UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАМКИ, НЕ ТОЛЬКО С ПРИВИДЕНИЯМИ...

В одной из батальных сцен фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечом» казачьему войску даже с поддержкой татар никак не удается захватить замок в Збараже...

Авторы: Владимир Чопенко, Роман Якель

В одной из батальных сцен фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечом» казачьему войску даже с поддержкой татар никак не удается захватить замок в Збараже. Польские отряды выдерживают осаду и переходят в наступление. Эта твердыня бывшей Речи Посполитой до сих пор является гордостью польской истории. Соседи рассказывают нам о нас, словно давая ссуду...

Между тем Тернопольщина заслуженно считается оборонной Меккой. На сегодня в краю сохранилось 33 крепости, а это — треть в Украине. Этакое тихое царство замков. И не сегодня признанное научным миром и туристами: в Тернопольском воеводстве межвоенной Польши высилось около сотни фортификационных сооружений. Крепкими стенами, тайной системой коммуникаций крепостей Речь Посполита в течение нескольких веков могла противостоять Московии, Крымскому ханству и Порте. А Теребовлянский, Кременецкий, Шумский замки строили еще древнерусские князья.

Большой замок в Теребовле, скажем, связан с историей известного удельного князя с трагической судьбой — Василька Ростиславовича. Кременецкую крепость в XV веке польский король Казимир перестроил для своей жены итальянки Боны и сделал еще более мощной. Чертковский замок после краха Бучацкого договора в 1672 году стал резиденцией самого турецкого суб-паши. Крепостные стены не единожды разрушали завоевательские планы турок и татар. А замки в Кременце и в селе Даниловград Шумского района, построенные во времена Галицко-Волынского государства, татары взять так и не смогли.

Ландшафтные условия, а также вырытые рвы обеспечивали замкам многоступенчатую защиту. И они величественной грудью сдерживали натиск врагов. Оборонительные линии до сих пор видны вдоль Збруча, Днестра, Серета, Стрыпи, других рек.

Ко многим крепостям история была безжалостна — стерла их с лица земли. Выстоявшие под грузом веков выглядят плачевно. В большинстве своем там, где в средневековье гордо возвышался замок, сейчас только руины. Подорвана слава блестящих побед и кровавых поражений. Доконали величественные строения и время, и местные жители своими хозяйственными интересами.

Деньги на поддержку оборонительных укреплений и их консервацию выделялись еще в 80-х годах. За последнее двадцатилетие областная казна на ремонт «своих» историко-культурных памятников не давала ничего. Улыбнулась судьба единственной Збаражской твердыне: правительственным постановлением она признана историко-архитектурным заповедником государственного значения. И хотя средства из госбюджета на ее реставрацию поступают слишком медленно, высший статус вселяет определенные надежды.

Впрочем, актуальна даже не реставрация замков — этот сизифов труд. Необходимо рукотворные памятники истории сохранить хотя бы от дальнейшего разорения, так сказать, законсервировать их нынешнее состояние. Иначе пройдет еще несколько десятилетий, и от таких замков, как, например, Бучацкий, Кременецкий, Теребовлянский, Скала-Подольский, Золотопотокский, останутся груды камня. И кто вспомнит, как писал поэт Валерий Герасимчук, «славу давню та дзвінку»!?

Привлечь внимание к гибнущей героической истории края призвана едва ли не единственная среди подобных фотовыставка тернопольского мастера объектива и пера Василия Бурмы «Привидения старых замков». Фотохудожник, объездив всю Украину, многие страны Европы и Востока, демонстрирует, кроме фотографий родных крепостей, датские, норвежские, испанские, египетские, сирийские замки. Последние выглядят куда лучше украинских побратимов.

В рыночных государствах замки, не являющиеся частной собственностью, берегут от разорения, как правило, за средства меценатов, пожертвования граждан. В поддержку памятников оборонного искусства организовываются фестивали, конкурсы с розыгрышем лотерей. По «совковой» привычке, все реставрационные помыслы направлены на бюджет. Но так уж складывается, что ему всегда не хватает поступлений.

От неразвитого туризма на «замковых островах» теряем невероятно много. До недавнего времени законодательство не позволяло передавать в аренду или в собственность крепостные сооружения под так называемые инвестиционные обязательства — поддерживать оставленное историей.

Местные и даже зарубежные бизнесмены несколько раз выходили с предложениями арендовать уцелевшие части замков в Теребовле, поселке Микулинцах Теребовлянского района, в поселке Скалате Подволочского района. Есть в Кременце такие, кто готов позаботиться о замке, разместив там торговлю, но, как объяснил городской голова Андрей Згуславский, местные власти не могут дать на это добро, т.к. здание — на балансе областного управления архитектуры и градостроительства. Значит, как в анекдоте о хитром украинце, который все яблоки понадкусывал...

Похоже, в последние месяцы лед тронулся. Верховная Рада приняла закон «Об охране культурного наследия», посеяв надежду, что памятникоохранное дело улучшится. Местным властям позволили открывать путь меценатству и приспосабливать замки под туристические и коммерческие нужды.

Неужели в наших крепостях будут не только сновать привидения, но и современная жизнь забурлит?