов крестьянам, и словом не обмолвился о деятельности Проекта поддержки приватизации земли в Украине USAID, свидетельствует об определенной диспозиции между вами. В то же время из врученных 3,2 млн. государственных актов на земле сельхозназначения 410 тыс. — «американские». И, без преувеличения, ваша программа, господин Кристофер, достигла масштаба общенациональной. Почему же тогда даже высшие эшелоны власти упорно не замечают вашего вклада?

— Количество, как вы сказали, «американских» государственных актов было бы значительно большим: по крайней мере, еще почти 300 тыс. экземпляров находятся на завершающей стадии. Но процесс затормозился в связи с пресловутым распоряжением Госкомзема №23, требующим выполнения дополнительных работ и уплаты значительных сумм, что является обязательным условием для получения бланков государственных актов.

Несмотря на то, что Министерство юстиции Украины письмом от 27 ноября 2002 года отозвало это распоряжение как выданное с нарушением действующего законодательства, Госкомзем продолжал настаивать на его применении. Только 28 мая это ведомство издало указание №18 «Об отмене указания от 01.08.02 №23 «О внедрении Временного порядка формирования и ведения базы данных автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» с 1 июля этого года.

Деструктивный документ приостановил деятельность проекта на полгода: мы категорически отказываемся платить дополнительные, немотивированные поборы. От нас требуют обязательной подачи на государственную землеустроительную экспертизу всей документации и внесения платы за ее проведение, хотя законодательством Украины предусматривается выборочная экспертиза. Проще говоря, подорожание услуг землеустроительные организации, в конечном итоге, переложат на плечи крестьян, что, естественно, отразится на стоимости государственного акта.

В свое время мы предложили украинскому правительству воспользоваться прогрессивными рентабельными спутниковыми технологиями, которые помогают в процессе изготовления и выдачи государственных актов. Но в связи с закрытостью, порожденной тоталитарной советской системой, нам не удалось склонить чиновников к положительному решению. Только в апреле текущего года правительство сняло ограничения на использование данных спутниковой съемки, что стало значительным шагом к созданию открытого общества, а также будет способствовать и значительному ускорению развития землеустроительной и картографической отраслей. В сотрудничестве с Украинским центром менеджмента земли и ресурсов — неправительственной организацией, проект планирует приобрести около 150 изображений высокой разрешающей способности с индийского спутника дистанционного зондирования (IRS). На их основании изготовим общедоступную современную базовую ортофотокарту, что упростит выполнение наших задач.

— Проект поддержки приватизации земли в Украине USAID заканчивается в сентябре. Вы скажете «Good-bye, Ukraine!» и уедете, как у нас говорят, на богатые села? Или останетесь с нами до победного конца — полной госактизации страны?

— Во-первых, мы не выполнили намеченную программу, поэтому сворачивать работу рановато. Во-вторых, наш проект тесно сотрудничает с Всемирным банком. Как раз в середине мая официальная делегация Украины, возглавляемая Анатолием Даниленко, председателем Госкомзема, провела в этом финансовом институте переговоры по проекту «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра». Предполагается в течение 2004—2012 годов сформировать при Госкомземе Украины единую систему государственной регистрации земельных участков, недвижимости и прав на них в составе государственного земельного кадастра. В частности, в рамках проекта будет осуществляться приватизация земель сельскохозяйственного назначения с установлением прав собственности на земельные участки путем выдачи государственных актов.

Кроме того, будет создана эффективная автоматизированная национальная система земельного кадастра, которая обеспечит процесс регистрации прав собственности на земельные участки и недвижимость с ведением соответствующих реестров. Для реализации этого проекта Всемирный банк выделит 195,13 млн. долларов. Уверен, наш опыт, приобретенный на просторах Украины, сослужит участникам этой масштабной программы добрую службу, и в ней найдется место и для нас. Тем более, что поступили просьбы из регионов оказать поддержку в замене более полумиллиона земельных сертификатов, в частности помочь полностью завершить выдачу госактов в нескольких областях.

— Господин Кристофер! Скажите, как куратор USAID в трех постсоветских странах — Украине, Молдове и Беларуси: в какой из них корни крестьянина-частника приживаются лучше? О кроне говорить еще рановато...

— В этом смысле я сразу вычеркнул бы из списка Беларусь. Правительство Молдовы очень быстро продемонстрировало свою настроенность на приватизацию земли, и в течение семи лет было выдано около двух миллионов госактов на земельные участки, за исключением Приднестровья. То есть, фактически вся земля сельскохозяйственного назначения была приватизирована, и этот процесс завершился до того, как к власти снова пришли коммунисты. Несмотря на то, что в Молдове велись дискуссии о реприватизации или ренационализации земли, к практическим шагам там не переходят.

Разумеется, поскольку это государство по размерам намного меньше Украины, то и проблемы оказались не столь масштабными, они иные по своей природе. Поэтому приватизационный процесс в аграрной сфере в Украине продолжительнее, и вы несколько более осмотрительно двигаетесь от разрушения колхозной системы к крестьянину-частнику. Мы считаем, что это движение должно быть более динамичным, хотя понимаем: клубок проблем в АПК в одночасье не разрешить. Конечно, сельское хозяйство будет чахнуть, имея измельченную инфраструктуру, сотканную из 6,7 млн. крестьян — владельцев государственных актов. На каком-то этапе должна произойти консолидация земли в пределах более эффективной организационной структуры.

С реализацией проекта Украина сделает важный шаг в формировании рынка земли, основными элементами которого являются признание права собственности на землю через выдачу госактов, функционирование земли в качестве товара и наличие четко очерченного законодательного поля для рыночного оборота земельных участков.

В той местности, где работы по выдаче документов у нас проводились слишком медленно, добиваемся расторжения всех предыдущих соглашений, расчищаем, так сказать, русло и только после этого принимаемся за дело. Тем самым устраняем возможность двойной оплаты за одни и те же операции. Бывают случаи, когда некоторые сельские советы, где выполнен значительный объем работ по изготовлению госактов за средства крестьян, ошибочно включают в программу деятельности проекта.

— По ошибке или умышленно? Могу поделиться фактами, когда за изготовленные вашими подрядными организациями государственные акты — бесплатно для крестьян! — с последних берут дополнительно немалые суммы. Как это было в Чорнухинском районе на Полтавщине. А в Новосанжарском районе нефтеносные земли вообще исключили из паевания, чтобы целостным массивом передать нефтегазовым «королям» в аренду на десять лет без права расторжения договоров. Во-первых, это — дискредитация альтруистских принципов Проекта поддержки приватизации земли в Украине USAID. Во-вторых, не все справедливо оценивают помощь США в приватизационных земельных процессах. Кое-кто выдает это в качестве собственной заслуги, затеняя настоящих авторов. Крестьянам подбрасывают тезис о том, что американцы суетятся неспроста: присматриваются к плодородным землям, проводят рекогносцировку, чтобы после старта продажи-купли земли завладеть ими.

— Нам также известны подобные финансовые хитрости и операции. Поэтому параллельно с выдачей государственных актов специалисты проекта проводят мощную информационно-просветительскую работу, стремятся дойти до каждого сельского двора. Они распространяют справочную литературу, оказывают юридическую помощь новым собственникам земельных участков, организуют учебные семинары для юристов, судей, местных должностных лиц. Собираемся популяризировать судебные решения, направленные на обеспечение реализации законных прав граждан, обобщать эту информацию и распространять ее среди сельского населения.

Поработав какое-то время, мы поняли, что регионального офиса в Тернополе мало и с февраля текущего года открыли пять центров юридической помощи крестьянам в Виннице, Херсоне, Ривном, Чернигове и Тернополе. В новосозданные центры идут любопытствующие, обделенные, обманутые. Люди ищут правду и находят ее у нас. Как по мне, массовость намного сильнее досадных случаев препятствования нашей деятельности как на региональном, так и общегосударственном уровнях.

— Уже то, что председатель Госкомзема Анатолий Даниленко, отчитываясь на дне правительства в Верховной Раде по вопросам выдачи государственных актов крестьянам, и словом не обмолвился о деятельности Проекта поддержки приватизации земли в Украине USAID, свидетельствует об определенной диспозиции между вами. В то же время из врученных 3,2 млн. государственных актов на земли сельхозназначения 410 тыс. — «американские». И, без преувеличения, ваша программа, господин Кристофер, достигла масштаба общенациональной. Почему же тогда даже высшие эшелоны власти упорно не замечают вашего вклада?

— Количество, как вы сказали, «американских» государственных актов было бы значительно большим: по крайней мере, еще почти 300 тыс. экземпляров находятся на завершающей стадии. Но процесс затормозился в связи с пресловутым распоряжением Госкомзема №23, требующим выполнения дополнительных работ и уплаты значительных сумм, что является обязательным условием для получения бланков государственных актов.

Несмотря на то, что Министерство юстиции Украины письмом от 27 ноября 2002 года отозвало это распоряжение как выданное с нарушением действующего законодательства, Госкомзем продолжал настаивать на его применении. Только 28 мая это ведомство издало указание №18 «Об отмене указания от 01.08.02 №23 «О внедрении Временного порядка формирования и ведения базы данных автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» с 1 июля этого года.

Деструктивный документ приостановил деятельность проекта на полгода: мы категорически отказываемся платить дополнительные, немотивированные поборы. От нас требуют обязательной подачи на государственную землеустроительную экспертизу всей документации и внесения платы за ее проведение, хотя законодательством Украины предусматривается выборочная экспертиза. Проще говоря, подорожание услуг землеустроительные организации, в конечном итоге, переложат на плечи крестьян, что, естественно, отразится на стоимости государственного акта.

В свое время мы предложили украинскому правительству воспользоваться прогрессивными рентабельными спутниковыми технологиями, которые помогают в процессе изготовления и выдачи государственных актов. Но в связи с закрытостью, порожденной тоталитарной советской системой, нам не удалось склонить чиновников к положительному решению. Только в апреле текущего года правительство сняло ограничения на использование данных спутниковой съемки, что стало значительным шагом к созданию открытого общества, а также будет способствовать и значительному ускорению развития землеустроительной и картографической отраслей. В сотрудничестве с Украинским центром менеджмента земли и ресурсов — неправительственной организацией, проект планирует приобрести около 150 изображений высокой разрешающей способности с индийского спутника дистанционного зондирования (IRS). На их основании изготовим общедоступную современную базовую ортофотокарту, что упростит выполнение наших задач.

— Проект поддержки приватизации земли в Украине USAID заканчивается в сентябре. Вы скажете «Good-bye, Ukraine!» и уедете, как у нас говорят, на богатые села? Или останетесь с нами до победного конца — полной госактизации страны?

— Во-первых, мы не выполнили намеченную программу, поэтому сворачивать работу рановато. Во-вторых, наш проект тесно сотрудничает с Всемирным банком. Как раз в середине мая официальная делегация Украины, возглавляемая Анатолием Даниленко, председателем Госкомзема, провела в этом финансовом институте переговоры по проекту «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра». Предполагается в течение 2004—2012 годов сформировать при Госкомземе Украины единую систему государственной регистрации земельных участков, недвижимости и прав на них в составе государственного земельного кадастра. В частности, в рамках проекта будет осуществляться приватизация земель сельскохозяйственного назначения с установлением прав собственности на земельные участки путем выдачи государственных актов.

Кроме того, будет создана эффективная автоматизированная национальная система земельного кадастра, которая обеспечит процесс регистрации прав собственности на земельные участки и недвижимость с ведением соответствующих реестров. Для реализации этого проекта Всемирный банк выделит 195,13 млн. долларов. Уверен, наш опыт, приобретенный на просторах Украины, сослужит участникам этой масштабной программы добрую службу, и в ней найдется место и для нас. Тем более что поступили просьбы из регионов оказать поддержку в замене более полумиллиона земельных сертификатов, в частности помочь полностью завершить выдачу госактов в нескольких областях.

— Господин Кристофер! Скажите, как куратор USAID в трех постсоветских странах — Украине, Молдове и Беларуси: в какой из них корни крестьянина-частника приживаются лучше? О кроне говорить еще рановато...

— В этом смысле я сразу вычеркнул бы из списка Беларусь. Правительство Молдовы очень быстро продемонстрировало свою настроенность на приватизацию земли, и в течение семи лет было выдано около двух миллионов госактов на земельные участки, за исключением Приднестровья. То есть, фактически вся земля сельскохозяйственного назначения была приватизирована, и этот процесс завершился до того, как к власти снова пришли коммунисты. Несмотря на то, что в Молдове велись дискуссии о реприватизации или ренационализации земли, к практическим шагам там не переходят.

Разумеется, поскольку это государство по размерам намного меньше Украины, то и проблемы оказались не столь масштабными, они иные по своей природе. Поэтому приватизационный процесс в аграрной сфере в Украине продолжительнее, и вы несколько более осмотрительно двигаетесь от разрушения колхозной системы к крестьянину-частнику. Мы считаем, что это движение должно быть более динамичным, хотя понимаем: клубок проблем в АПК в одночасье не разрешить. Конечно, сельское хозяйство будет чахнуть, имея измельченную инфраструктуру, сотканную из 6,7 млн. крестьян — владельцев государственных актов. На каком-то этапе должна произойти консолидация земли в пределах более эффективной организационной структуры.

С реализацией проекта Украина сделает важный шаг в формировании рынка земли, основными элементами которого являются признание права собственности на землю через выдачу госактов, функционирование земли в качестве товара и наличие четко очерченного законодательного поля для рыночного оборота земельных участков.